Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 34


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №34


УКРАИНЦЫ РУМЫНИИ


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ "

      Здравствуйте, уважаемые друзья.
      Продолжаем знакомиться с жизнью украинских общин в других странах.




      На территории современной Румынии украинцы (русы, рутенцы, руснаки, малороссы, русины) селились в разные исторические периоды. Как свидетельствуют археологические данные, исторические документы и аттестованные ранние языковые факты, компактные украинские поселения на севере и северо-востоке страны (поветы Марамуреш, Сучава и Ботошаны) существовали уже в XII ст.
      В XVII и XVIII веках в горном регионе Буковины вдоль верхних течений рек Сучавы, Молдовы, Молдовицы и Золотой Быстрицы осели гуцулы. Украинские колонии в Добрудже были основаны в конце XVIII ст., точнее после разрушения Запорожской Сечи в 1775 г., а в Банате — в начале XX века.
      Демографические, эмиграционные и колонизационные процессы во времена Средневековья и Австро-Венгерской империи, а также после первой и второй мировых войн восполняли стабильный украинский этнос, сохраняли живую языковую, культурную и духовную идентичность в сознании украинцев.
      Сейчас в Румынии украинская община проживает компактно в приблизительно 100 селах и приселках, сконцентрированных в четырех исторических областях страны: Марамуреш (поветы Марамуреш и Сату Маре), Буковина (поветы Сучава и Ботошаны), Банат (поветы Тимиш, Караш-Северин и Арад), Добруджа (повет Тульча).
      По официальным данным переписи населения 2002 г. в Румынии проживает 61353 человека украинской национальности. По своей численности украинцы занимают четвертое место среди национальных меньшинств Румынии (после венгерского —1,6 млн., цыганского — 409,7 тыс. и немецкого — 119 тыс.). Неофициальные же источники утверждают о наличии в Румынии более чем 200-тысячной украинской общины. Различие между официальными данными и более реальными неофициальными объясняется политическими, социальными и этнокультурными причинами, которые мешали и продолжают мешать сохранению национального менталитета украинцев Румынии и способствуют их ассимиляции.
      Главные препятствия для современных контактов: сначала — тоталитаризм, потом — экономические трудности.
      В конце Второй мировой все мосты по Тисе (ныне — это линия границы между Украиной и Румынией) были в прямом и переносном значении разрушены. Контакты между близкими, родственниками на несколько десятилетий стали очень своеобразными: если у кого-то на румынской стороне играли свадьбу, то становились на берег и отплясывали под музыку оркестра. А семья в Украине собиралась на круче и тоже пускалась в пляс.
      В Румынии были запрещены, расформированы все украинские греко-католические и православные церкви, а их культовые сооружения, имущество передали Румынской православной церкви. Во время тоталитарного режима Чаушеску запрещались приезды к родственникам в Закарпатскую область. Лишь некоторым удавалось это сделать. И то, прибыв в Закарпатье, добираться до родных мест нелегально. Перемещаться здесь мешала советская власть, часто недовольная позицией Румынии по различным поводам.
      Ситуация с поездками улучшилась после декабрьской революции в Румынии 1989 года и приобретения Украиной независимости в 1991-м. Однако на протяжении последних нескольких лет взаимным контактам не способствует затяжной экономический кризис в обеих странах — тривиально не хватает денег на дорогу. К тому же если на Буковине функционируют 8 пограничных переходов, то в Закарпатье — всего один (международный пункт «Дяково-Холмеу»), да и то обслуживающий только грузовые автомашины. Много лет ведутся переговоры о пересечении пункта легковыми автомашинами, но пока что результатов никаких. Чтобы проведать друг друга, сейчас жители Закарпатья и Мараморощины преодолевают сотни километров через Черновицкую область или Венгрию.
      До 2005-го Румыния станет членом НАТО, а до 2007-го вольется в Европейский Союз. Перед этим ей необходимо уладить с Украиной проблемы по делимитации исключительных морских пространств и континентального шельфа в Черном море. Украина, в свою очередь, не очень удовлетворена тем, как в Румынии обеспечиваются права украинского меньшинства. Их проблемы изучала делегация Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции во главе с председателем Геннадием Москалем. Их глазам открылась не очень радостная картина.
      Сигетский лицей имени Т. Шевченко, к сожалению, до сих пор остается единственным украинским общеобразовательным заведением на всю Румынию. В конце 1960-го режим Чаушеску закрыл 83 начальных, 30 семилетних и 3 одиннадцатилетних украинских школы, в которых училось более 10 тысяч детей. Они до сих пор не возобновили работу. Украинский язык в школах с компактным проживанием украинцев изучается только как предмет. Все другие дисциплины — на румынском языке.
      Примар (председатель) села Ремети Степан Галас говорит, что в его селе есть возможность сделать украинский отдел с первого класса. И румынский закон разрешает родственникам, если они хотят, открывать украинские классы. Но для этого требуется как минимум 20 детей. А заявления на это родители писать не хотят.
      В Украине, в местах компактного проживания румын, как постоянно отмечал во время встреч в украинских селах председатель Госкомнацмиграции Г. Москаль, без заявлений родителей создано более 100 румынских школ, где все предметы преподаются на родном языке. Все они финансируются из государственного бюджета. Так, в Закарпатье проживают более 32 тысяч румын. В области есть 11 общеобразовательных школ с румынским языком обучения, 2 с румынским, русским и украинским языками преподавания. В них учатся почти четыре с половиной тысячи учеников. Есть румынские программы на областных радио и телевидении, а также кафедра румынского языка и литературы в Ужгородском национальном университете.
      В Румынии же выпускников украинских вузов заставляют сдавать дополнительные экзамены для получения права на преподавание в местных школах. Часто вообще их назначают на работу не в украинские, а в румынские села или же вообще не предоставляют возможности трудиться по специальности. В библиотеках нет украинских книг, а о свежих, полусвежих и даже несвежих газетах и журналах забыли и вспоминать. Нет в Румынии и издательства по выпуску учебников на украинском языке.
      Преподавание украинского языка в Румынии для детей-украинцев ведется на очень низком уровне. Дети, оканчивая восемь классов и даже лицей, не умеют писать, а то и читать по-украински. Часто пишут по- украински, но... латынью, румынским шрифтом.
      Поэтому до сих пор столь сильны процессы национальной ассимиляции. Одно из главных направлений этого процесса — межнациональные браки. В таких семьях дети преимущественно не владеют украинским языком, а при получении паспорта называют своей национальностью румынскую. Случается, что даже в мононациональных украинских семьях родители и себя, и своих детей записывают румынами, что обусловлено как низким национальным сознанием, так и рядом причин социально- психологического характера. Аналогичных вещей не скажешь о национальных меньшинствах Румынии — венграх и немцах. У них, даже в смешанных семьях, дети владеют родным языком.
      Не содействуют развитию украинства в Румынии и напряженные отношения между лидерами двух представляющих его интересы организаций — Союза украинцев Румынии (СУР) и Демократического союза украинцев Румынии — Степаном Ткачуком и Иваном Семенюком. Вот как высказался по этому случаю Временный поверенный по делам Украины в Румынии Геннадий Алтухов: «Посольство Украины прилагает значительные усилия для того, чтобы, по крайней мере, исчезла вражда, которая сегодня существует между этими двумя организациями. Предложена идея фонда поддержки украинского лицея. Возможно, это будет тем этапом, который позволит объединить эти две организации».
      Союз Украинцев Румынии основан 29 декабря 1989 г. и как репрезентативная парламентская организация украинской общины является членом Совета национальных меньшинств Румынии. В его рамках функционируют Ассоциация украинистов Румынии, Организация украинских женщин Румынии, Союз украинской молодежи Румынии, а также свыше 198 городских и сельских местных организаций. СУР является членом Всемирного Конгресса Украинцев и Европейского конгресса Украинцев. На местных выборах, состоявшихся в Румынии 4 июня 2000 г., из рядов СУРа было выбрано 5 мэров, 7 заместителей мэров и 34 коммунальных советника. А на общих выборах 26 ноября 2000 г. депутатом Парламента Румынии от СУРа стал его председатель — писатель Степан Ткачук.
      Основную роль в сохранении украинства в Румынии как и в прежние годы играет Церковь.
      В 1990 г. восстановлен православный украинский викариат, а в 1996 г. — викариат украинской греко-католической церкви. Оба с центром в городе Сигете. У православных 17 приходов, а у греко-католиков — 10.
