Натюрморт - это прекрасно! История изображения предметного мира. Часть II: Античность.
Продолжая тему изображения вещей в живописи разных культур и эпох (см. рассылку за 10.11.08), рассказываю сегодня об античности, то есть о живописи древней Греции и древнего Рима. Повторюсь вновь – чистого жанра натюрморта в этот период не было и не могло
быть, хотя бы, потому что не существовало станковой живописи – картины в привычном на сегодняшний день виде – холст, подрамник, рама. Рассматриваемые сегодня примеры – это древнегреческая вазопись и настенные росписи Рима I в. н.э. Интересная особенность древнегреческого предметного мира в вазописи – это изображения вещей нужных человеку – оружия, посуды, музыкальных инструментов, иногда частей статуй, архитектурных деталей, мебели. Изображенные вещи относятся к категории –
сделанные человеком и для человека. Ни фруктов, ни цветов, ни мертвой дичи – даров природы – мы здесь не увидим. Мы так же можем заметить, что часто вещи будто висят на невидимой стене интерьера. Такое расположение предметов хорошо передает обстановку рассматриваемой сцены – урок музыки, сцена в ремесленной мастерской, баталия. Предметы создают декорации, являются эпитетами, которые древнегреческий мастер словно перечисляет «через запятую», слагая свой рассказ. Предметы без человека
здесь возможны, но они сразу приобретают декоративный статус орнамента. В росписи грота в Орвьето (IV век до н.э.) мы видим немного другое, это уже не декорации, не перечисление «летающих» вещей, а композиция предметов: одна ваза располагается на фоне другой, видно перспективное сокращение, это уже самостоятельный кусочек натюрморта. Однако расцвет античного натюрморта состоялся гораздо позже, в I веке н.э. в эпоху расцвета Римской империи. Римляне не останавливались на изображении мясных
и овощных лавок, фруктов, цветов, животных. Они создавали и символические произведения с глубоким тайным смыслом. Обычно такие аллегорические натюрморты являлись росписями гробниц и сакральных помещений. Два представленных натюрморта – с петухом и с фруктами – передают совершенно новые понятия в системе ценностей вещей. Здесь показан образ природы, измененной человеком, ведь виноградная лоза уже не часть дерева, с корнями, стволом и кроной, а всего лишь отрезанная ветвь. Нарисованный персик
сорван, с него содрана кожура и видна косточка. Нарушена целостность восприятия природы, римляне впервые изобразили природу не как самостоятельное целое, а природу именно для человека. Сосуд с водой дает тень, чувствуется воздух, атмосфера среды, чувствуется «всеобщая смерть природы», как писал древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I век до н.э.) в своей поэме «О природе вещей». Вещи начали приобретать свой истинный материально-осязаемый облик в пространстве воздуха и света, старое
сакральное понимание природы действительно разрушено. И в этом смысле она умерла, чтобы родиться в жанре nature morte на полотнах европейских живописцев-потомков. Впрочем, до этого еще пройдет много времени…
Уважаемые читатели! Мне приятно наблюдать, что наше "сообщество" любителей натюрмортов с каждым днем становится больше! Было бы интересно с Вами познакомиться, узнать, что Вам нравится в моей рассылке, а что по-вашему можно изменить. Предлагаю общаться. Пишите! До
встречи, Ольга.
Если Вас заинтересовала сегодняшняя рассылка, заходите на мой блог http://onaturmorte.ru/ там Вы найдете еще несколько иллюстраций к этой статье, а также много интересного из мира натюрмортов! Кстати, недавно на блоге я объявила конкурс на лучший детский натюрморт, если у вас есть дети, племянники, внуки. воспитанники - активизируйте их творческие способности, ведь натюрморт - это прекрасно!