Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №23


ХОЛМЩИНА - ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Григорий Куприянович, Николай Рошенко


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ "

      Здравствуйте, уважаемые подписчики!

      Куда бы не забрасывала нас судьба, где бы мы не находили свое счастье, отдельное и самое сокровенное место в нашем сердце всегда занимает Малая Родина - земля, из лона которой мы появились на свет и которая хранит память о наших предках.
      Для многих тысяч украинцев, живущих в разных уголках нашей планеты, такой Малой Родиной была и остается Холмщина - исторический регион современной Польши. О ней наш сегодняшний рассказ.



      Холмщина - это уже понятие историческое, в основном в результате тех процессов, что произошли здесь в течение XX столетия. Историческая Холмщина простиралась между Волынью, Галицией, Люблинской землей и Подляшьем.
      Первые упоминания об этой земле встречаем в летописи Нестора, в которой говорится, что по берегам Буга сидели дулебы и бужане, а позже волыняне. Некоторые исследователи считают, что речь идет здесь об одном племени, которое со временем получило свое название от города Волынь. Вспомним, что этот город находился на левом берегу Буга (теперь территория Польши), соответственно, волыняне жили по обоим берегам этой речки, поэтому исторически Холмщина является частью Большой Волыни.
      Правда, не все в истории этой земли такое очевидное. Нестор рассказывает, что в году 981 пошел Владимир "к ляхам" и занял Перемышль, Червен и другие их города, называвшиеся Червенскими городами. Перемышль находится достаточно далеко от Холмщины, недалеко зато древний Червен - это, наверное, сегодняшнее село Чермно (в 50 км южнее Холма).
      Кем же были те "ляхи", имя которых в Киевской Руси распространилось на всех поляков? Поскольку государство польского князя Мешка I земель между Вепром и Бугом не охватывало, принадлежали они тогда, вероятно, Чешскому государству. Поэтому отвоевал их Владимир у чехов, а не у поляков. Внес путаницу этим одним предложением славный Нестор-летописец, так что из-за него польские и украинские историки спорят до сих пор. Однако археологические свидетельства однозначные. Большинство находок в городище Чермно восточнославянского происхождения. Другое доказательство - до второй половины XIV века на территории исторической Холмщины не было ни одного римско-католического костела.
      Завоевание Червенских городов польским королем Болеславом Храбрым в 1018 году не изменило этнического характера этих земель, так как вскоре отвоевал их князь Ярослав Мудрый и с тех пор, с 1031 года, в течение трех столетий они входили в состав Киевской Руси, Галичско-Волынского княжества, представляя собой их западный рубеж. Очевидно, не раз этими землями проходили отряды польских, литовских или ятвяжских воинов, но на приграничных территориях такое было обычным явлением.
      Золотой век Холмщины приходится на XIII век. Эти земли были в то время уже густо заселенными, насчитывалось там около 20 городов, из которых самые важные - Холм, Червен, Волынь, Сутийск, Щекаров, Угровежск, Верещин. В 1205 году в Угровежске находилась уже отдельная православная епархия, которую в 1240 году Даниил Галичский перенес в Холм. Поскольку была там своя епархия, то, очевидно, были и десятки церквей. В средневековье город без церквей был немыслим. Христианство распространилось в этом регионе, как можно предположить, где-то в конце X столетия, так как в недалеком Владимире православная епархия основана уже в 992 году.
      Объединенное Романом Мстиславичем Галичско-Волынское княжество было могущественным европейским государством. Принадлежали к нему не только Волынь и Галиция, но и Холмщина, Брестская земля, Подолье и Киевщина. Романов сын Даниил заботился о Холмщине. Именно он основал Холм и сильно укрепил его. Построил здесь четыре прекрасные церкви. Даниил так полюбил этот город, что вскоре сделал его столицей своего государства. Но в 1259 году Холм подвергся сильному пожару (от "окаянной бабы") и пришлось все отстраивать. Родным был Холм и для внуков Даниила, здесь их и похоронили, рядом с гробницей деда, в соборе Пресвятой Богородицы.
      Междоусобицы, ослабление княжеской власти и нападения соседей привели к упадку Галичско-Волынского княжества, а тем самым и значения Холмщины. В середине XIV столетия Галицию и Холмщину с Белзской землей захватила Польша. И хотя потом еще долгие года продолжалась война за Волынь и Холмщину между Польшей и Литвой, судьба Холмщины уже не изменилась. Постоянные войны и нападения разрушили, а частично и обезлюдили край. Когда ситуация стабилизировалась, на богатую Холмскую землю начинает переселяться все больше поляков и в конце столетия даже была основана Холмская римско-католическая епархия. Очевидно, это еще не изменило основательно национальное лицо края, так как переселенцев-поляков насчитывалось сравнительно мало. Скажем, в конце XVI века Холмская римско-католическая епархия (как и православная, она охватывала также Белзскую землю) насчитывала всего около 60 приходов (православная в десять раз больше). Например, в целом Хрубешовском повете был только один римско-католический приход.
      Административно Холмщина вошла в Руськое воеводство, включавшее также земли Перемышльскую, Сяноцкую, Львовскую и Галичскую. Белзская земля образовывала тогда отдельное, небольшое воеводство. Холмщина в составе Руського воеводства имела некоторую автономию, и ее шляхта собиралась на отдельных земских сеймиках. Холмская земля позже делилась на три повета: Холмский, Красноставский и Хрубешовский. Первый из них был самым большим.
