Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Искусство живописи

  Все выпуски  

Искусство живописи, Выпуск 2


Искусство живописи

Все о технологии живописи, стилях и технике в живописи, самообразовании и об околоживописных темах.

Вот и второй выпуск. Дело пошло вперед и понемногу набирает обороты. Количество подписчиков растет, а значит тема живописи интересует многих. Надеюсь, что оправдаю ваши ожидания и предоставлю интересную информацию.

На этот раз я выложил две статьи, одна является вступительной и первой частью о лаках, применяемых в масляной живописи, а вторая о целях, понимание которых позволит продуктивнее двигаться вперед.


Интересные темы форума

Как правильно приготовить "тройник" ? - о тройнике и его рецептах.

Вопрос уважаемым экспертам - про использование ламинированного краской ДВП в качестве основы для масляной живописи.

Юрий Обуховский. Пейзаж, создающий настроение - все сказано в названии, смотрите, читайте, интересно!

 

Лаки

Общие сведения

Лаками называются растворы смол в различных растворителях до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку, хорошо про­тивостоящую различным внешним физико-химическим воздей­ствиям.

Лаки имеют соломенно-желтый, желто-коричневый, даже темно-коричневый цвет. Лишь в виде исключения лаки бывают совершенно бесцветными. Желтоватая или слабо-коричневатая окраска не является недостатком, так как слой лаковой пленки до того тонок, что его цвет практически не проявляется. Если желтизна лака вызвана присутствием высыхающего масла, то лаковая пленка самопроизвольно обесцвечивается в течение нескольких дней на сильном дневном свете, ибо краситель, содержащийся в высыхающих маслах, вначале нестоек на свету. Коричневые лаки из неотбеленного шеллака и из тугоплавких смол изменяют колорит живописи, действуют как цветная лессировка и поэтому непригодны для покрытия картин.

Виды лаков в зависимости от применяемого растворителя

Применяемые в живописи лаки в зависимости от растворителя, придающего лакам те или иные свойства и определяющих их назначение, подразделяются на:

•  лаки на летучих растворителях, высыхающие за счет физического процесса (испарения растворителя);

•  мас­ляные лаки, высыхающие химически (в результате окисления и полимеризации);

•  лаки, отверждающиеся нагревом (отвер­девающие в результате реакции поликонденсации);

•  эмульси­онные лаки.

Лаки на летучих растворителях. К ним относятся скипидарный и спиртовой лаки.

Скипидарный лак входит в практику обихода живописца как один из материалов живописи лишь в XVI в. и особенного распространения до конца XVIII в. не имеет. Техника живописи XIX — XX вв. уделяет скипидарным лакам большое внимание, пользуясь ими в качестве покрывного и связующего вещества.

Спиртовой лак , представляет собой раствор смолы в спирте, особого распространения в живописной технике не по­лучили вследствие своей малой прочности и стойкости. Лаковая пленка спиртовых лаков, состоящая из смолы и быстро улетучивающегося растворителя-спирта, быстро покрывается се­тью трещин, отличается крайне незначительной стойкостью и прочностью.

Масляный лак. Наибольшим распространением, как в современной жи­вописи, так и в живописной технике древних мастеров XI — XVIII вв. пользовались масляные лаки.

Он представляет собой наиболее распростра­ненный и весьма ценный материал в живописи, применяющийся как связующее вещество красок, и как покровный лак, предохраняющий живопись от разрушения.

В старинной технике живописи масляные лаки среди других материалов живописи занимали одно из первых мест.

Роль масляных лаков в живописи значительна. Благодаря покрытию ими поверхности картин гро­мадное большинство произведений живописи старых мастеров вполне сохранилось до наших дней. Вследствие же применения масляного лака как связующего вещества красок живопись ста­рых мастеров обладала большой прочностью и неизменяемо­стью на протяжении целого ряда столетий.

Лаки, отверждающиеся нагревом появились с развитием производства искусственных смол. Они высыхают не в результате испарения разжижителя или окисления смолы, а в результате реакции поликонденсации между полупродуктом смолы начальной стадии, протекающей при повышенной температуре. В результате этой реакции образуется твердая, прочная и химически стойкая пленка. Высокая химическая стойкость пленки объясняется тем, что реакция поликонденсации в отличии от процесса высыхания масляных лаков полностью заканчиватеся в процессе отверждения лака. Отверждаемые смолы принадлежат к классу фенолоформальдегидных, аминоформальдегидных и глифталевых.

Эмульсионные лаки представляют собой дисперсии в воде поливинилацетата, полиметилметакрилата, полибутилметакрилата или сополимеров метилметакрилата и бутилметакрилата. Эти дисперсии, которые образуются непосредственно при полимеризации, являются весьма устойчивыми, ибо размеры диспергированных частичек смолы незначительны. Этинеобыкновенно малые размеры диспергированных частиц гарантируют замечательную стабильность эмульсии, которая не распадается даже спустя очень длительное время.

Пленки этих эмульсионных лаков совершенно прозрачны, бесцветны, абсолютно стойки на свету и, кроме того, противостоят окислению и действию вредных газов. Во влажной среде не подвергаются плесневению и гниению, они, однако, частично растворяются в воде.

Эмульсионные лаки можно применять при настенной живописи и при приготовлении грунтов под живопись на холсте, картоне и бумаге.

Виды лаков в зависимости от применения

В масляной живописи лаки также подразделяются по виду применения на:

•  лаки для ретуши;

•  лаки для живописи;

•  покрывные лаки (картинные лаки).

Лак для ретуши служит для устранения вжухлостей, получаемых при нанесении масляных красок на мало просохший предыдущий слой масляных же красок. Кроме того, ретушный лак применяется для усиления сцепления красочных слоев, что очень полезно при многослойной живописи, когда между сеансами проходит много времени и краска успевает сильно высохнуть.

Лак для живописи нужен для того, чтобы разжижать краски, способствовать более равномерному и единовременному их просыханию, уменьшать вжухлость красок и вместе с тем увеличивать способность прилипания одного слоя красок к другому, содействовать тому, чтобы объем высыхающих слоев живописи оставался без изменения, увеличивать твердость и выносливость слоя живописи и, наконец, придавать краскам бо'льшую прозрачность и красоту тона.

Покрывные лаки используются для создания защитной пленки на живописном полотне путем нанесения тонким слоем на поверхность просохшей картины. Такие лаки состоят в основном из натуральных и искусственных смол растворенных в очищенном от примесей растворе терпентина. За счет добавления отбеленного пчелиного воска они высыхают, образую матовую пленку.

Виды лаков в зависимости от применяемых смол

В зависимости от применяемых смол, лаки можно разделить на два вида:

•  лаки из натуральных смол;

•  лаки из искусственных смол.  

Используемая литература

Хеннес Руиссинг, Полный курс масляной живописи - г. Балашиха, Издательство Астрель, 2003.

Б. Сланский, Техника живописи – М.: Издательство Академии художество СССР, 1962.

А.В. Виннер, Материалы масляной живописи – М.: Сварог и К, 2000

Д.И. Киплик, Техника живописи - М.: Сварог и К, 2002

 

Цели

Одна из основных причин, почему люди в большинстве своем не обретают желаемого, заключается в том, что они сами не знают, чего хотят. Они не умеют ясно и четко определить свои желания, которые получаются расплывчатыми и обобщенными, а иногда и вовсе перепутанными.

В детстве вы точно знали, чего хотели, но со временем родители, друзья и общество вложили в вас желания вам не свойственные – обучение на специальность, которую выбрали ваши родители, а не вы; иметь высшее образование, а не знания; иметь престижную работу, а не постоянный доход; дорогую машину, а не средство передвижения и т.д. В борьбе своих целей и чужих и возникает желаний заниматься сразу всем или ничем. Ни к чему хорошему такая ситуация не приводит, поэтому надо «докопаться» до настоящих желаний, исполнение которых действительно будут доставлять вам радость. Для этого придется погрузиться в себя, проанализировать все то, что доставляет вам удовольствие и что вы могли бы делать даже бесплатно, а так же вспомнить свое детство и те желания, которые возникали у вас в тот период.

Уяснив, каковы ваши истинные потребности и желания, вы должны преобразовать их в конкретные, соизмеримые цели и задачи.

Мозг – «прибор», предназначенный для целенаправленного поиска. Какую бы цель вы ни задали своему подсознанию, оно станет работать день и ночь, чтобы ее достичь. Но чтобы мозг действительно заработал на полную мощность, цель должна отвечать двум критериям: должна быть указана конкретная дата и обозначено количество. И все должно быть сформулировано в четких, измеримых понятиях. Чем точнее выражены все аспекты цели (вес, цвет, размер, количество и т.д.), тем ближе вы приблизитесь к желаемому. Я напишу много картин, не так четко, как к 2010 году я напишу 40 картин большого формата маслом. Помните, неопределенные цели приводят к неопределенным результатам.

Один из лучших способов придать своим целям ясность и конкретность – подробно их расписать, как будто вы составляете спецификацию для наряда на работу. Когда вы все это запишите, ваше подсознание будет знать, как действовать. Оно само распознает, какими возможностями воспользоваться, чтобы помочь вам достигнуть цели.

После того, как вы записали все свои цели, следующий шаг на пути к успеху – активизировать творческие силы вашего подсознания, для чего нужно перечитывать список целей два или три раза в день. Читайте цели с энтузиазмом, а потом представляйте себе, что цель уже достигнута и свои ощущения себя в тот момент.

Чтобы цель не казалась недостижимой, разбейте ее на множество мелких целей, с которыми вы сможете справиться гораздо проще и быстрее. Таким образом, двигаясь к цели маленькими целями-шажками, вам будет гораздо проще добраться до большой цели.

Например, вы поставили себе цель написать большую картину-шедевр (метр на метр) на определенную тему со сложной композицией, в теплом колорите, с фигурами в сложных позах, и все это к Новому году 2008 года. Для начала надо разбить большую цель-задачу на мелкие. Изучаете заданную тему, ищите аналоги, придумываете на основе их композицию в общем виде, прорабатываете детали, находите подходящие позы для фигур, на небольшом формате, не заботясь о деталях, делаете несколько вариантов цветовых решений, переносите рисунок с эскизов на холст и начинаете писать.

Используемая литература

Кенфилд Д., Свитцер, Ж., Думать и богатеть! Привила успеха - М.: Эксмо, 2007.


Творчества, здоровья и удачи вам.
Виталий. 05.07.2007

Если есть вопросы или пожелания, то пишите на адрес info@paintingart.ru

 

 


В избранное