Предлагаем воспользоваться купоном - dzzoou9vc9855q1a1m10631s8zhi9nox - на 10% скидку при покупке GOLD-аккаунта DepositFiles с периодом действия 6 месяцев или 1 год. Купон действителен до 2010-09-18.
В рисунке головы следует опираться на знание характерных переломов, границ плоскостей объемной формы и на так называемые опорные точки строения черепа: макушка (свод черепа), теменные и лобные бугры, скулы и скуловые дуги, височные линии, края глазных впадин, основание носа, форма верхней челюсти, ширина и угол нижней челюсти и основание подбородка.
При профильном ракурсе головы ее опорными точками являются: макушка
(свод черепа), затылочные, теменные и лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, края глазницы, скуловые кости и скуловые дуги, корень и основание носа, линия губ, подбородочные выступы и угол нижней челюсти.
Одна из основных задач рисовальщика состоит в необходимости увязать голову с шеей модели, а шею — с плечевым поясом. Для этого необходимо обобщенно представить себе жесткую конструкцию скелета шеи (семь шейных позвонков), являющуюся частью позвоночного столба, и ее цилиндрическую форму.
Начинать рисунок головы с живой модели следует с композиционного размещения головы на листе бумаги, устанавливая движение головы (ее наклон и наклон шеи по отношению к плечевому поясу) и ее основные пропорции, соотношение ее массы к листу бумаги.
сначала намечают верхнюю и нижнюю точки головы;
выделяют серединную линию в соответствии с ракурсным положением;
набрасывают общий характер портретируемого: помечают основные линии членения головы по горизонтали
и вертикали, линию глаз, надбровных дуг, лобных бугров, скул и скуловых дуг, линию носа, рта, подбородка, определяют лицевой угол (его составляет соотношение осевой линии и линии, идущей от угла нижней челюсти до подбородка).
Парные формы необходимо рисовать одновременно: левый глаз одновременно с правым, левую скуловую кость с правой и т. п.
Второй этап рисования головы — уточнение общей конструктивной формы головы с последовательным построением деталей.
Легкая разбивка рисунка на свет и тень поможет увидеть ошибки в построении пропорций.
Работая тоном, соблюдая большие тональные отношения, нужно все время уточнять рисунок деталей головы, постепенно выявляя индивидуальные особенности натуры.
Рисуя нос, нужно видеть его анатомическую структуру, границу костной основы и хрящей. Выступая вперед и вниз, нос расширяется и приобретает округлую, мягкую форму.
Нижняя поверхность носа, его основание, на котором располагаются ноздри,
при стандартном освещении оказывается в тени.
Поскольку нос является самой выступающей частью головы, его тональное решение оказывается наиболее контрастным.
Перед тем как приступать к детализированному рисунку глаза, необходимо обозначить его место и массу в глазнице, точно определить характер глазной щели. При этом надо стараться избегать типовой ошибки — излишнего высветления белков глаз: они не бывают абсолютно светлыми.
К типовым ошибкам начинающего рисовальщика следует
отнести излишнее увлечение рисунком лицевой части черепа с игнорированием рисунка его мозговой части. Рисунок мозговой части выявляет основной объем головы и ее характер.
Третий этап работы состоит в дальнейшей тональной проработке рисунка, с четким определением больших тональных отношений, и выявлении характера отдельно взятых деталей.
Ближняя форма выявляется насыщенной тональной проработкой и подчеркивается более активной линией, дальняя — трактуется мягче.
Завершая работу над длительным рисунком головы с живой натуры, следует внимательно сравнить рисунок с натурой.