      В конце XVI столетия после подписания Брестской унии в Холмщине, как и в других западно-украинских землях, обостряется религиозно-общественный конфликт. Православных преследовали, не допускали к ремесленным цехам, городскому самоуправлению, отбирали у них церкви. В городах возникают церковные братства, которые ставят своей целью защиту православия и украинского населения. Борьба продолжалась до второй половины XVIII столетия, когда последние православные приходы в Холмской епархии перешли на унию.
      К Униатской Церкви тогда принадлежали уже только низшие слои общества, преимущественно крестьяне, поскольку шляхта, а частично и горожане, переходили из православия непосредственно на римско-католический обряд. В это время ускорился процесс латинизации Униатской Церкви, а, следовательно, и полонизации украинского населения. Особенно усилился он после Замойского синода 1720 года - тогда структуру, литургию и обряды Униатской Церкви значительно приблизили к римско-католическому образцу.
      В XVII веке события Освободительной войны украинского народа частично захватили и Холмщину. В 1648 году Богдан Хмельницкий со своим войском взял Холм и ненадолго занял весь край.
      После третьего раздела Польши 1795 года Холмщина отошла к Австрии, а по решению Венского конгресса 1815 года стала частью Королевства Польского в составе Российской империи; Холм с округой вошел в Люблинское воеводство, превращенное в 1837 году в губернию. Роль самого Холма значительно уменьшилась, в 1837-1866 годах не был он даже поветовым городом и принадлежал к Красноставскому повету. Но все это время оставался центром униатской епархии, которая охватывала также земли Южного Подляшья. Была это единственная униатская епархия в Королевстве Польском, а с 1839 года и во всей Российской империи.
      В XIX веке латинизация Униатской Церкви в Холмщине значительно усилилась. Почти повсеместно из храмов были удалены иконостасы, введены органы; ликвидированы некоторые древние восточные праздники и добавлены латинские; проповеди все чаще оглашались по-польски, так как значительная часть униатского духовенства тогда уже ополячилась. Развитие школьного образования (до 60-х годов XIX столетия оно было исключительно польским), польской культуры и национального сознания сильно влияли на украинское население, особенно в городах. Все больше униатов оставляют свою церковь и становятся латинниками (римо-католиками). Скажем, в Красноставе, в котором когда-то было две церкви, в 20-х годах прошлого века не осталось ни одной. В других городах количество прихожан неуклонно уменьшается. Исчезают даже некоторые сельские приходы, особенно в западной части Холмщины, на польско-украинском этническом пограничье. Когда посмотрим на статистические данные, увидим, что в XIX столетии количество униатов в Холмщине не увеличилось, весь натуральный прирост населения пополнял ряды латинников. Униатскую Церковь презрительно называли "мужицкой верой", и действительно, лишенная высших слоев общества, она была обречена поддаться мощному давлению Римско-католической Церкви.
      После польского восстания 1863 года российское правительство решило ликвидировать Униатскую Церковь и освободить население от польского влияния. Но в российской администрации не много нашлось таких людей, как князь В.Черкасский, который предвидел, что возврат к православию не будет легким, так как части униатов оно совсем чужое, а русский язык, который несла в край Русская Православная Церковь, холмскому крестьянину просто непонятен. Насильственная ликвидация Унии, а также введение российских обычаев и русского языка в Церкви привели к тому, что большая часть местного населения не захотела принимать православия. Так называемые "упорствующие" бойкотировали православные храмы и духовенство, считали лучшим тайно посещать костелы. Это, конечно, способствовало дальнейшему ополячиванию, к тому же польские организации, особенно национал-демократы, продолжали здесь вести активную работу. Именно тогда Холмщина и Подляшье стали в историческом сознании поляков символом борьбы за национальные права и и независимость.
      Когда в 1905 году царь Николай II издал указ, допускавший добровольный выбор вероисповедания (кроме униатского!), на Холмщине 20 процентов бывших униатов (в Южном Подляшье 60 процентов) перешли в римско-католический обряд. Подсчитывая потери Униатской Церкви в XIX столетии, получается, что не менее 200 тысяч местных украинцев приняли тогда римско-католический обряд, а вскоре полностью ополячились. Русификаторская политика властей по отношению к украинскому населению этих земель дала, как видим, противоположный результат - поспособствовала ополячиванию людей.
      Тогда в российских правящих кругах решено было вернуться к старой идее отделения Холмщины и Подляшья от Королевства Польского и присоединения их к Киевскому генерал-губернаторству. Холмскую губернию образовано в 1912 году благодаря, в первую очередь, стараниям холмского епископа Евлогия Георгиевского, члена Государственной Думы. В состав Холмской губернии вошли те земли, большинство в которых составляло украинское население.
      Либерализация политической и культурной жизни в России после 1905 года поспособствовала также открытому появлению в Холмщине украинского национального движения. В 1907 году возникли две украинские организации: Общество им. Т.Шевченка в Кобылянах и Общество "Просвита" в Седльцах и Хрубешове.. В Хрубешове было образовано украинское издательство и планировалось издание первой на Холмщине украинской газеты "Буг", но последовавшие репрессии властей воспрепятствовали этому.

