∙
Коллегия со вкусом пирожных Самой вкусной коллегией назвал управляющий
Южным округом Олег Гусев недавнее заседание в Каменске областных
и окружных чиновников. И немудрено: выездная коллегия министерства
торговли, питания и услуг посвящалась развитию потребительского
рынка.
Любимое занятие - ходить по магазинам
Наглядной иллюстрацией к ней стала выставка продукции каменских
производителей. Местные пищевики: мясо- и хлебокомбинаты, аналогичные
цехи ОАО "Красногорское", молокозавод и другие предприятия
настойчиво предлагали отведать своей продукции. У женщин особым
спросом пользовались "красногорские" пирожные и хлебокомбинатовские
фигурки из теста. Ну а мужчин больше тянуло к мясному прилавку.
На коллегии, вела которую зам областного министра торговли, питания
и услуг Надежда Шестакова, прозвучали интересные факты: оказывается,
Каменск по объему товарооборота за 2004 год на втором месте в области
после Екатеринбурга. В денежном выражении показатель превысил 7
миллиардов. Благодаря этому на лидирующих позициях оказался и Южный
округ.
Между тем названный показатель превышает динамику роста доходов
населения в целом по области. То есть за бурно развивающейся торговлей
мы не успеваем. И все-таки более 70% своих доходов направляем на
потребительские нужды. А в среднем тратим каждый месяц (в перерасчете
на душу населения) около 3 тысяч рублей.
Вино, фрукты и... стиральные машины
По подсчетам статистиков, полезных и более дорогостоящих продуктов
(фрукты, сыр, рыба...) жители Каменска, как и всей области, стали
потреблять больше. А вот хлеба, некоторых видов круп и мучного меньше.
Изменились и наши непродовольственные пристрастия. Самые покупаемые
товары, к примеру, среди бытовой техники - стиральные машины и пылесосы:
в прошлом году свердловчане приобрели их вдвое больше, чем год назад.
Вчетверо возросла реализация компьютеров и более чем в полтора раза
- автомобилей. Где берем деньги? Кредитуемся. Объем потребительских
займов вырос втрое.
Жизнь как будто налаживается (из-за благоприятной для России ситуации
на мировом рынке нефти и стабильности федерального бюджета - авт.
прим.). Вероятно, от хорошей жизни народ стал больше… пить. В среднем
по области на душу населения пришлось по 10,7 литров крепких напитков.
Интересно, что Каменский район по продажам алкоголя на втором месте
в Южном округе после Белоярского. Радует лишь то, что снизилась
продажа водки - на 0,5%. На ту же долю выросла реализация виноградных
вин.
Но, несмотря на то, что покупать мы стали больше, качество товаров
далеко от идеала. Из общего числа проверенных в области за прошлый
год мясопродуктов забраковано 27%, молочных - 26, рыбы и рыбопродуктов
- 10. По тем же показателям не прошли 48% из обследованных швейных
изделий, 25 - обуви, 35 - игрушек, 14 - парфюмерии и косметики.
Питаемся поодиночке?
А вот общепит не пользуется у каменцев такой же популярностью, как
магазины. В школьных, студенческих и рабочих столовых, а также кафе
обедают меньше половины горожан. Тогда как, по мнению областных
чиновников, следует стремиться к 50-процентной отметке. В Южном
округе показатель равен 42%. Стоимость обеда между тем - от 12 до
40 рублей.
В области за прошлый год насчитывалось 4500 предприятий общепита,
в Каменске - 168, из которых 50 - кафе, рестораны, закусочные, бары.
Чтобы не заел быт
Из 5200 точек бытового обслуживания в городах Среднего Урала на
Каменск приходится 356. Это парикмахерские, косметические салоны,
бензозаправки, службы автосервиса, ремонта электробытовой техники,
установки приборов учета коммунальных продуктов и т.д., где работают
2,5 тысячи горожан. Заметно популярней по сравнению с прошлыми годами
стали фирмы по ремонту и обслуживанию автомобилей. Среди других
направлений они на почетном третьем месте. Между тем число приобретаемых
каменцами автомобилей ежегодно растет на 10% от уровня каждого предыдущего
года.
Анна АЛЕКСАНДРОВА.
∙
Леонид Парфенов: "Цензура не пройдет" В актовом зале УГТУ-УПИ яблоку негде
было упасть. Студенты толпились в проходах, обсуждая визит в Екатеринбург
известного журналиста Леонида Парфенова.
Уволенный прошлым летом с "НТВ", а ныне
редактор журнала "Русский Newsweek", Парфенов внимает
поминальным речам по легендарной программе "Намедни" и
общается с потенциальными читателями. Рассуждает о перспективах
печатной журналистики в стране и делится секретами мастерства.
Визит Парфенова на Урал - своеобразная промо-акция, продвижение
журнала на информационном рынке. "Это новый формат российского
печатного издания", - утверждает экс-ведущий. Большинство событий
здесь освещается в жанре репортажа, фотовзгляда на события, которого
не хватает другим печатным СМИ. Негласно издание относят к разряду
независимых. Кто-то считает "Русский Newsweek" журнальным
вариантом программы "Намедни".
"Плохой пиар", - так Парфенов характеризует новостные
выпуски на центральных каналах в последнее время. Неудивительно,
что телевидение теряет доверие населения, особенно после введения
закона о монетизации. На экранах - счастливые и радостные лица благодарных
пенсионеров, а в жизни… Думается, это подтвердит любой, кто смотрел
новости на "Первом канале" или "России": общественное
мнение подменяется "удобной" для власти картинкой.
"Нас учат любить Родину за наши же деньги", - говорит
Парфенов. Высказывание жесткое, но, по сути, верное, если учесть,
что каналы, получающие прямой политический заказ, содержатся на
налоги граждан. О судьбе "Намедни" ответил уклончиво:
мол, если изменится политическая обстановка, может быть…
Что же до масс-медиа в целом, не все потеряно. "В печатных
изданиях дышится свободнее", - считает он. Оказывается, чего
не скажешь с экрана - еще можно напечатать…
Многие в курсе непростых отношений Парфенова с властью - увольнении
с ТВ после выпуска в эфир скандального интервью вопреки предупреждениям
спецслужб. "Давление, безусловно, было, но до прямых запретов
доходило нечасто. Я не считал нужным соглашаться с запретом и, думаю,
сделал правильно, что ушел с "НТВ" - прокомментировал
он ситуацию.
За два часа Парфенов ответил на несколько десятков вопросов. Студенты
интересовались, как воспитывать современного читателя, спрашивали
об отношениях с коллегами, успехе российских теннисисток, "Турецком
гамбите" и музыкальных предпочтениях экс-ведущего…
Уральской публике Леонид показался утомленным: плотный график встреч
с коллегами дает о себе знать. Но ведущий вспоминает, что во время
работы на телевидении приходилось сложнее. "Спасало кофе",
- шутит Парфенов. Делился на встрече со студентами известный журналист
и мнением о нынешнем поколении. Сделал вывод: теперь у молодежи
больше возможностей, нежели в советское время. В пример приводит
сына-подростка, рассуждающего на извечный вопрос "Кем быть?"
В скором времени мы увидим известного журналиста в новом телепроекте
вместе с Владимиром Познером. Похоже, "красная карточка",
полученная Парфеновым прошлым летом, имеет "срок годности".
А значит, зрители могут ждать новых журналистских идей, а власти
- более чуткого внимания со стороны "четвертой власти"…
Ирина НИКИТИНА.
Несколько вопросов Леониду Парфенову - От кого или чего зависит "Русский Newsweek"?
- Ни от кого и не от чего мы не зависим. Платим за брэнд, получаем
деньги от рекламы.
- Часто ли вы смотрите телевизор?
- Не смотрю вообще. Я и когда на телевидении работал, не очень его
смотрел. Это не для меня.
- Хотелось бы вам возобновить программу "Намедни"?
- В чистом виде это невозможно. Даже глупо. Можно же делать тележурнал.
Главное - как это делать.
- Как вы понимаете профессию журналиста?
- Журналист - это такая профессия, в которой непонятно, где заканчивается
жизнь и начинается профессия. И наоборот.
- Кем бы вы стали, если не журналистом?
- Теперь уже поздно об этом думать...
Валерия БОРОДИНА.
∙
Об ОЦМ теперь узнает любой иностранец У завода КУЗОЦМ в Интернете появилась
английская версия сайта. В начале апреля металлообработчики намерены
разместить немецкую, а в течение года перевести электронную страничку
еще на несколько языков, в том числе китайский.
Это значит, что любая зарубежная фирма, которой нужна
проволока, прессованные, катанные и другие изделия из цветных металлов,
сможет подыскать необходимое в заводском "электронном магазине".
Изображая процесс отгрузки, на сайте туда-сюда снуют шустрые грузовички
с полными бортами оцээмовской продукции.
К слову, за дизайн странички завод получил 3 место среди 120 металлургических
и металлоторговых предприятий России, а в номинации "Сервис"
- первое. Анна АЛЕКСАНДРОВА.
∙
ОШИБКА МАСТЕРА дорого обошлась фирме Закон о защите прав потребителей
позволяет покупателю в некоторых случаях (например, при просроченном
изготовлении заказа или затянувшемся ремонте) получить товар абсолютно
бесплатно: за него заплатит проштрафившийся продавец.
В ноябре Алексей Ч. заказал в салоне по изготовлению
мебели кухонный гарнитур. В договоре был установлен срок (месяц)
и оговорен пункт: 0,1% стоимости заказа в сутки за нарушение срока
поставки (по закону, кстати, – 3% за день просрочки, но не более
всей суммы заказа).
В конце января мебель так не появилась в квартире клиента, терпение
его лопнуло, и он отправился в отдел ценовой политики мэрии (в его
составе сейчас трудятся сотрудники бывшего отдела по защите прав
потребителей, выполняя прежние функции). Специалист отдела позвонила
в фирму, ответ директора которой поразил: мастер, который приходил
к заказчику производить замеры, обсчитался на... 20 тысяч. Нерадивого
работника, конечно же, уволили, как только обнаружили недостачу,
но заказавший гарнитур Ч., мол, должен доплатить недостающую сумму:
денег, заплаченных первоначально, хватило лишь на материалы (а они
не дешевы).