      Православный викариат подчинен Румынскому патриарху Теоктисту. По словам викария Ивана Пицуры, официальных связей с православными церквями Украины сейчас нет. Правда, по приглашению приезжают сюда священники, епископы. Так, в конце лета прошлого года в нескольких церковных службах на Мараморощине участвовал епископ Ивано- Франковский и Коломийский Николай. Все приходы остро нуждаются в церковной литературе на украинском языке. Священники совершают службу, а хоры сопровождают ее на церковнославянском и украинском языках. Хотя во многих приходах православной Церкви, где есть и украинские общины, Литургия служится только на румынском языке.
      Из всех регионов компактного проживания украинцев самая сложная ситуация в Сучавском повете, где продолжается массовая денационализация. По словам викария Украинской православной церкви Ивана Пицуры, основан украинский приход в Сучаве. Направили туда священника и приступают к строительству нового украинского храма. Надеются и на помощь правительства Украины.
      Главным же событием в жизни украинской православной общины Румынии в 2003 году было открытие новой церкви Всех Святых в селе Ремети, где проживает более 3 тысяч украинцев. Возводили ее долгих 17 лет. Расписывать новый храм пригласили художника из Закарпатья — мастера гуцульской орнаментации и колорита. В церкви запечатлено много образов украинских и румынских мучеников. В это же время Румынская православная церковь приобщила в когорту святых Петра Могилу. Сын молдавского хозяина, а впоследствии Киевский митрополит Могила помог организовать в Валахии книгопечатание, его ученики открыли в 1640 году в Яссах Славяно-греко-латинскую коллегию — первую школу в Молдове.
      7 сентября 2003 г. в городе Радивци (Рэдэуци) украинская община праздновала 170-ю годовщину основания греко-католического прихода Рождества Пресвятой Богородицы в городе (украинская греко-католическая Церковь в Румынии, как и большинство Церквей в этой стране, включая православную, живет по Григорианскому календарю). Приход в Радивцах для греко-католических переселенцев из Галиции в Буковину — новый край Австрийской империи — был основан декретом цесаря Франца II в 1833 году, немногим позже после приходов в Серете, Черновцах и Качице. На протяжении многих лет литургия служилась в римо-католическом костеле города, пока в 1934 году община не смогла построить собственный храм. Возведен он был в тяжелые для украинцев годы, когда от румынских властей нельзя было ожидать никакой помощи. С 1948 по 1989 год, когда Греко-католическая церковь была запрещена, храм действовал как православный. В декабре 1989 г. благодаря усилиям о. Ивана Волощука, сейчас — Генерального викария для украинских греко-католиков Румынии, почти все греко-католические приходы Южной Буковины вернулись к своей родной Церкви.
      Украинский греко-католический викариат ныне еще требует возврата храмов в селах Ватра Дорней, Молодовицы, в городе Кемпулунг-Молдовенеск. Служителем последнего храма был отец Ольги Кобылянской. Вместе с Союзом украинцев Румынии оба викариата ныне работают над тем, чтобы в местечке Гура Гуморулуй в нынешнем году открыть бюст Ольги Кобылянской по случаю 140-летия со дня рождения писательницы.
      Украинская община Южной Буковины намерена восстановить в церкви «Миреуц» в Сучаве могильную плиту на месте погребения киевской княгини Евдокии, которая была женой одного из учредителей средневекового молдовского государства Штефана чел Маре. Также есть желание увековечить историческую фигуру сына Богдана Хмельницкого и зятя Молдовского воеводы Василия Лупу — Тымиша Хмельницкого, который умер под стенами Сучавской крепости.
      Конечно, сделать это можно лишь при содействии Украины, и украинцы Румынии, как и украинцы других стран, надеются на поддержку материнского государства, тем более что помощь эта может быть обоюдной и взаимовыгодной.

      (Подготовлено по материалам официального сайта Союза Украинцев Румынии, а также статей Богдана Барбила «А на том берегу…» и Василия Зубача «Украинцы в Румынии: право на идентичность» из газеты "День").



Бруно Ферреро "Пение полевого сверчка"

      Один мудрец говорил:
      — В молодости я был революционером, и все мои молитвы к Богу звучали приблизительно так: «Господи, дай мне сил, чтобы изменить мир!» Когда я достиг зрелости и понял, что позади осталась половина моей жизни, а я так ничего и не достиг, я изменил свою молитву: «Господи, помоги мне изменить моих близких, друзей».
      Но сейчас, когда я стар и мои дни уже сочтены, начинаю понимать, какой я глупец. Теперь единственной моей молитвой является просьба: «Господи, помоги мне изменить самого себя». Если бы я молился так с самого начала, я бы не потратил впустую всю свою жизнь.

      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: vasylsokha@nwgsm.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное