Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Виртуальная школа рисования

  Все выпуски  

Быть художником - значит чувствовать жизнь Подход к композиции.


ПРИГЛАШАЮ НА УРОКИ РИСУНКА И ЖИВОПИСИ В СЕНТЯБРЕ. ЗАПИСЬ 8 909 6640990
Если Ваша мечта научиться рисовать - приглашаю Вас на уроки рисунка и живописи. Занятия проходят в мини-группах, в йога-центре на Пролетарской (в Москве) aquarellg@mail.ru
Виртуальная школа рисования Урок 34 от 2010-08-29

Быть художником – значит чувствовать жизнь

Подход к композиции.

От 18 века до 20-го. Продолжение.

Итак, что же произошло с нашей героиней, Композицией, дальше в 19 и 20 веках.

Постулаты 18 века, с которыми мы познакомились в пердыдущей части, ограничивали свободу «подлинного искусства». Настоящее искусство не может существовать в клетке из правил и предписаний. Вот что об этом явлении писал Гете: «Композиция! Как будто это пирог или бисквит! …созидающий его (духовное творение) отнюдь не идет путем отдельных попыток и сложения кусочков по своему произволу, но находится в демонической власти своего гения и должен выполнять то, что этот последний ему предписывает».

Между тем, в официальном искусстве 19 века происходит постепенная смена вкусовых ориентиров. Архитектурно выверенное строительство фасада картины и геометрическая четкость пространственных построений, свойственные предшественникам выходят из моды. Главной заботой художника становится декорирование изобразительной поверхности и цветовых пятен. При этом смысловое и пространственное содержание становится второстепенным, а композиции отводится сугубо косметическая роль. Она становится занятием по украшению поверхности картины.

От подражания высоким образцам классики до сомнительных красот салонов рубежа 19-20 вв. – таков путь официального искусства Европы и России в то время. Лишь одно по прежнему оставалось неизменным – отрыв искусства от реальной жизни.

Продолжение истории знают все. Вторая половина 19 века – это революция в искусстве, от романтиков до импрессионистов, людей которые буквально растоптали пыльные правила академиков. Искусство выходит из темных мастерских на улицу. Особое значение приобретает работа с натуры. Этюд становится самостоятельным художественным фактом. Тщательный расчет уступает место безрассудству непосредственного чувства. Помпезным историческим сюжетам противопоставляются репортажи о сегодняшней реальности, замкнутости и законченности композиции –фрагментарность. Композиционные инструменты, которыми пользовались академики, становятся непригодными, рука художника подчиняется чувству и только ему. Академические запреты сняты, нет ни правил, ни традиций, ни закономерностей, наконец-то наступило  время художественной свободы.

Продолжением для нашей героини стало появление огромного количества стилей в 20 веке. От декаданса и модерна в Европе, авангарда в России до гиперреализма и поп-арта в Америке. Они могли спорить и противоречить друг другу, презирать и отвергать, но единственная вещь, объединяющая их осталась неизменной - это желание привлечь публику.

 

Елена Гущина.




Рассылка culture.arch.artschool :: Архив Рассылки :: Выпуск 34 от 2010-08-29

В избранное