Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости словаря искусств он-лайн art.wallst.ru === Одна из статей art.wallst.ru ===


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Словарь искусств


МОЗЕР
Лукас Aloser, Lucas (работал в первой
половине XV в.) немецкий художник

Мозер является автором "Алтаря Магдали-
ны" из ц. в Тифенбронне, близ Балена, и
датированного 1432, а не 1431, как долго
считалось.  адпись на раме этого алтаря
гласит: "Лукас Мозер, живописец из Вай-
ля, мастер этого произведения; моли бога
за него" (возможно, из Вайльдерштадта,
где художник имел свою мастерскую). Пуб-
ликация в 1969 научного труда, в котором
аутентичность надписи на раме была оспо-
рена, а все традиционные точки зрения
были поставлены под сомнение, повлекла
за собой лабораторное исследование алта-
ря и углубленное изучение элементов ли-
тургии.

Алтарь, чья своеобразная форма объясня-
лась его предназначением (он заменил со-
бой фреску на стене южного рукава тран-
септа под аркой сложных очертаний), вы-
полнен из дуба (исключительного для Юж-
ной Германии материала) и покрыт перга-
ментом, а некоторые части - позолотой
или пластинками серебра (например, мо-
ре). Он подвергся только двум изменени-
ям: в 1525, когда скульптурные украшения
рамы были заменены "Св. Магдалиной", ко-
торая находится здесь и сегодня; это
повлекло за собой увеличение высоты рамы
и добавление небольшого декоративного
фриза в верхней части створок. Второе
изменения произошло в 1891, когда алтарь
был обрамлен новой рамой, что повлекло
за собой уничтожение некоторых надписей,
а оставшиеся были переписаны, но без из-
менения форм букв и смысла фраз.

В закрытом виде на алтаре представлены
многие сцены из истории св. Магдалины:
на левой неподвижной створке - "Путе-
шествие по морю", на центральных подвиж-
ных створках - "Сон святых, прибывших в
Марсель", наверху - "Св. Магдалина, яв-
ляющаяся жене князя", на правой непод-
вижной створке - "Последнее причастие
св. Магдалины в соборе Экса".  а внут-
ренней стороне подвижных створок изобра-
жены "Св. Марта" - слева и "Св. Лазарь"
- справа; они показаны на золотом фоне,
стоящими на некоем основании из облаков,
звезд и множества чудовищ, что, вероят-
но, намекает на евангельскую деятель-
ность святых в Провансе. В люнетах изоб-
ражена Магдалина, вытирающая ноги Христу
во время пира у Симона; пределла украше-
на сценой "Христос с девами разумными и
неразумными".

Это произведение величайшего качества не
имеет себе равных в Германии того време-
ни. Сегодня трудно установить, где мог
учиться его автор, - возможно, в районе
 ижнего Рейна; но некоторые особенности
иконографии и стиля показывают, что ху-
дожник был хорошо знаком с новациями ни-
дерландских мастеров, в частности Масте-
ра из Флемаля. Это проявляется в симво-
лизме фигур портала и в незаконченности
собора Экса ("Последнее причастие св.
Магдалины в соборе Экса"); в единой ком-
позиции двух различных сцен ("Сон свя-
тых, прибывших в Марсель" и "Последнее
причастие св. Магдалины в соборе Экса");
в изображении воды, какое можно увидеть
в современных Мозеру миниатюрах; во вни-
мание к световым эффектам (например,
тень кольца на стене). Знаменитая над-
пись на раме: "Кричи, искусство, кричи и
жалуйся, никто тебя теперь не домогает-
ся. Увы, это так", - вызвала многочис-
ленные комментарии. В ней видят не
столько протест традиционного живописца,
не приемлющего новшеств, но скорее сожа-
ление художника, сознающего собственную
значимость и современность в окружении,
не способном его оценить.


Возврат...


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное