Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия искусства

  Все выпуски  

Энциклопедия искусства Экспозиция


Информационный Канал Subscribe.Ru

Относительное отверстие объектива и диафрагменное число Данные величины описывают диаметр входного отверстия объектива, то есть диафрагму, и, следовательно, количество света, проходящее сквозь объектив. Относительное отверстие объектива равно отношению диаметра входного «зрачка» объектива к его фокусному расстоянию. Для обозначения диафрагмы, тем не менее, используется так называемое диафрагменное число — величина, обратная относительному отверстию. Ряд численных значений диафрагменного числа выбирается не самым логичным образом, что затрудняет понимание этой величины. Он представляет собой геометрическую прогрессию со знаменателем, равным корню квадратному из двух. Каждое последующее значение позволяет пропускать вдвое меньше света, чем предшествующее. Чем больше диафрагменное число, тем меньше диаметр диафрагмы. Прогрессия выглядит так: 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32; 45; 64 Если установить значение диафрагмы равным 8, то на пленку попадет в два раза больше света, чем при значении 11, и в два раза меньше, чем при 5,6. Это может показаться непонятным, но вспомните, что диафрагменное число на самом деле является знаменателем в дроби, обозначающей относительное отверстие, и попробуйте провести сравнение с дробями. Одна шестнадцатая часть чего-либо меньше одной восьмой. Объективы характеризуются своим фокусным расстоянием, например величинами 135 мм или 35 мм , но обычно при описании объектива используется еще одна цифра, такая как 2,0 или 3,5. Это число имеет отношение к максимальному диаметру входного отверстия объектива и характеризует параметр, называемый светосилой объектива. При максимально открытой диафрагме объективы, имеющие минимальную диафрагму 2,8, пропускают вдвое больше света, чем имеющие минимальную диафрагму 3,5. Если эти объективы имеют одинаковое фокусное расстояние, то стоимость первых выше стоимости вторых. В продаже можно встретить объективы с минимальными значениями 1,2,1,4 и 1,8; светосила таких объективов высока — по крайней мере, вдвое больше, чем у объективов в обычных фотоаппаратах потребительского уровня, обычно имеющих минимальное диафрагменное число 2,8. Конечно, также можно устанавливать промежуточные значения диафрагменного числа, что позволяет точно регулировать экспозицию. Выдержка Затвор фотоаппарата отвечает за время, в течение которого свет воздействует на пленку, то есть за выдержку. Длительность выдержки измеряется в долях секунды, причем каждое последующее значение означает сокращение времени освещения вдвое. Если первое значение выдержки равно 1 с, вторым будет 1/2 с, третьим — 1/4 с. После этого прогрессия сбивается, но сохраняется общий смысл. Следующие значения, как правило, равны 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, и последним на вашем фотоаппарате (по моему предположению), но не менее важным будет значение 1/1000. Этот ряд допустимых выдержек зависит от конкретной модели, и некоторые действительно дорогие 35-миллиметровые камеры позволяют фотографировать даже с выдержкой 1/4000 с. Взаимосвязь между выдержкой и диафрагмой Вы могли заметить, что обе описанные выше величины увеличиваются или уменьшаются пропорционально. Это удобно, поскольку сочетание значений выдержки и диафрагменного числа позволяет достичь оптимального значения экспозиции. (Вспомните, что экспозиция определяет количество света, попадающего на пленку или светочувствительную матрицу, и для получения фотографии хорошего качества должна устанавливаться правильная экспозиция.) Теперь на секунду забудем о выдержке и диафрагме. Представим игру в футбол. В команде, скажем, восемь игроков, и они приехали на стадион в каком-то одном автобусе. К началу игры все игроки должны оказаться на поле. Стоянка для автобусов отгорожена от стадиона забором с воротами, которые в данный момент открывают проход шириной в три метра. Соответственно, чтобы попасть на поле, игроки должны выйти из автобуса и пройти через ворота. В результате они по очереди, один за другим, медленно преодолевают ворота. Тренер команды озабочен скоростью движения — он хочет, чтобы команда сделала это вдвое быстрее. Он возвращает команду в автобус и предлагает подумать над решением такой простой задачи, но игроки не могут найти решения. И тут мальчик, моющий автобус, предлагает открыть ворота так, чтобы ширина прохода увеличилась до четырех метров. Тогда игроки смогут проходить парами, и попадут на стадион вдвое быстрее. Какой находчивый мальчик! Вернемся к фотографии. Из примера с воротами видно, что свет, попадающий на пленку, то есть экспозиция (количество игроков), напрямую зависит от диафрагмы (ширины ворот) и от затвора (времени, в течение которого ворота открыты). Чем шире открыта диафрагма, тем больше света проходит сквозь объектив, а при постоянной диафрагме экспозицию можно регулировать с помощью выдержки затвора. Если по какой-либо причине (и такое бывает) требуется сделать маленькое отверстие в объективе (то есть установить большое диафрагменное число), придется увеличить выдержку. Но учтите, что чем дольше открыт затвор, тем больше движений фиксируется на пленке — может получиться «смазанный» кадр. Рассмотрим этот вопрос еще подробнее. Допустим, экспонометр показывает, что для съемки футболиста на поле нужно установить диафрагменное число, равное 11, и выдержку — 1/125 с. Фотограф совершенно справедливо полагает, что футболист довольно быстро бегает по полю, и поэтому желательно сократить выдержку. Установив диафрагменное число на 8, можно сфотографировать данный объект с выдержкой 1/250 с. Если же требуется зафиксировать действие игрока крупным планом, например движение ноги при ударе по мячу, снимать придется с выдержкой 1/500 с. Какое диафрагменное число при этом следует установить? Правильно — 5,6. В описанных выше примерах мы фиксировали соотношение между выдержкой и диафрагмой, выбирая произвольную «правильную» экспозицию: диафрагменное число 16 при выдержке 1/125 с или 16 при 1/60 с. Как же устанавливается это эффективное значение? Экспозиционное число, которое можно получить с помощью экспонометра, определяется освещенностью и светочувствительностью пленки. Чем оно больше, тем больше освещенность объекта и допускается использование пленки с меньшей светочувствительностью. В предыдущем примере соотношение между значениями выдержки и диафрагмы задавалось исходя из оценки экспозиционного числа. Определение этого параметра позволяет настроить экспозицию, то есть установить правильные значения выдержки и диафрагменного числа. В некоторые модели встраивается механизм, фиксирующий соотношение диафрагменного числа и выдержки в соответствии с экспозиционным числом. К таким камерам относится Hassleblad, в которой затвор является частью объектива, и при изменении диафрагмы вручную автоматически настраивается выдержка. Светочувствительность Светочувствительность измеряется в единицах ISO (International Standards Organization — Международная организация стандартов) или ASA (American Standards Association — Американская ассоциация стандартов). Количество единиц ISO является характеристикой пленки или матрицы и описывает, насколько они чувствительны к свету. Чем выше это число, тем больше светочувствительность пленки. Если значение в единицах ISO пленки А в два раза меньше, чем пленки Б, значит, пленка типа Б вдвое светочувствительнее пленки А. Пленки, как правило, обладают чувствительностью от ISO 50 до ISO 400 (позитивные пленки обычно менее светочувствительные по сравнению с негативными). В цифровых камерах, где чувствительность является свойством матрицы, можно встретить довольно высокие значения, например ISO 1600, Высокочувствительные пленки имеют один недостаток: растет зернистость изображения, которая проявляется в виде укрупнения точек растра. Этот эффект может создавать текстуру и влиять на четкость изображения. Поэтому одно из основных правил фотографов гласит, что следует использовать пленку с минимальной светочувствительностью, допускаемую освещением. На улице в солнечный день вполне достаточно пленки с ISO 100, а в помещении, к сожалению, придется снимать на пленку с ISO 400, поскольку она более восприимчива к свету. Одним из преимуществ цифровой фотографии является возможность изменения светочувствительности матрицы. Обычно цифровые камеры настроены на оптимальное значение, которое определяется производителем, и при такой настройке получаются наилучшие результаты. Но это значение можно изменить. Конечно, как и в случае с пленкой, цифровые фотографии «страдают» от сильного увеличения светочувствительности. Если установить светочувствительность выше оптимальной, появится шум в виде синих и красных черточек; он обычно наиболее заметен в темных областях изображения. Мы не говорим, что на фотографиях, которые сняты камерой, созданной для оптимальной работы при чувствительности ISO 400, шум будет выше, чем на изображениях с камеры, «правильная» светочувствительность которой равна ISO 100. Но можно убедиться, что если чувствительность камеры, оптимальное значение которой составляет ISO 100, изменится до ISO 400, на фотографиях будет больше шума, чем если бы они снимались камерой, у которой ISO 400 является оптимальным значением. Поэтому если необходимо осуществить съемку при слабом освещении, прежде всего попробуйте увеличить количество источников света или воспользоваться лампой-вспышкой. ВНИМАНИЕ Восприятие света цифровыми камерами сложно сравнивать с чувствительностью пленочных фотоаппаратов; для получения хорошего изображения с их помощью обычно требуется больше источников света, чем при съемке традиционным фотоаппаратом. Поэтому всегда нужно предполагать, что понадобятся дополнительные источники света. К некоторым камерам, таким как Olympus DL620, можно подключать вторую вспышку. Вернемся к экспозиционным числам и рассмотрим рис. 7.4. Предположим, что исходное оптимальное значение светочувствительности равнялось ISO 100. Если изменить настройку матрицы, подняв чувствительность до ISO 400, или воспользоваться камерой с такой оптимальной чувствительностью, верхний и нижний параметры разойдутся в противоположных направлениях (одно значение соответствует изменению чувствительности с ISO 100 до ISO 200, второе — с ISO 200 до ISO 400). Теперь, сохранив величину диафрагмы, можно сократить выдержку или уменьшить диафрагму, не меняя выдержку.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.arch.painting
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное