Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 52


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №52


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


ОТ "КРАЇНИ МРІЙ" ДО СТРАНЫ МЕЧТЫ КАЖДОГО
Надежда ТЫСЯЧНАЯ

      10-11 июля на Певческом поле в Киеве прошел этнофестиваль "Країна мрій", инициатором которого является легендарный Олег Скрипка. Также в его организации участвовали - общественная организация "Арт Экзистенция", Всеукраинская ассоциация молодых исследователей фольклора, Главное управление Киевской госадминистрации по вопросам внутренней политики, Киевский городской центр народного творчества и Украинский Центр народного искусства "Музей Ивана Гончара".
      Широкие склоны Днепра, золотые купола церквей - место невероятной красоты, мощной энергетики и гармонии. Действо проходило на трех сценах одновременно. А вела к ним длинная улица, вдоль которой по обе стороны разместились народные мастера со своими ремеслами. Счастье ковалось еще при входе. Молодые кузнецы предлагали только что с жара подковы, рассказывая, как в старину украинцы, нацепив их над дверями, верили, что с ними в дом придет удача, благосостояние и согласие. Изготавливали также ухваты, которыми хозяйки вынимали горшки с борщом, кашей из печи, и которыми, бывало, пугали подвыпивших мужей и грозились непослушным детям... Делали и металлические узоры в форме цветов, животных, которыми украшали двери в кладовую, овин...
      Рядом Иван Панков из Луцка проводил мастер-классы по гончарству. Дай-ка попробую себе. Одеваю вышитую мужскую рубашку на вырост и приступаю. Мастер крутит металлический гончарный круг, когда- то пользовались таким же деревянным, и под руками из мягкого глиняного шарика рождается нечто, похожее на женскую фигуру. Пан Иван корректирует мои движения - наносим несколько штрихов ножом, и готов кувшин с узором. Беру себе на память. "Это безобразие какое-то, - возмущается Иван Панков, - на городских и сельских базарах бабушки продают молоко в пластиковых бутылках! Хочу, чтобы наконец закончилась эра пластиковой посуды, а пришла эпоха гончарных изделий, ведь половина украинской истории построена на глиняных черепках". Скажем, той же черной дымчатой керамике уже тысяча лет. Когда-то в такой посуде наши пращуры варили и подавали пищу к столу. Красные горшки стояли на полках - они скорее украшали избу, чем использовались в быту. Из них могли угощать гостей, а на Рождество, Пасху, Троицу, Спас и всю свою большую семью.
      Была еще деревянная посуда: коряком набирали зерно, гречиху; в ковганку клали пшено, чеснок и сало и затирали для борща; подставку вешали на гвоздь на стену и сушили деревянные ложки; в солонке хранили соль, а в глубокой мерке одалживали муку соседке.
      Татьяна Жогалко, директор художественного центра "Сходи" из Чернигова, рассказывает, что существует многовековая технология изготовления такой посуды. Например, из липы тесали кружки для пива, потом их погружали в кипящий пчелиный воск, а вынув, давали немного обсохнуть и вытирали полотняной тряпкой. Тот солод из воска оседал на стенках и, когда наполняли кружку пивом, придавал напитку оригинальный вкус. А уже кадку внутри выстилали пищевой медью, чтобы можно было дольше хранить вино или наливку в ней. Сверху на кружках, кадках наносили резьбу, в основном, казаков в казацких краях. Дома каждый хозяин или хозяйка разрисовывали свою посуду сами, передавая настрой песен и дум, истории сказок и преданий. Это получалась наивная живопись, которая потом создала целое направление черниговской росписи. Для него характерны изображения грифонов, чудо-птиц, чудо-зверей... Такие кружки, расписные миски, солонки можно было приобрести здесь.
      Дальше расположилась мини-галерея под открытым небом. Гарданы и сылинки из бисера (от слова "силити" - нанизывать), ожерелья из керамики и эмали, украшения из кожи, деревянные заколки для волос, соломенные брыли; мужские, женские, детские вышиванки - в традиционных карпатских вишнево-черных тонах, полесские - вышитые белыми нитками по белому, цветастые слобожанские. И как примесь современности - книги отечественных издательств и кассеты и диски наших певцов. Из магнитофона звучит живая украинская народная песня, а неподалеку кобзарь поет печальную думу. Присаживаюсь на траву возле него. Павел Зубченко из киевского кобзарского цеха. Его побратим Владимир Быков рассказывает, что это общественное объединение основано еще в 70-х годах прошлого века Георгием Ткаченко. Среди его первых учеников были известные Николай Будник и Николай Товкайло. От них, собственно, и передалась традиция изготовления старосветской бандуры, кобзы Остапа Вересая, колесной лиры. "Первые кобзарские цеха-мастерские по изготовлению инструментов, обучению игре на них действовали еще в XVII веке. Тогда в кобзарях нуждалось общество, они были своеобразной "прессой Украины" - передавали людям всю правду жизни, - говорит Владимир Быков. - Кобза не считалась мужицким инструментом. Кобзарей часто приглашали играть в имения украинской шляхты. Например, придворные музыканты гетмана Ивана Мазепы или семьи Разумовских должны были уметь играть на торбане - разновидности бандуры".
      Ныне, как и когда-то, инструменты изготавливают по старой европейской традиции - из ивы или клена, хорошо, если деревья расколоты пополам от ударов грома. Говорят, что тогда кобза или лира лучше будут звучать. Музыканты поют старинный репертуар, переданный им в наследие от учителей-наставников Николая Будника, Николая Товкайло. Также ездят в экспедиции, откуда привозят новые песни. Тарас Компаниченко рассказывает, что многие из них нигде письменно не зафиксированы, просто живут в народе. Кое-где можно найти и думы, но эпическая традиция в Украине почти уничтожена.
      Кобзарей Тараса Компаниченко, Эдуарда Драча, лирника Сашка можно было послушать на малой кобзарской сцене. Вообще на каждой сценической площадке выступали исполнители аутентичной музыки, фольклорные коллективы из Литвы, Польши, разных регионов Украины. Зрители то присоединялись к одной группе, то шли к другой, то садились на траву и мечтали... Может, о "країні мрій"?.. Своей, родной, построенной для восхищения, уважения, и даже, пусть, на зависть другим... В такой организации фестиваля ощущалась демократичность и европейскость с выделенной украинской идентичностью. Повсюду стояли большие соломенные Марены (персонаж праздника Ивана Купала, которого бросали в воду или же сжигали в купальском огне), украшенные лентами, приворотным зельем...
      Родители с детьми на детской площадке делали куклы из травы, вырезали вытынанки, на длинном полотнище рисовали страну своей мечты. В этой заветной стране обязательно должны быть, по словам девятилетнего Ярослава Гридковца, - украинский дом с садиком и цветником, любимые кот с собакой, мама с папой и небо... небо Украины... У барда Эдуарда Драча есть такая песня "Небо Украины". Послушайте как- нибудь, поймете эти детские мечты...
      Молодежь и не только брала мастер-классы по танцам у киевской группы "Божичи" и ансамбля "Троян" с Ровенщины и выдавали польку, краковяк, карапец... Леопольд Ященко, руководитель хора "Гомін", подыгрывал им на свирели. "Эти танцы танцевали еще наши отцы и деды, - говорит участница фольклорного коллектива "Троян" из села Люхча на Ровенщине Вера Хижняк. - Мы хоть уже и немолоды, но тоже так забавляемся. Наши дети тоже поют, создали свою группу "Веселка". Жизнь в селе тяжелая, нужно наработаться в поле, на огороде, возле скотины, да и в хате... Но как приходит воскресенье, праздник, отдыхаем, собираемся, поем вместе... Песня помогает жить. Посмотрите, какой у меня наряд. Это еще мамин. Надену и думаю, как когда-то было... Ощущаю причастность к своим корням".
      Всех восхитила своей лиричностью и настроем певица из Шотландии Ишбель МакАскилл, выступавшая в сопровождении украинской группы "Йо'Гурт". Она - исполнительница кельтской музыки. Пела старинные песни на гэльском языке, который является родным для многих жителей Великобритании. Собственно, кельтская музыка заметно повлияла на современную европейскую культуру на уровне стилистических заимствований и возникновения целого жанра "нью эйдж" (new age). Значительного коммерческого успеха достигли выходцы из кельтской культуры певица Энья (Enya), группа "Кленнед" (Clannad).
      Купальским было открытие "Країни мрій" на вечерней сцене, над Днепром. Нина Матвиенко и Олег Скрипка зажгли свечи на большом венке, перед этим исполнив дуэтом композицию "Ой, на Йвана Купала", - это было их премьерное выступление! Голос певицы, казалось, вобрал всю живительную силу украинской песни, и возносился к небу... Публика была поражена... Дальше зрители пели и веселились с "Карпатиянs", знакомилась с музыкой финской группы "Spontaani Vire", чешской "Cankisou" и молдавской "Здоб ши Здуб". И по завершении первого фестивального дня еще долго не расходились.

      ДЕНЬ ВТОРОЙ
      Второй фестивальный день начался, как и первый, с "улицы", подобной тем, которые делал Олег Скрипка. Сюда пришли люди всех возрастов - парами, семьями, группами, компаниями. Красиво одетые - в украинских одеждах разных лет и разных регионов, которые часто удачно сочетались в одном ансамбле. Больше всего молодых: колоритные парни с оселедцами, красивые девушки в вышиванках в сочетании с джинсами - модерн...
      Они знакомились, делились впечатлениями от вчерашнего. Первый день был своеобразным аперитивом и разыгрывал аппетит. Затем расходились к разным сценам или шли на улицу мастеров. Здесь можно было научиться рисовать на стекле, расписывать писанки, как и на "улице" Олега Скрипки, посвященной Пасхе. Дай-ка попробую себе, - подумала я. По совету писанкарки Оксаны Билоус на высушенное яйцо наношу специальным инструментом - писачком - линии по воску. А тем временем на пламени подогревается смесь воска и парафина, а тогда ею, собственно, и заправляется писачок. Когда все контуры по белому наведены, кладу яйцо в уксус. Это делается для того, чтобы подготовить его поверхность для дальнейшего разрисовывания. Затем, если должна быть на писанке желтая краска, погружаю в нее. А те узоры, которые должны остаться желтого цвета, с помощью инструмента покрываю воском. А потом по очереди - кладу в зеленую краску, и так же, на элементы, которые оставляю зелеными, накладываю воск, и снова - в красную, синюю, черную краски. В конце снимаю весь воск и получается красивая писанка. Эта техника росписи известна издавна. На писанках часто изображают дохристианские знаки. Например, символ в форме латинской буквы S (его еще называют змеем) считается мужским и символизирует бога подземного огня. По преданиям, он поднимался ввысь, оплодотворял богиню неба и та родила дождем на землю. Традиционно женскими считаются изображения рыбы, существ человеческого подобия... Во многих культурах существует культ яйца как источника зарождения всего живого.
      Тут же рядом иду учиться рисовать на стекле старинный украинский архетип - цветок-дерево - у художницы Людмилы Тесленко-Пономаренко. Когда-то делалось столько цветков на сундуках, печи, дверях, сколько людей жило в хате. Этот архетип также вышивали на рушниках.
      Люди все больше скапливаются у большой сцены. Вечернюю программу открыла группа "Палац" из Беларуси. Публика сразу проявила свою симпатию - танцевала, подпевала, аплодировала, размахивала белорусским флагом, который был весьма уместным рядом с татарским и украинским. И это было живым проявлением дипломатии, визуальным свидетельством симпатии к своим старым добрым соседям, с которыми у нас никогда не было раздоров. "В нашем репертуаре за четырнадцать лет существования группы много песен, - говорит руководитель группы "Палац" Олег Хоменко. - Но мы выбрали отдельные, которые хотели спеть специально для украинцев - "Україну я об'їхав", "Повернуся на Вкраїну"... Ведь, скажем, песни из Витебска и его предместий вам могут показаться чужими, а полесские, которые собирали во время экспедиции в приграничных селах на границе с Украиной, будут почти родными. Мы не ошиблись. Я тронут, как нас тепло приняла публика! Откуда-то у молодежи отыскался белорусский флаг. Между нами установился контакт, не считая того, что группа открывала вечернюю программу и играла еще при дневном свете. Мы поем только по-белорусски. И украинцы должны петь только по-украински. А по-русски пусть поют россияне. Тогда будем интересны друг другу и всем остальным!"
      Известный Энвер Измайлов играл мелодии своего народа - татарские. Интересно, что Олег Скрипка на этом фестивале собрал и гармонично соединил любительские народные коллективы с музыкантами-виртуозами, которые являются достоянием мира - гитарист Энвер Измайлов, бандурист Роман Грынькив. "Кто-то из нас впервые в Украине, а кто-то уже во второй раз, - говорят музыканты финской группы "Spontaani Vire". - Мы почти ничего не знали о вашей культуре, только были знакомы с творчеством непревзойденного Энвера Измайлова, который несколько раз выступал в Финляндии, в последний - на международном татарском фестивале".
      "Мандри" выступали очень динамично, у лидера группы Фомы даже порвалась струна на гитаре. Было в этом нечто символическое, из народного творчества, а, может, из сказок, в которых так разбирается Фома. Он пел "мандривские" хиты "Легенду про Іванка та Одарку", "Орисю", "Ой, чий то кінь стоїть", "Ой, Марічко, чічері", и совсем новые произведения, по его словам, специально написанные для этого выступления, - "Коло млину", "Коханочка" и "Несе Галя воду", которую спели в стиле рэгги на украинский лад.
      И в завершение вышел Олег Скрипка. Уверенный. Раскрепощенный. Свободный. В его походке, движениях, обращениях на английском к зрителям чувствовалась какая-то особая мощь, та твердыня, что внутренне цементирует человека и делает из него харизматичного лидера. В сопровождении оркестра и фольклорного ансамбля "Божичи" он пел на французском "Tomble de neige", "Махатму" "в эзотерическом стиле", и, разумеется, известные и всеми любимые "Палала сосна", "Голубка", "Галю, приходь", "Їхали козаки", "Весна" и, как он уместно сострил, "эгоцентрическую" "На вулиці скрипка грає". Роковость его музыки не противопоставлялась аутентике, а, наоборот, искала соприкосновение, органическую связь с ней. Музыкант, как всегда, завладел публикой, магнетически на нее влияя. Она безумствовала! Эта многотысячная толпа скандировала: "Украина!". Скандировала в поддержку Олега Скрипки, этого фестиваля, и, убеждена, своей Родины, которая обязательно должна стать страной мечты. "Вэвэшной" песней "Країна мрій" с соло на бандуре непревзойденного Романа Грынькива и закончился первый международный этнофестиваль. "Это был своеобразный урок патриотизма, - сказал Олег Скрипка "Дню". - И украинцы были к нему подготовлены. Мы пережили кризис подросткового наива в осознании себя самих, понимании своего места в мире, и вступили в период зрелости и конструктивного развития".

      Ишбель МакАскилл, Шотландия:
      - Организаторы фестиваля вместе с Британским Советом и со мной решили сделать совместный украинско-шотландский проект на сцене "Країни мрій". Так я спела в сопровождении прекрасной украинской группы "Йо'Гурт". У нас была только одна репетиция, но зрители подходили и говорили, что мы гармонично звучали, словно знали творчество друг друга давно. Это свидетельство того, что, наверное, существует ментальная и музыкальная схожесть между украинцами и шотландцами. Мне особенно понравилась группа "Карпатиянs". Они в основном играли так называемую музыку гор - напряженную, даже пророческую, вобравшую в себя все природные стихии. Я выросла среди шотландских гор и в творчестве горцев-шотландцев моя душа. А еще была поражена пением Нины Матвиенко! Ее голос звучал так сильно, будто рассекал небо!
      Я до сих пор знала немного об Украине, только то, что когда-то она была кормилицей России; о частых забастовках шахтеров и о богатой культуре, которая десятилетия находилась под советской неволей. Конечно, не представляла, в каком состоянии эта культура находится сейчас. Но этот фестиваль подтвердил, что украинцы познают самих себя. Признаюсь, шотландцы тоже тепло бы восприняли и познакомились с вашим фольклорным наследием у себя дома.
      Музыканты группы "Cankisou" (Чехия):
      - Мы выступали на подобных фестивалях в Германии, Венгрии, Швейцарии, Австрии, Польше. Можем утверждать, что "Країна мрій" - один из немногих фестивалей, где чувствуется особая гордость украинцев за свое. Возможно, потому, что украинская культура долгое время не культивировалась как качественная, интересная. Сейчас в Чехии много ваших рабочих. Не секрет, что они считаются дешевой рабочей силой. Когда говорят об украинцах, то возникают определенные ассоциации - они скромные, честные, работящие... Но это один из аспектов имиджа Украины в мире, так сказать, не очень полноценный, и даже удачный. Мы убеждены, что, собственно украинская культура, аутентичная и современная, смогла бы дополнить, изменить представление иностранцев о вашей стране. Наконец, первые шаги в улучшении имиджа уже сделаны - это победа Русланы на Евровидении. Теперь делайте следующие...
      Сашко ПОЛОЖИНСКИЙ, лидер группы "ТАРТАК":
      - Мне здесь очень нравится. Чувствую себя свободным. Хожу, смотрю по сторонам, познаю, открываю, подпеваю, танцую, покупаю диски, дремлю на траве и леплю глечики. На улице мастеров встретил своего одноклассника, мы не виделись лет пятнадцать. Он - гончар, и я напросился к нему в ученики. С его помощью сделал небольшой глечик, с которым носился полдня и в конце концов оставил дома. Товарищ посоветовал занести домой, пусть счастья прибудет.
      Наблюдаю за людьми и вижу, что они меняются в отношении к своему, хоть и находятся под давлением чужой массовой поп-культуры - простой, доступной, даже банальной, навязчивой. Мое поколение вполне способно превратить Украину в страну мечты. Очевидно, оно это уже, хотя, возможно, медленно, но все же делает.
      Нина МАТВИЕНКО , народная артистка Украины:
      - У меня настроение просто фестивальное! Дай Бог здоровья Олегу Скрипке, что его душа открыта для людей. У многих некоторые чувства, наверное, очень личные - любви, гордости, патриотизма, глубоко спрятаны. Но когда звучит украинская песня, эти чувства выходят на поверхность души, овладевают нами. Так будить, волновать, не отпускать может только свое настоящее! Сегодня мы собрались вместе под открытым небом и ощутили, что находимся в эпицентре фантастического события, куда съехались зарубежные гости.
      Стоило затевать такое дело, стоило работать над ним, как организаторы работали, - до хрипоты.

