Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Краткая всемирная история искусств


                                              
Краткая всемирная история искусств
 
          
 
Потрясающе талантливый русский художник-пейзажист Фёдор Александрович Васильев, фигура яркая и трагическая, появился на свет в 1850 году в Гатчине близ Петербурга. Он родился до брака его красавицы-матери со скромным чиновником Петербургского почтамта Александром Васильевым. Настоящим же отцом ребёнка (по некоторым данным, да и по свидетельству известного художника И.Крамского) был аристократ, граф П.С.Строганов, широко образованный человек, художественный деятель и меценат.
Фёдор Васильев прожил очень короткую жизнь, - скоротечная чахотка свела его в могилу в 1873 году, 23-х лет от роду. Трудно прошло детство Васильева, с 12 лет он зарабатывал деньги, работая почтальоном.
Мальчик очень хорошо рисовал и в 1863 году, вероятно при содействии Строганова, поступил в Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств. В школе были превосходные учителя, среди них - И.Шишкин и И.Крамской. Со временем оба они стали большими друзьями Васильева (более того, Шишкин женился на его сестре).

И.Репин в своей книге «Далёкое близкое» пишет о том, что И.Шишкин в созданной им школе воспитал тончайшего, гениального художника Ф.Васильева, который «особенно выдавался своей талантливостью».
Даже в ранних работах Фёдор Васильев понимал и тонко чувствовал прелесть щемящего русского пейзажа. Его картины - это лирическое переживание пейзажного образа природы.
Юноша к концу 60-х годов становится настоящим мастером. В 1869 г. в известной картине «Перед дождём» у него уже своя манера и почерк, своё видение мира. Как и в картине «После грозы».
Многие русские художники того времени говорили о Васильеве как о человеке необыкновенной одарённости.
И.Репин не случайно писал о картинах Ф.Васильева: "Я никогда ещё не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они живописны!!!". И ещё о самом художнике: "Это был феноменальный юноша.".

В 1870 г. Фёдор Васильев вместе с И.Репиным путешествовал по Волге. Целый месяц художники, как зачарованные, рисовали волжские пейзажи. "Песчаный берег Ставрополя так живописен! Сюда съезжается много барок со всякими продуктами; здесь хозяева развешивают паруса на солнце и раскладывают товар", - писал И.Репин.
Фёдор Васильев рисует берега Волги в разных видах на своих акварелях и рисунках: «Барки», «Парусники», «Барки у берега» и на большой картине «Вид на Волге. Барки». Удивительно красивый пейзаж написал Васильев - «Берег Волги после дождя». Какое на нём великолепное и разнообразное небо!
Фёдор Васильев был одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок.
И.Репин писал о нём: "Мы рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Он был для нас всех превосходным учителем.". Уже к 1871 г. Фёдор Васильев был выдающимся явлением русского искусства. А сам художник, которому был тогда всего двадцать один год, вошёл в пятёрку самых признанных отечественных пейзажистов XIX века.

Зимой 1871 г. с Васильевым произошло несчастье, которое изменило всю его последующую жизнь: он простудился на катке и вскоре заболел чахоткой. Правда, Илья Репин вспоминал потом, что Васильев покашливал ещё и годом ранее.
Болезнь Федора обеспокоила графа Строганова, и он отправил его летом в свои имения в Воронежской, а затем в Харьковской губерниях. Несмотря на отличные условия, Фёдор не поправлялся, может быть оттого, что много работал. Видя это, граф настоял на его отъезде в Крым. Зная щепетильность Фёдора, исхлопотал ему официально субсидию на прожитие от Общества поощрения художеств. Васильев нехотя — ибо более всего любил среднерусскую природу — тронулся в Крым.

В Крым Васильев приехал летом 1871 года и поселился в Ялте. За короткое время он написал ряд картин – шедевров пейзажа: «Оттепель», «Мокрый луг», «Дорога в Крыму», «Прибой волн», «В Крымских горах».
Великолепное полотно «Оттепель», грустное, как русский напев, принесло Васильеву международную известность, обратив на себя внимание знатоков не только в Петербурге, но и в Лондоне, где оно экспонировалось на всемирной выставке.
Весенняя распутица. На переднем плане сельская дорога в талом месиве. Вдалеке, на фоне потемневших деревьев — крестьянская изба. Остановленные грязным расплывшимся потоком, жмутся друг к другу фигуры взрослого и ребёнка. Щемящее душу чувство вызывает весенний пейзаж...

Художник не столько лечился, сколько работал, будто предчувствовал, что жизнь оборвётся скоро... Необычайно требовательный к себе, художник писал окончательный вариант картины только тогда, когда убеждался, что не повторяет кого-либо. Полотна Васильева никогда не спутаешь с произведениями других живописцев.
Через месяц с небольшим в Ялту приехал Крамской. Васильев любил и глубоко уважал Крамского, который был на 13 лет старше. Крамской отвечал взаимностью и тоже ценил профессиональные замечания своего юного друга. Позже Крамской писал Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая… если бы я не встретился с Вами... Вы,— продолжал Крамской,— точно часть меня самого, и часть очень дорогая...».
Оба были неистовы в работе, проводили за мольбертом по 10—12 часов в сутки (Крамской и умер за мольбертом. Как, впрочем, и Шишкин, и Айвазовский). Кроме Крамского, в Ялте Васильева навестили Айвазовский и Шишкин.

Васильев написал несколько крымских пейзажей. Среди них самое выдающееся произведение — «В Крымских горах». Горная дорога, редкие сосны по обочине, повозку тянут волы. Рядом идёт возница — он бережёт усталых животных на подъёме, хотя и сам устал. Художник нашёл единственно верную реалистическую гамму — жизнь, мысль, настроение. Полотно было выставлено в художественном салоне в Петербурге и получило премию Общества поощрения художеств. На Крамского картина произвела сильное впечатление. «Симфония величия природы». Это его слова.

Время шло, а здоровья не прибавлялось. И художник искал забвение в искусстве, как бы торопясь обогнать смертельный недуг. Кроме полотна «В Крымских горах», он написал ряд других крымских картин, сделал множество рисунков, в том числе видов моря и прибоя. Но всё же больного волновали воспоминания о среднерусской России — её таинственные луга, леса, болота. И по сохранившимся наброскам, и по памяти Васильев пишет один за другим несколько шедевров. Так появился изумительный «Мокрый луг» со сверкающим озерцом на переднем плане; наполнённое искренним чувством «Болото в лесу».

Силы художника таяли с каждым днём. И весной 1873 г. он уже не мог держать кисть в ослабевшей руке, не выходил из дому, потерял голос... . А было Васильеву всего 23 года. Художник Крамской сказал после смерти Васильева: «Русская школа потеряла в нём гениального художника».

Пейзажи Фёдора Васильева не сверкают ослепительными красками, не изумляют причудливой композицией. Но в этих пейзажах выражены тоска природы и её характер. Однако Васильев не был чистым пейзажистом, скорее он был философом. Кисть Васильева эмоциональна, она трепетно передаёт тревожные ситуации в ожидании нового, перемен: перед дождём, после ненастья, в оттепель.... И всё - в движении.


Hosted by rovesniki


 

      

 
              

В избранное