Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины 'Монополизм? Прекрасно!'


Морское административное право Украины.


 

Многие ли из вас, коллеги, обратили внимание на новость о том, что Антимонопольный комитет Украины опубликовал список естественных монополистов в Николаевской области?

В частности, естественными монополистами в части оказания услуг портов признаны Николаевский речной порт, Николаевский морской торговый порт, ООО «Порт Очаков», Днепро-Бугский морской порт, спецпорт «Октябрьск».

Опубликование такого списка - юридический факт, которым изменяются, начинаются или прекращаются правоотношения.

Какие правоотношения теперь будут изменены? Понятно, теперь будут изменены правоотношения субъектов хозяйствования на рынке оказания портовых услуг в Николаевском регионе. Понятно, также, что такое решение принято АМКУ в ответ на вызывающие действия руководства НМТП по ограничению конкуренции и злоупотреблению своим монопольным положением. 

Отныне, подобные действия, т.е. например, выставление судам типа "Превентер" для следования к причалУ ООО СП Нибулон дополнительных условий (по сравнению с самим НМТП) будет считаться злоупотреблением монопольным положением и, соответственно, повлечёт за собой отвественность.

Тут интересно другое; нынешний руководитель НМТП, похоже, допрыгался! Да,  у правоохранительных органов что-то не очень то получилось найти управу на него. Но, у этого руководителя, как пишут СМИ, имеется большое количество "своих" компаний морского профиля! Причём, эти компании также "связаны" с НМТП. А вот как раз согласованные действия "связанных" компаний - это по антимонопольному законодательству серьёзное преступление! И, таким образом, привычное доминирование товарища на букву К в морской индустрии Николаевского региона вполне может скоро закончиться. Стоит АМКУ пару раз оштрафовать "связанные" компании за антиконкурентные действия на процент годового оборота и адью, до свидания! В нынешних условиях, когда всем несладко, обанкротить компанию можно запросто выкатив ему сумму штрафа в несколько сот тысяч гривень.

Кроме этого, интересно также и то, что государственное регулирование природных монополий по закону осуществляется национальными комиссиями. Пока Нацкомиссии по транспорту не создано. Минтранс и стоящие за ним кланы всячески препятствуют созданию такой Нацкомиссии, поскольку такая Нацкомиссия будет регулировать самый чувствительный вопрос - транспортные тарифы и сборы. Сегодня установленные Минтрансом портовые тарифы и сборы позволяют госпортам чуствовать себя "в шоколаде" -  рапортовать о рекордных прибылях в кризисный год. И уж кто только не высказывался за скорейшее создание такой Нацкомиссии - ан нет, пока не получилось. 

Интрига же состоит в том, что полномочия по регулированию региональной естественной монополии могут быть переданы Областной государственной администрации! Так что товарищ на букву К создал прекрасный прецедент для реального перераспределения полномочий между Центром и регионами, в частности, для отъёма полномочий у Минтранса (в том числе в части установления портовых тарифов и сборов)! Когда решением Президента полномочия по регулированию естественных монополий в николаевском регионе будут переданы Николаевской ОГА, тогда вес должности николаевского "губернатора" существенно повысится.

Я даже думаю, что эта схема была как раз и сконструирована под тех представителей Партии регионов, которым "не светит" министерская должность, но потенциал которых вполне позволяет управляться таким хлопотным хозяйством, как порты. И на николаевщине как раз есть подходящая кандидатура. И тоже на букву К (но не руководитель порта)! :)

Но, помимо пряников, в этом юридическом факте имеются также и "горькие" пилюли. Ну, в частности, можно отметить то, что деятельность природных монополий подлежит лицензированию (ст.7 Закона Украины "О природных монополиях"). Пока портовые услуги в Украине не лицензировались. Теперь же, включение НМТП в список природных монополий ставит вопрос об организации процесса лицензирования деятельности порта (а заодно и смежных областей деятельности)! Правда, интересно? Кто-то думал о таком развитии событий? И кто будет организовывать процесс лицензирования? Николаевская ОГА?

Вот какие интересные последствия видны глазу в казалось бы таком простом юридическом факте, как опубликование какой-то новости на сайте АМКУ.

В целом, давно назревший вопрос реформирования системы госуправления в морском хозяйстве Украины, похоже, начинает воплощаться "явочным порядком". Начало процесса перераспределения полномочий Минтранса положено. Причём,  что характерно, в полном соответствии с существующей законодательной базой! Я могу только приветствовать этот процесс, поскольку он был мной предсказан.

Коллеги, развитие событий обещает быть интересным!

:)

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2010


В избранное