Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости словаря искусств он-лайн art.wallst.ru === Одна из статей art.wallst.ru ===


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Словарь искусств



РУБЕ С

Питер- Пауль Rubens, Pieter Paul
(1577, Зиген, Вестфалия - 1640,
Антверпен) фламандский художник

Раннее творчество (до 1600). Сын
антверпенского юриста и эшевена,
который в 1570 ввиду своих симпатий
к Реформации вынужден был бежать и
укрыться со своей семьей в Герма-
нии, в момент религиозных и полити-
ческих потрясений, раздиравших
Фландрию, Питер-Пауль Рубене родил-
ся в Зигене в 1577. Именно этот го-
род избрал в качестве места житель-
ства его отец, обвиненный в адюль-
тере с Анной де Сакс, супругой Ги-
йома ле Таситюрна, юридическим со-
ветником которого он был; ему уда-
лось избежать смерти благодаря вме-
шательству его храброй и преданной
жены, Марии Типелинкм, и он был
заключен на два года в крепость
Дилленбург. Вскоре после рождения
Питера-Пауля, их шестого ребенка,
семья Рубене переезжает в Кельн.
После смерти отца в 1587 мать ху-
дожника отправилась в Антверпен,
где и устроилась со своими детьми в
феврале 1589.

В возрасте 12 лет будущий живописец
поступил в латинскую школу, руково-
димую гуманистом Ромбаутом Вердон-
ком, однако в 1590, когда финансо-
вые возможности семьи уменьшились,
он стал пажом графини Маргариты де
Линь Аренберг. Тем не менее Рубене
поступил в мастерскую своего родс-
твенника, пейзажиста Тобиаса Вер-
хахта, а затем в мастерскую Адама
ван  орта и, наконец, знаменитого
"романиста" Отто Вениуса. Сколько
лет провел молодой художник у каж-
дого из своих учителей и какова
роль каждого из них в его образова-
нии - не известно; известно лишь,
что в 1598 имя Рубенса упоминается
в качестве мастера в списках ант-
верпенской гильдии св. Луки: ему
было тогда 21 год. Однако в мас-
терской Вениуса он провел еще два
года; его произведения этих лет еще
почти неотличимы от картин его учи-
теля. Так, работа "Адам и Ева"
(Антверпен, Дом Рубенса), вдохнов-
ленная схемой Рафаэля, известной
художнику по гравюре Маркантонио
Раймонди, демонстрирует -странное
сочетание римского классицизма и
северного натурализма.

Пребывание в Италии (1600-1608). В
мае 1600 молодой Рубене отправляет-
ся в Италию, где уже побывали его
отец и его учитель Отто Вениус и
где в то время находился его брат
Филипп. Сначала он оказывается в
Венеции (проехав через Париж и Фон-
тенбло), привлеченный картинами Ти-
циана, восхищение которыми он сох-
ранит на всю жизнь. Именно в этом
городе его заметил герцог Мантуанс-
кий Винченцо Гонзага, к которому
Рубене поступает на службу, не
имея, впрочем, официального звания
придворного художника. В его обя-
занности входило исполнение копий с
портретов знаменитых дам для гале-
реи герцога и устройство придворных
праздников. Эта должность позволяет
художнику путешествовать по всей
Италии и знакомиться с итальянской
культурой. Очень быстро его позиция
укрепляется и он получает значи-
тельные заказы. Уже во время своего
первого пребывания в Риме в 1602
Рубене получает заказ от эрцгерцога
Альберта, правителя  идерландов, на
три панно для капеллы св. Елены в
ц. Санта-Кроче ин Джерусалемме. В
Мантуе он создает три больших кар-
тины для ц. иезуитов ("Поклонение
Винченцо Гонзага и его семьи Св.
Троице", Мантуя, Палаццо Дукале;
"Преображенные",  анси, Музей изящ-
ных искусств; "Крещение Христа",
Антверпен, Кор. музей изящных ис-
кусств). Эти первые произведения
художника со всей очевидностью сви-
детельствуют, сколь энергично Рубе-
не использовал итальянские примеры,
начиная с великих античных скуль-
птур, которые он копировал, до Ми-
келанджело, Рафаэля или Караваджо.
В Генуе, где он находился в 1605-
1606, Рубене создает свои первые
портреты, с удивительной виртуоз-
ностью изображая представителей
местной аристократии (портрет мар-
кизы Бриджиды Спинолы Дория, Ва-
шингтон,  ац. гал.). Затем Рубене
отправляется с миссией в Испанию -
отвезти подарки королю от герцога
Мантуанского. Здесь художник испол-
нил портрет герцога Лермы (Мадрид,
Прадо), в котором память о Тициане
оживляется мощной динамикой. Во
время своего второго пребывания в
Риме он исполняет заказ для Кь-
еза- уова ("Святые, поклоняющиеся
образу Мадонны", Гренобль, Музей
изящных искусств).  аконец, картины
"Обрезание Христа" (Генуя, ц.
Сант-Амброджо) и "Поклонение пасту-
хов" (Фермо, пинакотека) отмечены
все более сильным влиянием Каравад-
жо, произведения которого Рубене
мог видеть в Риме. В конце

1608 художник узнает об ухудшающем-
ся здоровье матери и навсегда поки-
дает Италию.

Возвращение в Антверпен и рожцение
"рубенсовского стиля" (1609-1625).
Ко времени возвращения Рубенса в
Антверпен политическая ситуация во
Фландрии значительно изменилась.
После более сорока лет войны две-
надцатилетнее перемирие принесло
мир, и художники имели возможность
реставрировать и украшать религиоз-
ные и общественные здания. В 1609
Рубене становится придворным живо-
писцем эрцгерцога Альберта и его
супруги Изабеллы и получает разре-
шение поселиться в Антверпене, а не
в Брюсселе. В Антверпене он находит
опору в лице  иколаса Рококса, эше-
вена и бургомистра города. В том же

1609 Рубене женится на Изабелле
Брант, дочери адвоката Яна Бранта,
секретаря города Антверпена, а в
1611 он приобретает роскошный дом,
который постепенно превращает в
настоящий дворец в итальянском вку-
се и где размещает свою драгоценную
коллекцию произведений искусства.

Заказы следуют один за другим. Сра-
зу по возвращении городские власти
заказывают художнику картину "Пок-
лонение волхвов" (Мадрид, Прадо).
Это значительное произведение, как
и большой триптих "Водружение Крес-
та" (1610-1611, Антверпен, собор),
показывает, сколь сильно в твор-
честве Рубенса было влияние италь-
янского искусства, особенно Кара-
ваджо: интенсивность освещения, на-
турализм восприятия, монументаль-
ность фигур и уже барочная компози-
ция.

Основное место в этот период зани-
мают религиозные картины, в которых
с исключительной силой воплотились
идеалы Контрреформации. В этом
смысле особенно интересен алтарь
"Снятие с Креста" (Антверпен, со-
бор), заказанный в 1611: тело Хрис-
та, освещенное широким потоком све-
та, разверзающим сумерки, окружено
группой персонажей, выделенных раз-
ными цветовыми пятнами теплых и хо-
лодных тонов. Сила цветовых проти-
вопоставлений тесно связана здесь с
интенсивностью освещенности и соз-
дает новый и легко воспринимаемый
художественный язык. Однако дея-
тельность Рубенса в этот период не
ограничивается большими религиозны-
ми картинами, в ней присутствуют и
мифологические сюжеты ("Коронование
добродетельного героя", Мюнхен,
Старая пинакотека; "Венера", Ант-
верпен, Кор. музей изящных ис-
кусств; "Юпитер и Каллисто", Кас-
сель, Гос. художественные собрания;
"Отцелюбие римлянки", Санкт-Петер-
бург, Гос. Эрмитаж; "Венера и Адо-
нис", там же). Эти произведения,
предназначавшиеся для украшения до-
мов знатных антверпенцев, обладают
новым и богатым языком, пластичес-
кой смелостью, тонким колоритом;
они посвящены вечным человеческим
ценностям или рафинированным алле-
гориям.

Период расцвета (1615-1626). Вскоре
Рубене становится лидером антвер-
пенской школы живописи. Этот быст-
рый успех, связанный с все возрас-
тающим потоком заказов, привел к
созданию мастерской, в которой жи-
вописцы, часто уже сложившиеся (Ван
Дейк, Иордане, Снейдерс), должны
были как можно более точно перевес-
ти созданную мастером схему. Роль
помощников Рубенса иногда была
меньшей, иногда - большей.  ередко
чуть ли не все творчество художника
сводят к эффективной работе его
мастерской в период с 1615 по 1625,
однако, без сомнений, большинство
больших композиций принадлежат руке
самого Рубенса, который постоянно
контролировал работу помощников, не
колеблясь поправляя ту или иную
ошибку. Среди многочисленных кар-
тин, созданных в те годы, следует
назвать образ Христа (Антверпен,
Кор. музей изящных искусств), где
реализм деталей сочетается с плас-
тичностью и драматизмом форм; "Рас-
пятие (Удар копьем)" (там же) - на-
иболее патетическая из картин ху-
дожника; "Союз Земли и Воды"
(Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж);
"Персей и Андромеда" (там же); "По-
хищение дочерей Левкиппа" (Мюнхен,
Старая пинакотека) - пример истин-
ного мужества, динамизма, своего
рода гимн плоти, где с наибольшей
силой выражена "furia del pennel-
lo", о которой говорил Беллори.

Большие серии 1620-х. Благодаря
действенной организации своей мас-
терской, Рубене очень быстро созда-
вал целые циклы, решенные в одном
стиле, светлом и обильном; так, он
полностью изменил концепцию большо-
го декоративного панно. Первый по-
добный заказ он получил около 1617,
когда генуэзские аристократы зака-
зали ему картоны для серии ковров,
иллюстрирующих "Историю Деция Му-
са", римского консула, который по-
жертвовал собой, чтобы дать возмож-
ность своей армии победить в битве
(картоны - Вадуц, собрание Лихтенш-
тейн). В этом цикле, очень легко
читаемом, Рубене достиг совершенс-
тва композиционного ритма, трактуя
каждую тему не поотдельности, а
стремясь к общему эффекту. В 1620
Рубене получает важный заказ от ие-
зуитов Антверпена для их церкви,
посвященной св. Карлу Борромею
(возможно, ее проект был исполнен
Рубенсом). Ее декоративное убранс-
тво (три алтаря и 39 картин плафо-
на) было бы одним из самых значи-
тельных творений художника, если бы
весь декор не погиб в пожаре в
1718; по многочисленным сохранив-
шимся эскизам (Париж, Лувр; Гота,
музей; Прага,  ац. гал.; Вена, Соб-
рания Академии художеств; Лондон,
гал. Института Курто) мы можем су-
дить о виртуозности художника, ко-
торый впервые в Северной Европе
создал серию плафонов в венецианс-
ком стиле, с присущими ему ракурс-
ными эффектами, легким прочтением
каждой сцены и равновесием масс -
этот цикл отмечал триумф барочного
иллюзионизма в Антверпене.

Известность Рубенса распространи-
лась и за пределами Фландрии. Так,
в 1621 французская королева Мария
Медичи, вдова Генриха IV, заказала
ему украшение галереи в только что
построенном Люксембургском дворце
(ныне - Париж, Лувр; эскизы - там
же; Мюнхен, Старая пинакотека;
Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).  а
двадцати четырех полотнах Рубене в
аллегорической форме рассказал ис-
торию жизни Марии Медичи; всему
циклу присущ широкий, светлый,
пластичный стиль, на каждой стене
чередуются динамические и статичес-
кие ритмы. После успеха этого ан-
самбля в парижской среде, которая в
целом не была благосклонна к барок-
ко, Рубене получил заказ (ок. 1627)
на оформления второй галереи Люк-
сембургского дворца на тему "Жизнь
Генриха IV", однако соперничество
Людовика XIII с королевой матерью,
завершившееся ссылкой королевы в
1631, повредило этому помпезному
проекту (две больших незаконченных
композиции - Флоренция, Уффици; эс-
кизы - Байонна, музей; Лондон, соб-
рание Уоллес). В 1622 Рубене полу-
чил от Людовика XIII заказ на серию
картонов для 12 шпалер, иллюстриру-
ющих "Историю Константина" (эскизы
- Лондон, собрание Уоллес; Париж,
частное собрание).

Те же черты характерны и для от-
дельных картин, исполненных Рубен-
сом в 1620-1628: "Поклонение волх-
вов" (Антверпен, Кор. музей изящных
искусств) - одна из вершин этого
периода, звонкий колорит и теку-
честь становятся здесь основой ком-
позиции; "Царица Томирис перед го-
ловой Кира" (Париж, Лувр); "Бегство
Лота" (1625, там же); "Обручение
св. Екатерины" (Антверпен, ц. ав-
густинцев); "Поклонение волхвов"
(Париж, Лувр) - эти зрелые, полные
лиризма работы отмечены торжеством
цвета. В 1620- е Рубене написал и
многочисленные портреты европейских
коронованных особ, встреченных ху-
дожником во время его путешествий и
дипломатических миссий (изумитель-
ный, пышный и монументальный порт-
рет Марии Медичи, Мадрид, Прадо;
портрет барона де Вик, Париж, Лувр;
конный портрет герцога Бэкингема,
Лондон, Остерли-Парк).  аконец, в
1625-1627 Рубене исполнил последний
цикл, закрывающий этот очень пло-
дотворный период, - 21 картой для
шпалер на тему "Триумф Евхаристии",
заказанный эрцгерцогиней Изабеллой
и предназначенный для монастыря
кармелиток в Мадриде (эскизы - Мад-
рид, Прадо; Чикаго, Художественный
институт; Кембридж, музей Фицуиль-
ям).

Позднее творчество (1630-1640).
Смерть Изабеллы Брант в 1626 грубо
прервала этот яркий период; Рубене,
чтобы отвлечься от горя, берет на
себя важные дипломатические миссии:
участвует в мирных переговорах Анг-
лии и Испании, а затем в перегово-
рах между Голландией и Южными  и-
дерландами. И хотя достигнутые Ру-
бенсом результаты были незначитель-
ны, его карьера только выиграла от
этой дипломатической деятельности -
в Лондоне и Мадриде он получил но-
вые заказы и дворянские титулы как
от Филиппа V Испанского, так и от
Карла 1 Английского. Эти поездки в
1628-1630 позволили ему значительно
изменить свой стиль, особенно под
влиянием картин Тициана, которые он
видел в Лондоне и Мадриде. Его па-
литра становится теплой, белый свет
с серебристыми акцентами ласкает
формы, темы приобретают более лири-
ческий характер. Эти изменения со-
ответствуют новой женитьбе художни-
ка в 1630 на "самой красивой женщи-
не Антверпена" (как назвал ее кар-
динал-инфант Фердинанд), дочери бо-
гатого торговца коврами Елене Фоур-
ман, которой было тогда всего 17
лет (а Рубенсу - 53).

В этот период Рубене исполняет еще
несколько крупных заказов. В
1629-1634 он пишет девять больших
картин для плафона Банкетного зала
в Лондоне, в которых прославляется
правление короля Якова 1, отца Кар-
ла 1 (эскизы - Санкт-Петербург,
Гос. Эрмитаж; Париж, Лувр; Роттер-
дам, музей Боймансаван Бёнингена;
Антверпен, Кор. музей изящных ис-
кусств; Брюссель, Кор. музей изящ-
ных искусств). В 1630-1632, вероят-
но, по заказу своего тестя Даниеля
Фоурмана, он создает картоны для
восьми ковров, изображающих "Исто-
рию Ахилла" (эскизы - Роттердам,
музей Бойманса-ван Бёнингена; По,
музей). В 1635 Рубене принял учас-
тие в украшении Антверпена по слу-
чаю въезда в город нового правителя
Южных  идерландов, кардинала-инфан-
та Фердинанда; по его эскизам
(Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Ба-
йонна, музей; Антверпен, Кор. музей
изящных искусств; Москва, Музей
изобразительных искусств им. А. С.
Пушкина) было возведено 43 триум-
фальных арки (в этой работе прини-
мали участие и его помощники, в
частности Иордане, Ян ван дер Хуке,
Теодор ван Тюлден, гравюры которого
с видами этих временных сооружений
были затем опубликованы в книге
"Ротра Introitus Ferdinandi").  а-
конец, в 1637-1638 по заказу Филип-
па IV Испанского для украшения его
нового охотничьего павильона Торре
де ла Парада близ Мадрида Рубене
исполнил 112 эскизов на темы "Мета-
морфоз" Овидия, (Брюссель, Кор. му-
зей изящных искусств; Мадрид, Пра-
до; Байонна, музей; Роттердам, му-
зей Бойманса-ван Бёнингена; сами
картины написаны помощниками Рубен-
са).

 аряду с этим рядом больших живо-
писных циклов, художник в последнее
десятилетие своей жизни создал и
множество станковых композиций.
Среди них стало меньше религиозных
картин ("Шествие на Голгофу", Брюс-
сель, Кор. музей изящных искусств;
"Триптих св. Ильдефонса", Вена, Му-
зей истории искусств; "Распятие",
Тулуза, Музей изящных искусств).
 апротив, все больше становится ми-
фологических, точнее, дионисийских
сюжетов, в которых в качестве моде-
ли часто выступает Елена Фоурман
("Андромеда", Берлин-Далем, музей;
"Три грации" и "Суд Париса", Мад-
рид, Прадо; "Смерть Дидоны", Париж,
Лувр). Растет и интерес Рубенса к
пейзажу, особенно после покупки в
1634 замка Стен между Антверпеном и
Мехеленом. Его пейзажам присущ од-
новременно пантеистический и гума-
нистический характер; водоворот
жизненных сил, выливающийся на
просторы фламандского пейзажа, спо-
койствие и безмятежность которого
противостоят человеческому возбуж-
дению, - здесь словно жив дух вели-
кого Брейгеля ("Пейзаж с радугой",
Мюнхен, Старая пинакотека, и
Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж;
"Пейзаж с замком Стен", Лондон,
 ац. гал., и Вена, Музей истории
искусств; "Возвращение с полей",
Флоренция, Уффици; "Кермесса", Па-
риж, Лувр).  о главное место в
позднем творчестве Рубенса занимают
портреты, по большей части лиричес-
кие, в которых художник дает свежее
и волнующее изображение своей моло-
дой жены и детей - это гимн радости
жизни, семейному счастью, чувствен-
ности и нежности ("Автопортрет с
женой в саду в Антверпене", 1631,
Мюнхен, Старая пинакотека; "Елена
Фоурман в карете", Париж, Лувр;
"Елена Фоурман с двумя детьми", там
же; "Шубка", Вена, Музей истории
искусств).

 икакое другое произведение не мо-
жет лучше подвести итог творчеству
Рубенса, как его своеобразное заве-
щание - картина, предназначенная
для погребальной капеллы, "Мадонна
в окружении святых" (Антверпен, ц.
св. Иакова).  еобыкновенная игра
цвета, серебристый свет, ласкающий
формы, жизненная сила, исходящая из
этой картины, с блеском и высоким
чувством завершают жизненный путь
того, кто был, по словам Делакруа,
"Гомером живописи". Рубене скончал-
ся 30 мая 1640 в своем роскошном
доме в Антверпене.


Возврат...


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное