Итальянская живопись второй половины XVI века. Маньеризм в Италии (Понтормо, Пармиджанино, Бронзимо, Челлини).
От итальянского слова maniera (манера). Маньеризм - сложная совокупность кризисных явлений. Искусство ранних маньеристов характеризуется утратой гуманистических идеалов Возрождения и антиреалистическими тенденциями. Искусство зрелого маньеризма прямо связано с идеологией феодально-католических кругов, подчинено задаче прославления церкви и государя. Эстетические идеалы подчиняются формальной схеме - "манере".
Понтормо.
Учился у Леонардо да Винчи. Ощутил драматическую сложность коллизий современной ему действительности.
"Портрет юноши",
"Положение во гроб",
"Встреча Марии и Елизаветы".
Пармиджанино.
Оказал огромное воздействие на последующее развитие маньеризма. Мир аристократичной, хрупкой красоты.
"Мадонна с длинной шеей",
"Мадонна с розой".
Бронзино.
Выделяет в героях сословное превосходство. Ученик и друг Понтормо.
"Портрет Уголино Мартелли".
Челлини.
Скульптор, ювелир, теоретик искусства, писатель.
"Персей".