Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские на Украине

  Все выпуски  

Русское Движение Украины Человек меняет кожу


Информационный Канал Subscribe.Ru

Человек меняет кожу

Так называлась книга Бруно Ясенского, автора довольно известного в социалистическом лагере. Собственно, почему называлась? Она и сейчас так называется, если найдется у кого-либо в библиотеке. Но речь пойдет не о книге. Просто так удобнее всего обозначить процесс изменения человека. Если под влиянием новых идей, новых обстоятельств, новой среды, новых условий жизни человек меняет свои предпочтения, свои убеждения, свой характер общения с людьми и даже меняется менталитет, то просто скажем: "человек меняет кожу".

В современных условиях наиболее модной темой в сфере политики является тема евроинтеграции Украины. Слова о Европейском выборе Украины звучат из уст правящей элиты как заклинания. Смысл такой, что географически мы и так в Европе, а ментально украинцы всегда были европейцами, надо только оформить это все юридически. Наш народ привержен ценностям западноевропейской цивилизации, заявляют лидеры государства. Короче говоря, мы по всем статьям европейцы и готовы хоть сейчас раствориться в евроатлантическом социуме. Но так ли это? Может быть, как представители Православной восточнославянской цивилизации мы в чем-то другие? И как же мы должны измениться, чтобы стать настоящими европейцами? Оставим в стороне политику, экономику, идеологию, посмотрим с чисто обывательской точки зрения на то, чем же отличаются люди и чем отличаются отношения между людьми там и у нас. Конечно, все разные, миллионы и миллионы людей, и у каждого свой характер и разные взаимоотношения складываются между людьми и там, и у нас здесь. Поэтому посмотрим только на наиболее распространенные тенденции в западной Европе и Америке, чтобы выявить некий усредненный тип отношений.

Оскудение любви

Известный писатель, философ и историк В. Тростников говорит в одном интервью о поразившем его факте из американской жизни: американские родители высылают дополнительные деньги родным детям, которые учатся в других городах или штатах, чтобы те не приезжали домой на каникулы и тем самым не нарушали привычный для родителей образ жизни. Вы можете представить нечто подобное со стороны не только украинских, русских, белорусских, но и сербских, словацких родителей?

В.Тростников называет эти явления оскудением любви в мире и делает пессимистический вывод о конце не только западноевропейской цивилизации, но и вообще мировой истории, ибо Господь закрывает это предприятие, (имеется в виду жизнь и деятельность людей на земле) как исчерпавшее свои возможности. Если исчезает любовь, то к чему весь этот процесс?

В Европе довольно распространены пансионаты для пожилых людей, в которых они живут на полном обеспечении, избавленные от всех бытовых забот, в обстановке комфорта. Время от времени их дети приезжают повидаться с ними. Стоит это немалых денег, следовательно, и родители, и дети люди обеспеченные. Но вот не хотят они жить вместе, нет у них потребности в общении.

Сейчас же в пику вышесказанному могут привести сотни примеров отказов от детей в роддомах у нас в Украине, России, Белоруссии, лишения родительских прав за бесчеловечное отношение к детям, оставление без помощи своих престарелых родителей взрослыми детьми и т.д. Где же у нас - то любовь, которая оскудевает в странах западноевропейской цивилизации?

Извините - это из другой оперы. Кто совершает все это у нас? В первом случае - это молодые, иногда легкомысленные, материально не обеспеченные, во многих случаях обманутые, молодые женщины. Во втором случае это спившиеся, опустившиеся люди. В третьем случае это просто моральные уроды. И общество так и оценивает эти явления.

А кто же те люди западной цивилизации, которые удаляют от себя детей, а потом и дети удаляют от себя их, своих родителей. Это респектабельные, обеспеченные, уважаемые в обществе люди. Они не творят никаких жестокостей, наоборот, они создают все условия для нормальной, обеспеченной жизни, в первом случае для своих детей и во втором для родителей. Вот только они не желают, чтобы их беспокоили, не желают о ком - то заботиться, не желают работы души, не желают вникать в проблемы своих детей или родителей и, следовательно, волноваться. Этот крайний эгоизм общая - черта западного общества.

Это одна из первых особенностей, которая поражает наших соотечественников, поживших и в какой - то степени натурализовавшихся в евроатлантическом социуме. Их окружают внешне благожелательные люди, белозубые улыбки, предупредительность и т.д. Но вот случилось какое-то горе или просто неприятность. Не вздумайте поделиться с кем-то из тех, кто, кажется, так дружески расположен к вам. Ваш собеседник будет просто шокирован, а в его глазах прочтете: "Чего тебе от меня надо, это твои проблемы, при чем тут я?".

Не любовники, а партнеры

Этот эгоизм и внутренняя отгороженность коснулись и взаимоотношений женщин и мужчин. Подумайте, откуда к нам пришло это выражение - "сексуальный партнер"? Бывает партнер по бизнесу, партнер в спорте и т.д., а тут вот сексуальный партнер. Организму требуется осуществить некую функцию, для чего требуется партнер. Вот и все. Есть такой кинофильм, боюсь ошибиться с названием, кажется "Секс по понедельникам". Встречаются по понедельникам, в определенное время мужчина и женщина, нашедшие друг друга по объявлению и договорившиеся не спрашивать ни имени, ни рода занятий, ни семейного положения партнера, ничего. Просто мужчина и просто женщина.

Готовы мы изменить свои понятия в этом вопросе? Определенная часть молодого поколения это уже сделала. Некоторые люди, из числа наиболее "современных", наиболее "продвинутых" в вопросах европейских ценностей слово "любовь" воспринимают исключительно в юмористическом ключе. Героев же русских классических романов они воспринимают как идиотов. Драться на дуэлях, стреляться, бросаться под поезд, страдать, на коленях признаваться в любви и т.д. Разве не идиоты? Ну отвергает тебя этот сексуальный партнер, ну найди другого. Несколько оправдывая героев, они объясняют их поведение отсталостью, предрассудками и, наверное, тем, что правила поведения на балах несколько отличались от правил поведения на современных дискотеках. Как видим, мы уже втягиваемся, как в воронку, в эту систему понятий современного европейского социума. Определенная часть нашего общества уже "меняет кожу". В определенной части общества взгляды и поступки, которые еще недавно воспринимались как проявление крайнего цинизма, сейчас воспринимаются как норма.

Тягость душевного общения

Что же можно сказать о тех, кто в свое время эмигрировал на Запад и сумел удачно устроиться там, сделать карьеру, организовать бизнес и т.д.? Однажды на российском канале НТВ в своей передаче "НАШИ" Лев Новоженов беседовал с одним таким удачливым эмигрантом. Специально не будем называть никаких фамилий, никаких данных, речь не о конкретных случаях, но об общей тенденции. О степени состоятельности собеседника Новоженова говорит хотя бы тот факт, что в его доме только спален аж семь штук. Слетать на родину, повидаться с друзьями для него и его жены ничего не стоит. Но через некоторое время его жена отказалась посещать Родину, ее стали раздражать бывшие друзья и знакомые. Они склонны вести какие-то серьезные разговоры, эмоционально обсуждать какие-то проблемы, говорить о каких-то своих личных невзгодах и несчастьях. Во все это надо вникать, сопереживать, утешать. Зачем ей это нужно? Она давно от этого всего отвыкла. Это у нас в горе женщина может броситься к своей подруге и та, если и не сможет помочь, то хоть поплачут вместе, на плече друг у друга. И станет легче. В Америке для таких случаев есть психоаналитики, которые, за определенную плату выслушают вас и все разложат по полочкам. Наша эмигрантка уже " сменила кожу". Такие вещи как сопереживание, сочувствие, потребность в душевном общении присущие нашей православной восточнославянской цивилизации для нее уже чужды. Общение? Это или обмен информацией, или разговор о спорте и рыбалке для мужчин, о модах и романах кинозвезд для женщин. И ведь эту потребность в душевном общении кое-кто пытается представить как некую слабость, от которой надо избавляться (чтобы уж совсем стать европейцами).

Патриот или космополит?

Известная советская писательница Вера Панова писала: "Должно быть, у всякого человека в некий период жизни возникает особенно горячее чувство кровного родства со страной, в которой он появился на свет и прожил жизнь. И когда это чувство кровной близости появляется, тогда уже человека не собьешь ни россказнями о прелестях жизни в других странах, какими бы они ни выглядели процветающими, ни посулами всяческих благ, какие он может в этих тридевятых царствах получить".

Но не у всякого появляется это чувство кровного родства со своей страной и именно блага, получаемые в чужой стране, и составляют их счастье. Собеседник Новоженова, удачливый эмигрант, рассказывает, что у его родителей в Америке просторный дом, большая пенсия, отсутствие всяких материальных забот, много времени для отдыха и развлечений, они имеют возможность и любят посещать казино. И они счастливы. Еще раз повторяю, что специально не называю никаких имен и фамилий, т. к. речь идет не о конкретном случае, но о распространенном явлении, а также, чтобы никого не обидеть.

Если животное поместить в просторный чистый хлев, обеспечить питательным и разнообразным кормом, выпускать на просторное пастбище, где можно вволю порезвиться, то, что еще нужно для счастья?

Но ведь человеку этого мало. У человека есть еще и надличностные ценности. К числу их и относятся, по-видимому, любовь к Родине и сознание кровного родства со своим народом. Но если кому-то чего-то не дано, то уж не дано. Или люди "сменили кожу". Т.е., превратились уже в настоящих представителей евроатлантической цивилизации. Человек патриотический превращается в человека космополитического - где хорошо, там и родина.

Человек функциональный

Что еще удивляет наших соотечественников в людях западной цивилизации, так это нежелание разговаривать на отвлеченные, общие темы, т.е., узость интересов. Особенно это касается, конечно, американцев. Вот, допустим, эмигрант из СНГ, т.н., "зеленый" попадает на американскую корпоративную вечеринку. Желая завязать разговор, он ищет для этого тему и начинает говорить, допустим, о современной американской литературе. После вежливого молчания кто-то говорит ему, что у него есть знакомый в местном университете, который специализируется по американской литературе, и он их с удовольствием познакомит. Через некоторое время, познакомившись с профессором, наш эмигрант действительно имеет возможность обстоятельно поговорить о литературе. Увлекшись, он переходит на политические вопросы, не замечая, что его собеседник, вдруг, утратил интерес к разговору. После вежливого молчания профессор предлагает познакомить его со свои кузеном, который занимается политикой, является функционером республиканской .партии и т.п. Наверное, понятно, о чем речь. Многие в этом как раз видят позитив. А наши ночные интеллигентские разговоры на кухнях, когда младшими научными сотрудниками, математиками, биологами, инженерами до хрипоты обсуждались проблемы философии, истории, литературы, разгорались идеологические споры, доходящие чуть ли не до вражды, считают не более чем сублимацией. Как только возникла возможность направить свою энергию на зарабатывание денег, с развитием рыночных отношений, люди занялись реальными делами. Наверное, это только отчасти правда. Наверное, надо смотреть глубже. Это все-таки наша особенность, нет на западе такого понятия "интеллигенция".

Так от каких особенностей нам надо будет отказаться?

Какие же качества отличают восточных славян, в чем мы другие? Попробуем перечислить только некоторые, далеко не все и, не давая никаких оценок.

Вот они: славянская удаль, привычка надеяться на русский "авось", привычка лениво дремать на печи и, вдруг спохватившись, начать "вкалывать" так, что только кости трещат, на удивление иноземцам, привычка ругать свою Родину, но в страшный для Родины час ложится грудью на пулемет или бросаться с гранатой под танк, защищая ее, (как писал Константин Симонов: "По русским обычаям только пожарища по Русской земле разбросав позади, на наших глазах умирают товарищи, по-русски рубаху рванув на груди"), наша любовь к справедливости и нелюбовь к закону, (что резко противоречит стереотипам западного общества), наше стремление во всем доходить до предела (если пьяный разгул - пропить последнюю рубашку, если впасть в аскетизм - то пудовые вериги, до рассвета коленопреклоненная молитва, один сухарь и кружка воды, вот и весь суточный рацион, а на пасху яичко только поцеловать и отдать нищим (хотя и сам такой же нищий), способность выживать в условиях нестерпимых для западного человека, долготерпение, отвага и стойкость в бою, бескорыстие, (которое уже понемногу уходит, заменяясь западным прагматизмом и расчетом) и, конечно, еще не вытравленная любовь к Родине. Сюда же отнесем наше стремление к соборности, к общинности в противовес взбесившемуся индивидуализму Запада, где стремление к свободе личности чуть ли не переходит в формат свободы животных.

Многое надо менять. Например, следует поменять свое несколько юмористическое, слегка брезгливое отношение на уважительное и почтительное к "священной корове" западного общества - сексуальным меньшинствам. Иначе вас выгонят из приличного общества.

Вообще легко нашему человеку попасть впросак. Один наш специалист, работавший в Англии, желая установить более теплые отношения с английскими коллегами, пригласил их в гости, устроив вечеринку. Готовясь к вечеринке, он выложился на сто процентов. После этой вечеринки он почувствовал ледяной холод со стороны своих коллег. Проявив настойчивость, он доискался до причины этой неприязни. Оказывается, предлагая одному из гостей присесть, он небрежно смахнул с кресла спавшего там кота. Это возмутило присутствующих, как он смел нарушить права кота? Недавно в Англии было создано общество с целью защиты лобстеров, больших морских раков. Все это весьма симпатичные качества. Но вот, что интересно: при всех своих гуманных качествах, западный цивилизованный мир, объединившись, бомбит, убивает беззащитных сербов, разрушает их жилища, дороги, мосты. Что с ними церемониться, ведь это не коты и не лобстеры, а всего лишь православные славяне

И, наконец, наше коренное отличие от Запада - это то, о чем писал Н.Бердяев "Если русский Восток есть особый мир, отличный от мира Запада, то потому, что в основании русской истории и русского духовного типа лежит восточное христианство, православие". Это не только различия в церковных обрядах, это другое мировоззрение, в частности, отношение к богатству. Если православные считают, что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в царствие небесное, то по западной протестантской этике богач - это божий избранник. А это уже диктует и стереотипы поведения. Как же издеваются люди "сменившие кожу", усвоившие моральные стереотипы западного общества над честным бессеребреничеством. Чего только не придумают: "Если ты умный, то почему ты бедный?" Т.е. ум человека должен быть направлен только на обогащение. Что же человек, на идеях которого, построена вся космонавтика, и который, по сути, был нищим, был неумен? Ломоносов, живший в бедности и оставивший долги, был не умен? Т.е. допускается подмена понятий. Вместо того чтобы сказать "Если ты предприимчивый, энергичный, хитрый, жадный то почему ты бедный?", говорят "Если ты умный+..". Большинство верующих не вникают в догматические особенности православия, они просто чувствуют, что православие как форма определенного мироощущения отвечает их психологическому настрою.

Так будем мы " менять кожу" и превращаться в космополитичных, одномерных, функциональных людей или останемся самими собой?

Все равно мы там будем чужими и интерес европейцев к нам - это интерес к экзотике. Причем бытуют самые нелепые представления. В одном западном фильме по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" запорожцы в русских косоворотках отплясывают трепака под звуки песни: "Калинка, малинка моя", а если в американских фильмах появляются русские персонажи, то это обязательно или мафиози, или звероподобные КГБисты. Таковы стереотипы.

Не имеет значение, вступит или нет Украина в Европейский Союз, этот процесс психологической перестройки пошел. Люди, как загипнотизированные на сеансе гипноза, закрыв глаза и вытянув руки, идут туда, к европейским ценностям, готовые отказаться от своей сущности, от своего славянского мира, "сменить кожу". Это очень опасный путь, западноевропейский суперэтнос достиг пика своего развития и дальше его ждет только упадок. Наверное, сейчас уже мало кто верит в линейный прогресс развития человечества. Цивилизации зарождаются и умирают, как и люди. Этносы стареют, как и люди, только процесс этот занимает целые исторические эпохи. Славяне молоды. Они не должны, растворившись в западноевропейском суперэносе, быть втянуты в процессы его ожидающие. Формат этого материала не позволяет подробно остановиться на этой теме. Просто мне кажется, что мы должны задуматься о сохранении своей славянской идентичности.

У славян своя историческая судьба. У славян свой характер. Не будем обезьянами.

Григорий Листовский, Харьков

Русское Движение Украины

-----------------------------------------------------------------

Заходите на наш сайт: http://www.rdu.org.ua

Адрес автора рассылки: rdu@rdu.org.ua


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.rdu
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное