Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Искусство живописи

  Все выпуски  

Искусство живописи Выпуск 5


Искусство живописи

Все о технологии живописи, стилях и технике в живописи, самообразовании и об околоживописных темах.

Времени после последнего письма прошло много. Самое интересное, что материал был уже готов, только осталось его оформить и отправить, но на это, как показала практика, ушло очень много времени. Кроме этого будет еще одно письмо, которым я закрою тему о лаках, после чего рассылка скорее всего закроется, так как на нее совершенно не хватает мне времени. Если кому либо интересно продолжить ее, то пишите, выслушаю ваши предложения ( info@paintingart.ru ).


Интересные темы форума

Как правильно приготовить "тройник" ? - о тройнике и его рецептах.

Вопрос уважаемым экспертам - про использование ламинированного краской ДВП в качестве основы для масляной живописи.

Юрий Обуховский. Пейзаж, создающий настроение - все сказано в названии, смотрите, читайте, интересно!

 

Лаки

Лаки покрывные (картинные лаки)

Под лаковым покрытием понимается нанесенный на всю поверхность картины тонкий слой лака. Цель нанесения лака, то есть создание лаковой пленки, двоякая:

•  защитить живопись от различ­ных внешних воздействий: трения, ударов, запыления, действия водяных паров, газов и пр.

•  усилить эффект глубины и звучности красок.

Из свойств, связанных с функцией защитного слоя и оптического фактора, в первую очередь оценивается эластичность пленки, растяжимость, твердость, прилипаемость, толщина, глянец, преломление света, цвет и прозрач­ность. С точки зрения консервации, больше всего ценна ее растворяемость, стойкость к вредным физическим и химическим воздействиям, условия ее старения, выветривания и т. д.

Эластичность и упругость. Лаковая пленка должна быть достаточно эластичной, чтобы она была способна преодолевать напряжения, вызываемые изменениями атмосфер­ной влажности и температуры, действующими на все составные части картины. Пока пленка эластична, в ней легко компенсиру­ются колебания объема материалов, содержащихся в картинах, и она остается неповрежденной. Однако если пленка теряет необхо­димую эластичность, будь то под влиянием совершающихся в ней физико-химических процессов, вызываемых самим составом ее веществ, или вследствие старения,— она разрывается в результа­те попеременного растяжения и сжатия и покрывается бесчис­ленным количеством мелких трещин, которые на поверхности проявляются в виде помутнения. На последней стадии этого повреждения происходит распад частичек лаковой пленки— «порошкование». Макс Петтенкофер, автор метода регенерации помутневших лаков, назвал это явление «ослаблением молеку­лярного сцепления лака».

Масляные лаки достаточно эластичны сами по себе. Хотя функцию пластификатора эффективно выполняют масляные компоненты, однако их эластичность падает пропорционально старению, так как эластичный и мягкий линоксин в результате окисления и полимеризации становится хрупким и твердым. Медленно высыхающие масла, подвергающиеся лишь весьма медленным химическим изменениям, сохраняют эластич­ность лаковой пленки дольше, чем быстро сохнущие масла. Поэтому сиккативы, ускоряющие высыхание масляных лаков, снижают эластичность лаковой пленки и тем самым — ее проч­ность. Замена олифы полимеризованным маслом приводит к существенному улучшению стойкости масляных лаков, так как полимеризованное масло сохраняет эластичность пленки значи­тельно дольше. О сиккативах, следовательно, можно в общем сказать, что они неблагоприятно влияют на эластичность ла­ковой пленки; они даже прямо угрожают ее существованию, причем каждый вид сиккатива — по-своему и в неодинаковой степени. Следовательно, с точки зрения сох­ранности живописи, быстрое высыхание масляных лаков не является преимуществом, а наоборот - недостатком, хотя затруд­нения, являющиеся следствием медленного высыхания (например, оседание пыли), значительны. Можно, однако, ускорить высыхание и без вредных последствий, то есть создав со­ответствующую температуру, свет и сухой воздух в поме­щении.

В условиях пониженных температур уменьшается эластич­ность лаковых пленок. Натуральные и искусственные смолы и пчелиный воск значительно более хрупки на холоду, чем при нормальной температуре. В связи с подвижностью основания и в результате механических ударов или давления в пленках образуются при пониженной эластичности незаметные трещин­ки, которые в соответствии с физическими законами действуют как небольшие рычаги. Такой слой впоследствии растрескивает­ся и при нормальных условиях, при значительно меньшем на­пряжении, чем то, которое необходимо для пленки не находившейся в условиях пониженных темпе­ратур . Сильное охлаждение хуже всего переносят масляные лаки и глифталевые смолы.

При повышении темпера­туры (в пределах атмосферной температуры) повышается эла­стичность термопластичных смол и линоксина, между тем как нитроцеллюлоза, наоборот, уже при 50С становится весьма хрупкой и быстро разлагается. Дальнейшее повышение темпе­ратуры действует на большинство лаков разрушительно. Тем­пературу около 100С переносят относительно хорошо только масляные лаки из твердых смол, содержащие большой процент полимеризованного масла, пленка которого неплавкая, и лаки из новых материалов, отверждающиеся нагреванием.

Эластичность. При покрытии лаком необходимо тщательно соблюдать основ­ные законы эластичности последовательно наносимых слоев. Если лаковое покрытие состоит из двух или более слоев, то менее эластичный слой должен находиться снизу, а более эластичный сверху, иначе лак растрескивается. По этой причине масляную живопись являющуюся эластичной и мягкой, нельзя лакиро­вать хрупкими и твердыми лаками, например, спиртовыми (шеллаком).

Твердость. Лаковая пленка должна быть достаточно твердой, чтобы противостоять механическому повреждению. Слишком мягкий пчелиный воск недостаточно предохраняет живопись против механических воздействий, а так как он тер­мопластичен, то при повышенной температуре становится лип­ким, что является причиной быстрого загрязнения поверхно­сти живописи. Поэтому как воск, так и высыхающие масла, линоксин которых также бывает вначале слишком мягким, смешивают со смолами, изготовляя лаки средней твердости, са­мые пригодные для покрытия картин. Типичные твердые лаки: сандарачные, шеллачные на летучих растворителях, лаки из производных целлюлозы и некоторые синтетические лаки,— на более мягкой живописи, особенно на холсте, растрески­ваются.

Лаковая пленка прилипает лучше к шероховатой и пористой поверхности покрываемой лаком плоскости. Низковязкие и сильно разжиженные лаки проникают глубже в живопись и прочно с ней соединяются при этом они придают краскам большую насыщенность цвета, чем высоковязкие лаки. Высоковязкие лаки, наоборот, остаются на поверхности и вызывают меньше оптических изменений. Прилипание пленок из натуральных смол и высыхающих масел весьма удовлетворительно. В про­тивоположность этому, пленки из производных целлюлозы и большей части искусственных смол хуже прилипают к покры­ваемой поверхности, и если эта поверхность вполне гладкая, то их часто можно просто снять, как оболочку. (Уже из этого видно, как опасно применять их для изоляции мелового грунта, как это иногда неправильно рекомендуют.) Прилипание синте­тических лаков усиливают добавлением природных смол: дам­мары, шеллака или сандарака.

Преломление света. Лаковая пленка выполняет на картине, наряду с защитной функцией, еще и оптическую функцию, то есть придает живописи большую или меньшую глубину и насыщенность. На картинах, писанных красками с низким показателем преломления, лаки, сильно преломляющие свет, могут вызвать мгновенное потемнение всей живописи. Показатели преломления света разных веществ, которые являются основой связующих красок и лаков, весьма различны.

Глянец. Лаковая пленка с сильно глянцевой поверхно­стью не рассеивает света и поэтому помогает вызвать наиболь­шую глубину красок и выявляет детали темных, тонко нюанси­рованных частей, которые являются тем более выразительными, чем меньше рассеян свет. Для светотеневой живописи (например. XVII — XIX веков) такие глянцевые лаки являются наиболее пригодными. В противоположность этому живопись, главным выразительным средством которой является красочная декора­тивная поверхность (например, средневековая живопись и конечно, многие современные картины), нуждается в умеренно глянцевых или совершенно не глянцевых лаках. Сильный глянец смоляных и масляных лаков можно умерить небольшой добавкой воска либо нанесением на глянцевую совершенно высохшую лаковую пленку весьма тонкого слоя воска.

Продолжение следует.

 

Используемая литература

Хеннес Руиссинг, Полный курс масляной живописи - г. Балашиха, Издательство Астрель, 2003.

Б. Сланский, Техника живописи – М.: Издательство Академии художество СССР, 1962.

А.В. Виннер, Материалы масляной живописи – М.: Сварог и К, 2000

Д.И. Киплик, Техника живописи - М.: Сварог и К, 2002

 

Анекдоты

Великий художник Рубенс любил свою жену обнаженной. И изображал ее в таком виде на холсте. А зрители смотрели на эти картины и говорили "Классно!" и покупали их себе в частную собственность. Тогда жена Рубенса, нарисовала самого Рубенса и тоже обнаженным. А зрители стали показывать на картину пальцами и смеяться. "Вот так, дура, нет у тебя художественного таланта", - сказал жене довольный Рубенс.

***

Великий русский импрессионист Казимир Малевич как-то привел к себе на квартиру несовершеннолетнюю натурщицу. Но она застеснялась раздеваться и попросила выключить свет. Во! т так с натуры было написано знаменитое произведение "Черный квад рат".
***

Великий испанский художник Пикассо был не дурак попить херес. После этого он начинал по-новому видеть мир, и тут же брался за кисть. А, однажды наутро, разглядывая свою картину, он так и не смог понять, что же он такое вчера изобразил. Тогда Пикассо тяжело вздохнул и, чтобы никого не обидеть, назвал полотно "Автопортретом".
***

Великий художник эпохи Возрождения Микеланджело имел привычку гулять вечерами по улицам Рима и как только увидит симпатичную мордашку, сразу начинает предлагать "мадмуазель, не хотите ли побыть натурщицей с младенцем". И ведет ее к себе в мастерскую. А наутро провожает ее до дома и, прощаясь, просит зайти через год с младенцем.
***

"Талант не пропьешь..." - грустно думал художник Сидоров, обводя мутным взглядом опустевшую квартиру.

Творчества, здоровья и удачи вам.
Виталий. 09.05.2008

Если есть вопросы или пожелания, то пишите на адрес info@paintingart.ru

 

 


В избранное