Однако Алексей сказал, что у него на руках расчеты, и платить за
чью-то ошибку он не намерен. Специалист администрации была с ним
солидарна.
Через полтора месяца мебель все-таки обрела товарный вид, хозяина
и место постоянного обитания. Но клиент - законно! - не успокоился:
почему он должен был тратить время и нервы на то, чтобы получить
оплаченную вещь? Почему он должен идти в мэрию, консультироваться
у специалистов, настаивать, чтобы к нему прислушались? Да и сроки-то
поставки заказа ого-го как просрочены.
Ч. решил написать претензию к обслуживающей фирме и потребовать
неустойку. К слову, платить придется по закону: не 0,1%, как в договоре,
а 3%. Получится, что мебель клиент получит бесплатно! Если фирма
претензию не удовлетворит, спор придется решать в суде. Ольга МЕЛЬНИКОВА.
∙
Младенец под ванной ... Анна привычно проделала вечерние
манипуляции для отхода ко сну: умылась, наложила на лицо крем. Долго
смотрела в зеркало, вспоминая свои утренние треволнения по поводу
16-летней дочери: "Что я сделала не так?" Собака, вбежавшая следом,
начала подвывать и царапать створку, закрывавшую проем под ванной.
Женщина машинально отворила ее и удивилась: какие-то газеты. Развернув
их, она вскрикнула - перед ней лежал крохотный мертвый младенец...
То утро начиналось обычно:
мать убежала на работу раньше, отчим тоже должен был вскоре уйти.
Даша почувствовала, что сейчас случится то, чего она так боялась
на протяжении последних восьми месяцев: родители узнают правду,
узнают о том, какая она на самом деле. Она старалась утягивать живот,
чтобы ничего не было видно. Когда кто-нибудь из домашних подходил
близко, садилась на кровать и брала подушку. Похоже, ей удалось
сохранить свою тайну: даже мама ничего не заметила.
Все произошло очень быстро, она старалась не стонать, чтобы находившийся
в квартире отчим ничего не заподозрил. Родившийся ребенок молчал.
Не понимая, что делает, девушка завернула тельце в газеты и сунула
сверток под ванную.
- Даша, мне нужно побриться, я опаздываю, - раздался мужской голос,
- ты еще долго?
Она вышла и, шатаясь, пошла к дивану. Пронзила боль. Отчим, видя,
что с падчерицей не все в порядке, позвонил матери – все-таки та
медик, разберется, что к чему. Примчавшаяся домой Анна сразу же
вызвала скорую. Дашу госпитализировали.
В больнице врачи сразу определили причину "неясных болей"
и вызвали милицию. "Значит, все же беременность..." -
обреченно прошептала Анна...
Некоторое время назад ее вызвала классный руководитель дочери и,
как можно мягче, поинтересовалась, знает ли она, что Даша ждет ребенка.
В последующем разговоре дочка на прямой вопрос ответила отрицательно
- так искренне, что Анна поверила. Теперь считает, что нужно было
плюнуть на условности и силком тащить девочку к гинекологу: и ребенок,
возможно, был бы жив, и послеродовых проблем меньше (Даша до сих
пор лечится в больнице).
До сих пор Анна теряется в догадках: как такое могло произойти с
дочерью? Даша росла скромной, хлопот особых не доставляла. На улицу
– редко, подруга - всего одна. Работники инспекции по делам несовершеннолетних
в голос утверждают: Даша – очень милая девочка, но, похоже, она
так до конца и не осознала, что произошло. Кстати, от Даши так и
не смогли добиться, где ее ребенок (о смерти последнего пока не
знали). Может быть, это объясняется состоянием шока, которое она
испытала. А может быть, это особенности более подвижной психики
юных, позволяющие "забыть" о неприятном. Все время, пока
мама находилась в больнице, девушка умоляла ее простить.
А мама недоумевает: почему Даша не сказала ей о беременности? Ведь
во время доверительной беседы женщина говорила, что в "интересном
положении" нет ничего страшного и, коли уж так случилось, ребенка
они воспитают все вместе. Дочь решила по-своему.
Жизнь у Даши теперь изменится: мама даже забрала документы дочери
из школы, лишь бы ничего не напоминало Даше о случившемся. Только,
возможно ли это?
Уголовного дела по факту смерти не возбуждали: нет состава преступления.
Экспертиза показала, что ребенок родился мертвым. Однако говорить,
что Даше повезло, язык не поворачивается. У каждого в жизни свой
крест, свои ошибки, за которые надо платить. И платить порой очень
тяжело, очень больно. Жаль, что часто мы осознаем это слишком поздно.
Ольга МЕЛЬНИКОВА.
Имена в материале изменены. Редакция благодарит
следователя городской прокуратуры Алексея Соболя за предоставленную
информацию.