      (Продолжение следует).

      (Подготовлено по материалам статей "Холмщина - минувшина i теперiшнiсть" Г.Куприяновича и Н.Рощенко и "Украiнський етнос на Холмщинi та Пiдляшшi в XIX-XX ст." Г.Куприяновича - http://free.ngo.pl/nadbuhom/).


Бруно Ферреро "Пение полевого сверчка"
В ПЛЕНУ У СОБСТВЕННОЙ МЫСЛИ


      Однажды известный американский маг Гарри Гудини едва не опозорился во время исполнения своего очередного фокуса. Он прославился тем, что мог выбраться из любой комнаты, клетки, сундука, в которых его закрывали, мог открыть любой замок и развязать любой узел.
      В этот раз тюремные надзиратели крепко связали его веревками, цепями, заковали в кандалы, закрыли двери тюремной камеры и вышли. Гудини быстро справился со всеми путами, освободился от них и начал ковыряться в замке двери, чтобы открыть ее. Старался и так, и сяк, долго мучился, но все зря - замок не открывался. В конце концов, страшно уставший, Гудини оперся плечом на дверь, и она неожиданно открылась, так, что он едва не выпал в коридор - надзиратели просто забыли закрыть дверь на ключ.


Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: VasylSokha@yandex.ru. Заранее благодарю.
Будьте здоровы!
До встречи!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное