Двадцать дней
счастья
Я пережил, когда вдруг
Вишни зацвели.
(Мацуо Басё)
На Дальнем Востоке наступил период цветения. Города погружаются в
бело-розовое кружево цветущих деревьев. Яблони, вишня, абрикосы...
Какая отрада для глаз!
А в Японии цветёт сакура. Так называют окультуренный сорт вишни с
розовыми махровыми цветами. Для японцев это время священно. Именно
в это время поэты слагают свои хокку, художники рисуют картины, а
родители вспоминают детство.
У
каждого японца в сердце хранится свой образ сакуры. Для японских крестьян
она - символ благополучия. Цветение
сакуры дает им знак, что земля достаточно прогрелась, и можно начинать
высаживать рис - он не только основной продукт питания, но и путь
к изобилию и преуспеванию.
Аристократы,
любуясь цветением сакуры, размышляют о смысле жизни и ее быстротечности,
задумываются о чистоте.
Для
самураев это дерево олицетворяет память о предках, о традиции привязывать
к веткам дерева иероглифы, в которых возносится хвала богам, пробуждающейся
природе и солнцу. Сакура для самураев - символ чистоты и стойкости.
Японцы
верят,
что в дереве теплится душа. Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать
старость, традиции своей семьи.
Для
китайцев столь же значимым символом является дикая слива Мэйхуа. Это
одно из пяти "благородных растений", нашедших отражение
в философии и искусстве. Слива не только банально символизирует наступление
весны, но и является моделью Вселенной: цветоножка - это абсолютное
начало. Чашечка, поддерживающая цветок, воплощает три силы: Небо,
Землю и Человека - и потому рисуется тремя штрихами. Сам цветок является
олицетворением пяти элементов, и изображается с пятью лепестками.
Кончики ветвей символизируют восемь триграмм из "Книги перемен"
и потому
обычно
имеют восемь ответвлений.
Кроме
того, Мэйхуа олицетворяет собой пять основ благополучия: Благополучие,
Знатность, Долгожительство, Счастливая судьба, Душевная чистота. Этот
символ способствуют в продвижении по служебной лестнице и помогает
устранять и нейтрализовать влияние мелких людишек.
Обо
всём этом я узнала совсем недавно. Случилось так, что однажды я вдруг
поняла, что мне зачем-то необходимо нарисовать для себя сакуру. Странное
желание для человека, получившее западное образование, не правда ли?
Для себя я определила этот образ как стремление к обновлению, расцвету,
женственности и красоте - всему, что приносит нам весна. Желание не
оставляло меня, и я обратилась за помощью к коллегам, занимающимся
китайской и японской живописью, за разъяснениями. И вот что поведала
мне Юлия Кошелева:
Цветущая
слива, вишня - один из наиболее узнаваемых символов восточной художественной
традиции. Человек, изображая этот мотив, рисует не само дерево, а
идею, энергию, породившую его. Японский свиток всегда можно толковать
несколькими способами. Вот так и СЛИВОВАЯ ВЕТВЬ это:
Образ
гармонии и взаимного превращения мужского и женского начала (баланс
инь-ян).
Символ
отступающей зимы и красоты, неподвластной холоду, времени и смерти.
Олицетворение
хрупкости и сиюминутности прекрасного (моно-но-аваре).
Призыв
полностью пребывать в "здесь и сейчас" - подлинный дух дзэн.
Схема
модели мироздания и числовой системы, лежащей в основе нашего мира
- 1:3:5
Это
великое множество смыслов, свойственное дальневосточной культуре почти
бесконечно... Но новое толкование всегда возможно. Вложить своё настроение
в уже существующий древний образ может каждый человек, стремящийся украсить
свою повседневную жизнь красотой и свежестью чувств.
Вот
так то... Ну, мне то точно хочется "украсить свою жизнь красотой
и свежестью чувств"! :) Поэтому я не успокоилась, пока коллеги
не показали мне, как пишется цветущая ветвь в китайской и японской
традиции. Видеоролики сих мастер-классов можно посмотреть по эти адресам:
А
здесь я попытаюсь более подробно раскрыть этапы рисования сакуры на
примере работы Юлии Кошелевой. Для чего? Конечно, дорогой мой человечек,
чтобы ты тоже попробовал себя в этой технике! И пусть тебя не смущает,
что она так далека от привычного рисования. Мастера этой живописи
говорят, что важнее не отточенный технический прием, а умение писать
сердцем. Поэтому главное не то, как ты напишешь ветвь, а что ты в
неё при этом вложишь.
Итак,
начнем?
Берем
лист бумаги, желательно потоньше, типа газетной, круглую кисть, тушь
или акварель.
Сосредотачиваемся
на том, что будем рисовать. Как пойдет твоя ветвь, в каком месте листа
будет расположена? Какой у нее будет изгиб? А может, ветвей будет
две? Очень важно точно представлять это до начала работы. Как говорил
чаньский монах Чжун-жэнь, живший в ХII в., "тайна" живописи
дикой сливы заключается в подробном обдумывании замысла, потом уже
рука должна двигаться без колебаний, словно "вдохновленная неким
безумием".
Рисуем
основную ветвь. Её называют "дедушкой".
Для
этого укладываем кисть на бочок и рисуем изгиб ветки, перекатывая
кисть по бумаге с боку на бок. Такой прием позволяет изобразить неровности
коры, сделать ветвь живой.
Затем
рисуем "детей" и "внуков" - более молодые ветки.
Они более прямые, тонкие, изящные. Добавляем короткие шипы на ветках.
Ветви
сакуры символизируют женское начало - инь. А вот цветы - мужское,
ян. Нарисуем их.
Набираем
на кисть розовую краску. Рисуем цветы касанием кончиком кисти. Следуем
логике: раскрытый цветок, следом - полураскрытый, затем - бутон. Маленькие
бутоны-почки можно продолжать и далее ввиде точек. Раскрытый цветок
имеет пять лепестков, полураскрытый - три, бутон - один, 5:3:1. Повторяем
эту последовательность на нескольких тонких веточках.
После
высыхания лепестков черным цветом рисуем детали цветка. Сердцевина
раскрытого цветка делается ввиде двух скобочек-запятых. Из нее тонкими
штрихами выводим тычинки и завершаем их точками. На полураскрытом
цветке тремя штрихами делаем чашелистики. Остовы
всех цветков рисуем ввиде запятой.
Готово!
Надеюсь,
ты оценишь красоту и изящество цветущей сакуры и обязательно нарисуешь
свою. А какой смысл ты вложишь в её образ - решай сам. Я от всей души
желаю тебе успеха и творческого вдохновения!
Для
тех же, кто давно мечтал научиться традиционной восточной живописи,
побывать в Китае, посмотреть на его достопримечательности и узнать
нечто новое, у меня есть замечательная новость.
В
середине июня группа от нашего творческого центра "Лориэль"
, и я вместе с ней, едем в Китай на 10-дневный курс каллиграфии и
живописи "го хуа". Его проведёт для нас заслуженный художник
Китая мастер Сун. К нам могут присоединиться все желающие! И мы даже
можем взять с собой детей и сопровождающих, которые не будут обучаться
на курсе, а будут только отдыхать. Подробности можно узнать здесь
- http://loriel.ru/china.htm
, а все вопросы задать мне в письме на электронный ящик, указанный
ниже.
И,
кстати, туда
же можно слать свои отзывы по этому выпуску рассылки. Мне очень интересны
твои впечатления и что же получилось у тебя.
Всего
тебе хорошего, дорогой мой человечек! Пусть каждый твой день будет
наполнен радостью творчества!
С
любовью и уважением,
Марина Трушникова
Мой
адрес для вопросов, пожеланий и откликов по рассылке:arttrening@list.ru