Оксана Ярмольник: 'Кукла - древняя игрушка'
29-31 октября в Московском манеже прошла крупнейшая в мире выставка кукол.
Около тысячи участников привезли более пяти тысяч кукол из 26 стран.
Посетители смогли увидеть работы современных художников и раритетные
экспонаты. Были представлены 300-летние швейцарские куклы-автоматы -
заводные фигурки, способные рисовать, играть на клавесине и даже писать
каллиграфическим почерком.
Посетители познакомились также с игровыми куклами Театра теней, с кукольной
продукцией советских фабрик и с традиционными куклами народов мира, увидели
игрушки последнего российского императора, уникальные коллекции из основных
экспозиций музеев и частных галерей всего мира.
Ключевая концепция 1-й Московской международной выставки "Искусство кукол"
2010 года - "Кукла в контексте культуры". На самом деле, мероприятие
представляло собой три проекта в одном: Международную выставку-ярмарку,
художественный проект "Куклы в контексте культуры" и премию "Пандора" за
лучший вклад в искусство кукол.
На художественном проекте "Куклы в контексте истории" были представлены
игрушки многих музеев России, среди которых Музей театральных кукол
Образцова и Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии
образования в Сергиевом-Посаде с коллекцией игрушек последнего русского царя
Николая II.
Организатором мероприятия стал культурный фонд "Куклы мира". Инициаторы
выставки хотели показать, что куклы - это настоящее искусство, а не просто
игрушки, причем искусство очень высокого уровня.
О роли куклы в современном мире, об истории искусства игрушки и последних
тенденциях в кукольном производстве рассказала дизайнер и театральный
художник по костюмам, мастер авторской куклы Оксана Ярмольник:
"У каждой вещи свое назначение. Есть куклы интерьерные, есть коллекционные
интерьерные, есть куклы, которыми можно играть, есть те, которые являются
частью ритуальных обрядов, и так далее. Кукла - очень-очень древняя игрушка,
человеческое изобретение, в котором нуждаются все. И наш первый опыт
материнства мы в детстве получаем благодаря именно куклам.
Есть куклы, которые являются произведением искусства, они находятся в
музеях, и их делают истинные мастера. Они могут быть сделаны из редких
материалов, их приобретают коллекционеры. Сегодня кукла очень часто является
арт-объектом.
Я делаю игрушки, текстильных кукол, и на своем опыте могу сказать, что есть
куклы, которые понятны и нравятся мне, но не понятны и сложны для восприятия
многих людей - и моих знакомых, и нет. Ими они воспринимаются не так, как
мной. Но, в принципе, сегодня к куклам интерес повысился опять. Это
происходит потому, что кукла - достаточно доступное для понимания и
восприятия декоративно-прикладное искусство. В основном, куклами увлекаются
и собирают их состоятельные люди. Увлекаются куклами женщины, которые имеют
много свободного времени, сами пытаются что-то такое делать и хотят покупать
дорогих красивых кукол, потому что для их восприятия это проще, чем
антиквариат, чем живопись или что-то в том же духе. Для них это понятней и
доставляет им больше удовольствия. Но это те куклы, которые, если так можно
сказать, стали более буржуазным атрибутом.
А те куклы, которые находятся в музеях, которые делались в XVIII веке, с
невероятными механизмами, - они меня восхищают и поражают. Я считаю, что
сегодня такого никто не делает и не сделает уже никогда. Ведь тогда
появлялись куклы, которые имитировали человеческие движения, мимику, играли
в шахматы, рисовали, пели, вышивали. Представьте себе - были куклы, которые
сидели и вышивали крестом!
Или фарфоровые куклы абсолютно нереальной, неземной красоты, которые были
облачены в невероятные изысканные туалеты. Это - произведения и скульптуры,
и пластики, и в то же время известнейших модельеров, белошвеек, работавших
над платьями для этих кукол, и еще массы людей, приложивших руки к
произведению этих предметов искусства.
Они делались исключительно для королей, для отпрысков царских особ, а также
для удивления и увеселения знатных господ. До нас дошли немногие из них, они
находятся в музеях и являются истинными произведениями искусства, науки и
техники.
Но и сегодня художник или творческий человек, занимающийся куклами, может
создать произведение искусства. Я, например, работаю с текстилем, и, прежде
всего, мне нужно придумать образ, который бы нравился именно мне. Я должна
полюбить его. И тогда та любовь и та нежность, которые есть внутри меня,
реализуются и воплощаются в тех образах, которые я создаю.
Сравнительно недавно у нас появилась чулочная техника создания кукол и сразу
стала очень популярна. Но вот эти куклы почему-то все отличаются невероятной
уродливостью, какие-то монстры они все. Сам материал, из которого их
делают - чулки и колготки - виден, что называется, у них на лице. И те люди,
которые пытаются из него что-то такое сделать, создают почему-то сплошные
отвратительные личины. Я лично не видела ни одной милой, симпатичной куклы,
созданной в этой технике. Обычно это какие-то упыри, вульгарные проститутки,
гротесковые сатирические пародии на самых позорных персонажей нашего
общества.
Я, когда работаю над своими игрушками, стараюсь от такого уйти. Я пытаюсь
сделать свои куклы такими, какие нравились бы мне - и если бы я была
маленькой, и сейчас, когда я взрослая, тоже. И я их очень люблю. Наверное,
поэтому они и пользуются любовью поклонников моих игрушек, которые присылают
мне благодарные отзывы. И я могу, сама получая удовольствие, доставлять и
радость людям. Я думаю, что люди от моих кукол, и вообще от хороших кукол,
должны становиться добрее".
Анастасия Рогова
Источник:
ПРАВДА.Ру
С уважением, Эвелина