Выпуск 3

Здравствуйте!
Сегодня речь пойдет о Нашивочникове Юрие Алексеевиче. Он больше тридцати лет
работал с незрячими и разработал много очень простых и удобных способов
рисования для людей без зрения. Этими способами могут легко пользоваться
даже слепорожденные дети. Сейчас Юрию Алексеевичу 87 лет. Но несмотря на
возраст Юрий Алексеевич продолжает вести активный образ жизни. Выступает с
докладами, выставляется в Манеже и на других выставках и, конечно,
консультирует своих учеников.
Юрий Алексеевич Нашивочников родился в 1922 году. В 14 лет стал ходить в
изостудию, попал к О. А. Сидлену. Во время войны учился в военно-медицинской
академии. Воевал, был ранен. После войны закончил Академию художеств имени
Репина. Был кандидатом в сборную Ленинграда по футболу, играл с Курехиным.
Организовал школу "Храмовая стена", сейчас увлекается таким направлением,
как "Космическая миниатюра" (непроизвольное размазывание красок и выбирание
потом красивого гармоничного фрагмента). Несколько его работ находится в
Третьяковской галлерее на постоянной экспозиции. Более 30-и лет своей
интересной насыщенной жизни Юрий Алексеевич посвятил работе с незрячими. Он
и сейчас продолжает консультировать своих незрячих учеников.
Именно его работе с незрячими детьми мне и хотелось бы уделить внимание.
Пришел к этому Юрий Алексеевич, когда случайно к нему в руки попал журнал
"Юнеско" за 1959 год. Там он увидел фотографии скульптур незрячих
американцев. По его словам, работы незрячих скульпторов его так поразили,
что он захотел сам поучиться у слепых изобразительному творчеству. По словам
Юрия Алексеевича, в этих работах было все, кроме фотографичности. Тогда Юрий
Алексеевич обратился в районное общество инвалидов с просьбой разрешить ему
заниматься с незрячими детьми лепкой. Сначала он получал отказ своим
настойчивым просьбам, но, наконец, ему разрешили организовать кружок в школе
для слепых и слабовидящих детей на общественных началах. Юрий Алексеевич
носил в школу глину, предварительно накопав ее, показывал свою коллекцию
статуэток, приносил веточки, камушки и все, что могло быть интересно юным
художникам, читал классическую литературу с описаниями природы. Сначала Юрий
Алексеевич занимался лепкой, от нее перешел к мозаике и постепенно
разработал простые и удобные для каждого незрячего ребенка способы
рисования. Вся школа ходила к нему на занятия, и к каждому ученику Юрий
Алексеевич находил свой подход. Постепенно его труд получил признание, ему
выделили под занятия более удобное помещение. Он стал устраивать выставки
своих незрячих учеников. Работы двух девочек (Тамары Куренковой и Жени
Павловой) Посылал на детские выставки в Мон-реаль и финляндию, где обе
получили первые места, при том жюри не знало, что финалистки ничего не
видят. Юрий Алексеевич провел интересный эксперимент. Разложил рисунки детей
по нескольким папкам и предложил известным художникам выбрать наиболее
интересные работы. Первенство принадлежало слепорожденным детям.
Юрий Алексеевич подарил незрячим простые и доступные способы рисования, миру
новых художников, а незрячим детям радость творчества.
Подробнее можно узнать на сайте:
www.pavlova.ws
http://www.pavlova.ws/nashivochnikov.php
Вот несколько описаний к его работам:
ДЕРЕВЬЯ. ЭТЮД.
Квадрат немного вытянутый горизонтально. Работа выполнена в
охристо-золотистых тонах. Центром композиции является группа деревьев.
Деревья зеленовато-рыжеватые с полыхающими оранжево-красными отблесками.
Вокруг деревьев круглый ореол. Горизонт расположен низко. Создается
впечатление заходящего солнца.
ПЕЙЗАЖ. ТУМАН. 1938.
Композиция горизонтальная, решена в серовато-голубоватых тонах. Природа
после дождя, свежо и сыро. Лето. Пруд в окружении деревьев.
НАБРОСОК.
Серый картон. Карандашом изображены деревья, за которыми видны домики.
Зимние сумерки.
НАТЮРМОРТ. 1974.
Работа квадратная, вся выполнена в одном тоне с тонкими цветовыми
градациями- зеленоватые, розоватые, охристые оттенки. Центром композиции
является высокая ваза с цветами. На переднем плане лежат два фрукта. За
вазой расположена группа фруктов. Виден дальний край стола. Ваза в виде
цилиндра строгой формы. Цветы расположены в горизонтальной плоскости. Цветы
и ваза розового оттенка, стол и фрукты на нем- зеленого, фон- охристого.
Впечатление светлое и воздушное.
НАТЮРМОРТ С БЕЛЫМИ ЦВЕТАМИ НА ФОНЕ КАРТИНЫ В.ЮЗЬКО. 1972.
Квадрат немного вытянутый горизонтально. Натюрморт решен в пастельных тонах,
преобладают голубовато-охристые оттенки. В картине много воздуха. Коричневая
крынка, в которой стоит букет с декоративными ветками и белыми цветами.
Рядом с крынкой лежит яблоко и груша. Графика композиции держится на темном
пятне крынки, тонких ветках и темно-зеленых листьях букета. Желтые пятна
вносят разнообразие в цветовую гамму композиции.
Описания сделала Арина Ж.
Работы Юрия Алексеевича и описания к ним можно посмотреть на
www.pavlova.ws
Лариса Санкт-Петербург
dorr***@l*****.ru
www.pavlova.ws