Искусство Возрождения в Нидерландах. Нидерландская школа живописи (Рогир ван дер Вейден, Гус, Босх, Брейгель Мужицкий, Губер и Ян ван Эйки).
Нидерланды - одна из самых богатых и передовых стран Европы в 15-16 веках. Но процесс формирования культуры ренессанса протекал здесь медленно. Нидерландское искусство приобрело более народный отпечаток, чем итальянское.
Главные особенности:
1) изображение социальной несправедливости,
2) устойчивость средневековых пережитков и традиций,
3) нидерландское искусство не пришло к утверждению безграничного господства образа совершенного человека,
4) выражает органические связи человека с окружающей средой.
Развитие нидерландской живописи шло по пути постепенного проникновения в религиозные сюжеты; характерно накопление конкретных деталей в рамках декоративного стиля. Ведущую роль в этом процессе сыграла миниатюра, получившая широкое распространение в среде феодальной верхушки конца 14 - начала 15 вв.
Рогир ван дер Вейден
Его трагическое искусство было исполнено взволнованности. С 40-х годов 15 века в нидерландской живописи усилились элементы драматического действия.
"Евангелист Лука, рисующий мадонну".
Узорчатость для художника важнее объемности. Он прекрасный рисовальщик. Достиг признания при жизни. Занимал должность живописца г.Брюсселя. "Снятие с креста". Гус
Человек замечателен для Гуса только силой своего личного чувства. При этом Гуса влекут чувства трагические. Пример - образ св. Женевьевы ("Оплакивания").
Алтарь Портинари. В закрытом виде алтарь строг и сумрачен. В раскрытом виде - люли и взволнованные ангелы образуют вокруг Марии духовную среду. В алтаре Портинари Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека.
В "Рожденье" художник придает человеческому чувству вселенские черты. В последней работе "Смерть Марии" ощущается кризис творчества Гуса - утрата единства человека и мира. Отчаяние апостолов беспросветно. Босх
Тяга к реальному, конкретизация образа человека, сатирические изображения рода человеческого "Операция от ума". "Стог сена" - согласно фламандской пословицы: "Мир - стог сена, и каждый берет из него то, что удается ухватить".
"Блудный сын" - европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты. Только природа остается чистой, бесконечной. Такое единство естественно.
Последние работы художника сочетают фантастику и реальность прежних работ. В творчестве Босха возникает тема одиночества человека в мире. Брейгель Мужицкий
Питер Брейгель Старший сконцентрировал в своем искусстве все достижения нидерландской живописи предшествующей поры. Цель художника - выражение бесконечной протяженности мира, как бы поглощающего людей.
"Игры детей", "Несение креста".
Природа Брейгеля грандиозна и близка человеку. "Времена года", "Охотники на снегу", "Возвращение стад", "Крестьянский танец".
Ряд мрачных и жестоких картин: "Калеки", "Похитители гнезд", "Слепые", "Пляска под виселицей" - стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. Братья Губер и Ян ван Эйки
Ян ван Эйк был смелым новатором философского склада ума. Основа художественного метода - систематическое изучение натуры.
Гентский алтарь (1426) - самое значительное произведение Северного Возрождения. Внизу - "Поклонение агнцу", в центре - бог отец, Мария и Иоанн-Креститель, в боковых створках - юные поющие ангелы.
"Мадонна каноника ван дер Пале" - фигуры связаны ритмическим строем.
"Мадонна канцлера Ролена" - широкое обобщение.
Ван Эйк утвердил самостоятельное значение портрета. "Портрет кардинала Альбериати" - выражено старческое добродушие, ясность ума. "Человек в красном тюрбане". "Портрет четы Арнольфини".