Топ-10 художников, чьи работы крадут активнее всего
Большую часть рейтингов газеты
составляют по результатам голосования простых читателей. Но нынешний
список, связанный с искусством, составили гораздо более сомнительные и
изворотливые типы - те, кто зарабатывает на жизнь кражей картин.
Топ-10
художников, чьи полотна чаще всего привлекают воров, составила на
основе данных о похищенных картинах лондонская организация Art Loss
Register. В ее рейтинг вошли лишь отборные мастера - от Пикассо,
занявшего 1-е место, до Маттиса, которому досталось 10-е. На 2-м месте
- Миро, на 3-м - Шагал, на 4-м - Дали, на 5-м - Ренуар, на 6-м - Дюрер,
на 7-м - Рембрандт. 8-е место занял Уорхол, а 9-е - Рубенс. Ни один из
французов, чьи работы на этой неделе были похищены вооруженными людьми
из швейцарского музея, в десятку не попал: Дега досталось лишь 15-е
место, а Сезанну - 25-е. Почему же искушение украсть Пикассо
оказывается гораздо выше, чем стремление заполучить картины таких
несомненно великих и популярных живописцев?
Как
известно, Пикассо за свою долгую жизнь успел продуктивно поработать во
множестве техник, в том числе с гравюрами. Отсюда и огромное число его
работ, значащихся в списке Art Loss Register, - 572. Что же касается
Дали, занявшего 4-е место с 275 утраченными полотнами, то в последние
годы жизни он подписывал любые произведения.
Но
даже при учете соотношения "количество-качество" эти имена позволяют
кое-что понять о предпочтениях преступников. Эта воровская галерея
напоминает мне первые цветные книги по искусству, которые я читал еще в
детстве, первые мои походы в музеи. При взгляде на данный список я
сразу вспоминаю студенческие плакаты с репродукциями Пикассо, Миро и
Дали, вспоминаю "суповую банку" Уорхола в нашей "домашней энциклопедии"
1970-х годов.
Короче
говоря, все эти художники - те, чьи имена мы вспоминаем без малейшего
труда. Даже Рубенса я помню еще по старой детской книжке "Великие
художники". Это не просто мастера высшей категории - это часть
современного фольклора, чью значимость в искусстве приравнивают к
славе, а стало быть, и к деньгам.
Список
достаточно предсказуем, никаких сюрпризов в нем нет, ведь кража
предметов искусства - самое банальное из преступлений. Люди, ворующие
картины, вовсе не грациозные взломщики в стиле злодеев из фильмов о
Бонде, которые проникают в тайные коллекции. Искусство их не
интересует, и это заметно. Если верить романам Патриции Хайсмит о
мистере Рипли, то для воровства картин нужно обладать вкусом и
воображением. Безусловно, в "десятку" Тома Рипли вошли бы и не столь
известные мастера, например, итальянцы Гвидо Рении или Помпео Батони. А
в реальном мире вооруженные преступники просто приходят в какую-нибудь
галерею ближе к закрытию - и мир теряет очередную частичку красоты.