Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о текстовой графике и ASCII-art


Выпуск №1

ВСЕ О ТЕКСТОВОЙ ГРАФИКЕ И ASCII-ART

13/05/07

Легко и просто о текстовом дизайне и ASCII арте

Доброго времени суток! С вами Сажин Евгений и рассылка "Все о текстовой графике и ASCII-art".

Сегодня в рассылке:

Оглавление:

1. Организационные вопросы
2. Немного о истории возникновения ASCII арта


Организационные вопросы

    Путешествуя в интернете, я не раз натыкался на текстовые картинки. Глубина и скрытый смысл заставляла пересматривать эти изображения снова и снова. Тогда я еще не знал, что у этого вида искусства есть вполне определенное название - ASCII-art. Мне стало жутко интересно и я начал искать всевозможную информацию. Статьи, примеры, блоги, форумы.. Но вот действуйщей рассылки на эту тему не нашел. Я решил исправить это досадное недоразумение, тем более некоторый материал уже был накоплен.
     В ближайшее время откроется сайт поддержки рассылки.

    Сегодня поговорим об истории возникновения ASCII-art. Историю изменить нельзя и по этому поводу уже написана не одна статья, поэтому я приведу выдержки из статьи Алексея "Старпома" Макаренкова "Текстовый калейдоскоп. ASCII-арт — вчера, сегодня, завтра" из журнала "Игромания". Прямую ссылку на саму статью ищите в конце выпуска.

Немного о истории возникновения ASCII арта

    Итак, стандарт ASCII (American Standard Code for Information Interchange) был разработан в Институте американских национальных стандартов (ANSI — American National Standards Institute) в 60-х годах прошлого уже века. Суть стандарта сводится к тому, что каждой букве, числу или символу задается определенное числовое значение. То есть в каком бы виде и каким бы шрифтом ни был написан значок, его всегда можно опознать по коду, который не меняется. Это очень удобно и устраняет массу проблем при работе с компьютером. Можно сказать, не будь ASCII, мы просто потонули бы в обилии различных кодировок, которых и так хватает. Понятно, что, не будь ASCII, придумали бы что-то другое, чтобы упорядочить все многообразие букв и символов, но ASCII был первым и просуществует еще не одно десятилетие.

    В широком смысле ASCII-арт — это любая картинка, нарисованная при помощи ASCII-символов. То есть — даже смайлики. Но обычно ASCII-артом называют более крупные изображения, состоящие хотя бы из 40-60 символов. Для создания текстовых картинок обычно используют около девяноста стандартных символов — это некий неоговоренный стандарт. Хотя существуют изображения, в которых можно найти более ста различных текстовых знаков.

    Кому не хочется иметь шикарную графическую подпись, например, под интернет-посланием?! Давайте разберемся, откуда есть пошел ASCII-арт, для чего он используется.     

Cоло пишущей машинки

    Все началось очень давно. Еще на заре человечества. Желая что-либо объяснить своему собрату, первобытный человек рисовал на стене своего жилища изображение.

    Если хотел приручить бегемота — рисовал бегемота. Если хотел приручить собаку — рисовал собаку. Если хотел оскорбить собрата — искусно выводил изображение винторогой горной серны.
    Позже — по заверениям историков, случилось это в древнем Египте — появилась пиктографическая письменность, где каждый отдельно взятый символ обозначал какое-то отдельное понятие. Арт не арт, но уже очень близко...

    Затем появились другие способы и поводы украшать тексты графическими изображениями. То буковку с какой-нибудь нестандартной закорючкой нарисуют, то животинку какую в текст вплетут. В начале XIX века поэт Гийом Аполлинер издал сборник своей поэзии своеобразным образом — каждый стих был напечатан в виде какой-то фигуры. Вазы, птицы, бабочки...

    Читателям это так понравилось, что они тут же захотели еще. И, разумеется, книгопечатная промышленность, которая к тому времени была хорошо развита, не замедлила удовлетворить спрос. И удовлетворила, издав множество сборников стихов в виде каллиграмм (именно так назывались “фигурно” напечатанные стихи). Недоброжелатели, правда, утверждали, что каллиграммы появились значительно раньше, просто никак особо не назывались, и что Аполлинер никакой не изобретатель. Но это уже мало кого интересовало. Кто успел, тот и...

    Так потихоньку-полегоньку эволюция сделала пару-другую витков от кроманьонца до современного человека. И этот самый человек незамедлительно изобрел пишущую машинку. Сколько видов этого хитрого прибора было придумано! И с дисковым барабаном, и вовсе без барабана, даже с ножными педалями были. С массовым распространением пишущих машинок творческий гений начинающих печатателей развернулся во всю, так сказать, ширь. Самые смекалистые сообразили, что на печатной машинке можно не только тексты набивать, но и рисовать с помощью букв рисунки. И началось... Уже к концу XIX века среди машинисток самых различных издательств (речь в основном идет об Америке и Европе) развернулась самая настоящая битва.

    Каждый стремился нарисовать артовину посимпатичней, начали устраивать конкурсы, до международных соревнований дело дошло.

    В 1898 году на одном из таких соревнований победила мисс Флора Стейси, а ее мегаколокольчик даже опубликовали в журнале Phonetic Journal. В начале же ХХ столетия на печатных машинках начали рисовать — если быть точнее, то печатать — и вовсе уж фантастические картины. Всевозможные “Моны Лизы”, “Дамы с горностаями” и прочие “Джоконды” выглядели, как настоящие.

    Тогда же — в начале XX века — искусство получило официальное название Typewriter-арт. Позже — в 50-60-х годах — Typewriter-арт получает дополнительный стимул к развитию. В машинках начинают использовать ленты разного цвета — появляется возможность создавать цветные изображения. И снова — соревнования, конкурсы, премирование победителей...     Можно сказать, что Typewriter-арт стал прародителем ASCII-арта. Искусство рисования на пишущих машинках существует и по сей день, хотя количество учреждений (да, да, есть и такие), в которых печатают на пишущих машинках, постоянно уменьшается. Удивительно, но факт: Typewriter-арт значительно более гибкий, чем ASCII-арт. В компьютере символы можно печатать только в пределах столбцов и строк, ограниченных программным кодом. На печатной же машинке никто не запрещает чуть-чуть сместить бумажный лист и напечатать буквы, например, на пол- или на четверть строки выше или ниже предыдущей. Плюс — можно делать градиент, пропечатывая букву несколько раз на одном и том же месте или, наоборот, не допечатывая какой-то знак. Правда, ошибаться нельзя — кнопочка Backspace на печатной машинке не предусмотрена...

    Но так или иначе, на сегодняшний день ASCII-арт оставляет искусство творить искусство на печатной машинке далеко позади.     

Дед Телетайп и бабка Перфокарта

    С развитием электроники появился еще один вариант символьного изобразительного искусства — RTTY-арт (Radio Teletype). Изображение формировалось при помощи телетайпа кодом Бодо. Поскольку данный код был, мягко говоря, весьма ограничен в свои возможностях (шифровались только цифры, знаки препинания и заглавные буквы), то телетайп-графика выглядела довольно специфически, заметно уступая Typewriter-арту. Зато телетайп-арт, как и ASCII-арт, передавался на расстояние.

    После телетайпа эволюцию зашкалило на одном из витков — был изобретен компьютер. Сначала примитивный — ламповый, без специального носителя информации. Затем — работающий на перфокартах. И вот тут-то товарищи “умелые ручки” вновь показали, на что способны. Начался бум перфокарт-графики. Чего только ни выбивали на картонных прямоугольниках! Кто-то розы возлюбленным печатал, а кто-то и изображения голых женщин в массовых масштабах.

    Когда к компьютеру прикрутили монитор, появился настоящий ASCII-арт. Но бум его начался значительно позже. Лишь с появлением интернета ASCII-арт получил массовое распространение, а на просторах Сети начали появляться настоящие шедевры текстовой графики. Очень быстро ASCII-арт покорил всю Мировую паутину: текстовыми рисунками оформлялись целые сайты, символами подписывались электронные письма, на их основе делались игры (MUD'ы, например, по сей день используют именно ASCII-графику).

Ссылка на полный текст использованной статьи - Текстовый калейдоскоп. ASCII-арт — вчера, сегодня, завтра

В следующем выпуске вы узнаете:
            Какие направления существуют в ANSII-art?
    В чем их отличительные особенности?






Ну вот вроде на сегодня и все!

Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику!

С искренним уважением, Сажин Евгений.
E-mail: Obesyan 

Copyright 2007 by Obesyan Все права защищены.


В избранное