Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Искусство живописи

  Все выпуски  

Искусство живописи Выпуск 6


Искусство живописи

Все о технологии живописи, стилях и технике в живописи, самообразовании и об околоживописных темах.

Этим выпуском я заканчиваю большую статью о лаках, употребляемых в масляной живописи. На написание статей для рассылки у меня пока нет времени, поэтому, если кому либо интересно продолжить ее, то пишите, выслушаю ваши предложения ( info@paintingart.ru ).


Лаки

Лаки покрывные (окончание)

Дефекты, вызываемые влажностью. Влага или длительное воздействие атмосферной влажности вызывает на поверхности лаковой пленки синеватые налеты и помутне­ние, ослабляет также ее адгезию к живописной поверхности до такой степени, что, в конце концов, она превращается в порошок и распадается. Воздействию влажности подвер­гаются легче всего лаки из самых мягких смол — канифоли, даммары, мастикса, которые отличаются такой небольшой стой­костью, что достаточно оставить покрытые ими картины на ночь у открытого окна, чтобы на их поверхности появился сине­ватый налет. Наибольшей стойкостью к действию влажности от­личаются восковые и смоляные лаки с примесью полимеризованных масел.

Большинство лаков не представляет собой непроницаемый для влаги слой на живописи, а, наоборот, способствует перене­сению влажности на нижние слои. Это, конечно, имеет большое значение для консервации картин. Из разных веществ лучше всего предохраняют живопись воска и природные смолы, через которые влага не проходит. Масляная пленка является в этом отношении менее надежной, так как она пропускает влагу. Более всего пропускают влагу некоторые искусственные смолы и ряд производных целлюлозы, как, например, ацетил и метилцеллюлоза, являющиеся недостаточно влагостойкими. Эффек­тивным средством, повышающим стойкость лаковой пленки к влажности, является тонкий слой воска, нанесенный на поверх­ность вполне высохшего лака.

Пожелтение лаковой пленки , вызывается как окислением, так и ультрафиолетовыми лучами. Лаки, которые задерживают ультрафиолетовые лучи, сильно желтеют, под воздействием этих лучей они частично разлагаются. Под воздействием ультрафиолетовых лучей денитрируется ятроцеллюлоза, а многие искусственные смолы деполимеризуются на свету. Этот серьезный недостаток частично устраняют тем, что в несветостойкие лаки добавляют вещества, поглощаю­щие ультрафиолетовые лучи, благодаря чему они теряют способ­ность вредно влиять на лаковую пленку. Примечательно то, что этой способностью обладают и некоторые пигменты, особенно белые, которые, будучи диспергированы в лаковой пленке, по­вышают ее прочность.

Масла совершенно не способны защищать краски от действия на них газов (в частности сероводорода, от которого масляная краска быстро чернеет), тогда как те же краски, крытые лаком, остаются без изменения даже при интенсивном действии на них сероводорода. Ввиду этого через 1 или 2 года после окончания работы над картиной, в зависимости от степени ее просыхания, живопись покрывается картинным лаком специального состава.

Благодаря лаковой пленке получается безукоризненно гладкая, правильно отражающая цвет поверхность, которая отражает падающий свет лишь в од­ном направлении. Лак, покрывая живопись, придает краскам звучность, соз­дает в известной степени теплые и погашает холодные тона, наиболее полно выявляя всю красочную гамму, углубляет и де­лает прозрачными теневые места, одновременно углубляя и придавая прозрачность теневым местам живописи. Лак в темпе­ре является окончательной лессировкой.

Лаковая пленка должна быть достаточно прочной, твердой, крепкой и в то же время эластичной, что особенно важно в мас­ляной живописи на холсте. Она также должна быть достаточно устойчивой в отношении различных внешних воздействий как физических, так химических и механических. Эластичность яв­ляется необходимым условием для лаковой пленки, так как, ко­гда предметы, покрытые лаком, приходят в движение или вос­принимают механические воздействия, то лаковая пленка долж­на растягиваться, сжиматься и изменять свою форму, не разры­ваясь и не отскакивая от поверхности предмета. Лаковая пленка образуется из веществ, входящих в состав лака в качестве его составных частей, как-то: масла, различные смолы и т. д. Само образование пленки происходит в результате сложных физико-химических процессов, происходящих при вступлении только что нанесенного слоя лака во взаимодействие с кислородом воз­духа. В результате этих процессов лаковая пленка становится твердой и вместе с тем эластичной, хорошо противостоит различным внешним воздействиям и яв­ляется превосходным изолирующим слоем.

Лаки, служащие для покрывания картины, приготовляются из твердых и мягких смол (природных и/или искусственных) и разбавителей (масел, терпентинов, уайт-спирита и др.). Масла надо использовать исключительно эфирные, так как, защищая живопись, лаки изнашиваются, тускнеют, желтеют и подлежат от поры до времени удалению с поверхности картины для замены новыми лаками, между тем удаление масляных лаков сопряжено с боль­шими затруднениями. На этом же основании обыкновенно при­нято готовить лаки из мягких смол, даммара и мастики, раст­воряя их в скипидаре и нефти, так как их легко удалить с кар­тины при надобности.

Можно рекомендовать картинные лаки, составленные по при­водимым ниже рецептам:

Мастичный лак

14 частей — мастики в порошке

44 части — скипидара

6 частей — толченого стекла

2 части — венецианского терпентина

 

Даммаровый лак

100 частей — даммара

300 частей — скипидара

1 часть — касторового масла

 

Приготовляя эти лаки, необходимо следить за тем, чтобы скипидар и смолы не содержали в себе воды! Что очень важно, так как от воды даммарный лак мутнеет.

Толченое стекло в мастичном лаке играет роль разъедините­ля частиц смолы, облегчающего ее растворение; касторовое же не высыхающее масло в даммаровом лаке служит для придания ему эластичности.

Копайский бальзам в натуральном своем виде также может служить хорошим картинным лаком, не теряющим своей про­зрачности под действием сырости; но чаще всего практикуется покрывание масляной живописи мастичными и даммаровыми скипидарными лаками, свойства которых таковы: мастичные лаки более окрашены, нежели даммаровые, и желтеют еще впо­следствии, зато все время сохраняют свою прозрачность; дам­маровые же лаки почти бесцветны и не желтеют, но с течением времени становятся малопрозрачными. Помутневший таким об­разом даммаровый лак под парами спирта, впрочем, снова при­обретает первоначальную свежесть.

К сожалению, к отрицательным свойствам лаков, приготовленных из натуральных смол, относиться их способность желтеть, становиться коричневыми, покрываться сетью кракелюра, белеть, а иногда и полностью терять прозрачность. Изменение цвета зависит и от масел, на которых или с участием которых приготовляется лак, а также от естественного старения смол. Защитные достоинства лаковых покрытий сохраняются, но изменение цвета пленки не позволяет зрителю различать цвета и моделировку формы, а иногда и вообще различить, что же изображено на картине.

Для придачи живописи матовой поверхности она покры­вается «глютенем-элеми»; тех же результатов можно достичь покрыванием живописи раствором хороших бесцветных сортов парафина или церезина в скипида­ре. Пропорция между ними такова: на 1 часть парафина или церезина берется 5 частей скипидара. Лак этот становится ма­товым только после достаточного высыхания и не ранее, как на другой день после его нанесения.

 

Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других покрывных лаков.

Лак акрил-фисташковый представляет собой смесь синтетической полибутилметакриловой смолы, незначительного количества фисташковой смолы (мастикса) со скипидаром или пиненом. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи более медленно, чем лака мастичного.

 

Используемая литература

Хеннес Руиссинг, Полный курс масляной живописи - г. Балашиха, Издательство Астрель, 2003.

Б. Сланский, Техника живописи – М.: Издательство Академии художество СССР, 1962.

А.В. Виннер, Материалы масляной живописи – М.: Сварог и К, 2000

Д.И. Киплик, Техника живописи - М.: Сварог и К, 2002


Творчества, здоровья и удачи вам.
Виталий. 17.06.2008

Если есть вопросы или пожелания, то пишите на адрес info@paintingart.ru

 

 


В избранное