Русское искусство первой половины XIX века (Мартос, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Брюллов, Иванов, Федотов).
В центре внимания - человеческая личность. Идеи войны 1812 года. Сближение искусства с жизнью. Становление бытового жанра. Национальный пейзаж. Стремление передать натуру в ее реальной простоте. Возникновение романтизма.
Мартос.
Скульптор. Надгробия Мартоса разнообразны по замыслу и композиции. Надгробие Собакиной: плакальщица и юноша-гений смерти с потухшим факелом.
Тропинин.
"Старик нищий",
"Кружевница",
"Гитарист",
"Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль".
Венецианов.
Школа Венецианова. Широкая педагогическая деятельность, призыв Венецианова учиться у натуры.
"Утро помещицы",
"На пашне. Весна.",
"Жнецы.",
"На жатве. Лето.".
Брюллов.
"Последний день Помпеи",
"Всадница",
"Портрет Жуковского".
Иванов.
"Явление Христа народу". Показал Христа освободителем народа.
Федотов.
Нравописатель народный. Федотовское направление стало школой для мастеров русской реалистической живописи.
Жанровые картины:
"Разборчивая невеста",
"Сватовство майора",
"Завтрак аристократа",
"Вдовушка".
История русского искусства под общей редакцией И.Э.Грабаря, В.С.Кеменова, В.Н.Лазарева, том VII, книга вторая, изд-во академии наук СССР, Москва, 1964г.