      (Опубликовано в газете "День", №№ 120,121, 2004 г.).



      ВНИМАНИЕ!
       Украинская вечеринка в Санкт-Петербурге!


     9 августа в клубе "Старый Дом" выступит замечательная украинская рок-группа "Вопли Видоплясова".
      Редкостный кайф происходящего будет собран из безумно заводного материала, построенного на сочетании разухабистого панковского драйва с украинской фольклорной мелодикой, и очень крепкой ансамблевой игры коллектива. Ну и, конечно, сам пан Скрипка. Олег - безусловно, шоу-мен мирового класса. Его взрывная, скоморошья пластика бросает вызов сценическому куражу старика Мика Джаггера. Занятно, что, играя на баяне, он принимает все те стандартные позы, которые принято принимать завзятым рок-гитаристам - прогибаясь всем телом назад и закидывая инструмент над собой. Выглядит это страшно забавно, как, впрочем, и все, что он делает на сцене.
      "В.В." щедро вводят в язык традиционного ритма и блюза элементы украинского фольклора, причем этот фольклор иногда вытесняет все остальное. Это происходит, к примеру, когда "В.В." внезапно, выбиваясь из своего авторского репертуара, распевают "Ты ж мене пидманула". Публика, собирающаяся в различных залах страны, где выступают "В.В.", скачет под эту музыку не хуже, чем скакали бы под эту песню их родители или бабушки с дедушками.
      Скрипка обладает невероятно подкупающими акцентом и интонацией, которые превращают в украинские даже русские слова. Украинский язык "В.В." настолько интересен сам по себе, что его можно слушать без музыки как музыку.
      Еще один участник концерта - проект Алекса Федечко-Мацкевича "Хохляцькiй рок-н-ролл", исполняющий симпатичный фолк-рок и веселые кавер-версии русских хитов (Земфира, Ленинград, Король и Шут и т.д.) на спивучей украинской мове.

      Короче, есть что послушать, и есть на что посмотреть вечером 9 августа в "Старом Доме".
      Адрес клуба: г. Санкт-Петербург, проспект Металлистов, 115.
      Тел.(812)-303-82-00.

      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное