Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины О морском праве Древней Руси


Морское административное право Украины.

Избранные параграфы из учебника.


 

Было ли морское право на Руси? Конечно, было. Раз наши предки торговали с заморскими странами, то, разумеется, эти сделки обеспечивались определёнными, заранее установленными, нормами правомерного поведения, гарантирующими торговый оборот. Вот только письменных свидетельств по морскому праву Руси практически не осталось. В Ярославовой Русской правде (конец 10-го, начало 11-го века) есть упоминание о том, что «XII. Вор за ладию платит 60 кун в казну, а хозяину за морскую 3 гривны, за набойную 2 гривны, за струг гривну, за челн 8 кун, если не может лицом возвратить украденного». Эти нормы трудно считать нормами морского права, поскольку, скорее, это нормы административного и гражданского права.

Кроме Ярославовой Русской правды имеются несколько договоров, которые содержат нормы морского права. В частности, как указывается в книге Н.М.Карамзина «Предания веков»: Смоленск имел также знатную торговлю с Ригой, с Голландиею и немецкому городами: чему доказательством служит договор, заключенный с ними смоленским князем Мстиславом Давидовичем в 1228 году.

«6. Епископ рижский, мастер Фолькун и все другие рижские властители признают Двину вольною, от устья до вершины её, для судоходства россиян и немцев. Если – чего боже избави – ладья русская или немецкая повредится, то гость может везде пристать к берегу, выгрузить товар и нанять людей для вспоможения; но им более договорной цены с него не требовать» [1]

В древние времена при планировании любого морского предприятия сакральный фактор всегда подлежал учёту, т.е. Божественная воля была непременным условием благополучного завершения плавания, входила в диспозицию норм морского права. В противном случае, неугодность Богу морского путешествия имела следствием крушение судна и, соответственно, как юридический факт, давала основания для прекращения права собственности купцов и корабельщиков на судно и груз. Так и в тексте этой статьи договора 1228 года мы явно видим доказательство существования этого сакрального фактора во фразе «чего Боже избави».

Что касается слов «более договорной цены», свидетельствующих о внедоговорных обязательствах, возникающих из факта кораблекрушения, то, я уже об этом писал (в частности, в статье «К вопросу о дарах моря»).

Здесь, однако, мы также видим и признаки существования правового института «свободы судоходства» (пока, правда, для реки Двины – Даугавы), в виде договора между правителями (о чём я упоминал в статье «Об освоении пространства и религии») – что позже нашло своё отражение в доктрине «свободы морей».

Итак, относительно морского права наших предков нам известно, что в большей мере это, по-видимому, было обычное право, проистекающее из древних уставов норманнов (Об этом упоминал Карамзин). Также нам известно о том, что в число источников морского права наши предки включали Божественную волю. Кроме того, некоторые правовые нормы, относящиеся к морскому праву, мы можем найти в письменных договорах, заключённых между правителями Руси и правителями других государств.

Когда в начале 18-го века Пётр Великий начал формирование нового российского морского законодательства, он брал за основу уже довольно сформированные и хорошо развитые нормы морского права европейских стран, в которых, после церковной Реформации, сакральный фактор уже не учитывался. Поэтому-то в новых русских морских уложениях практически не осталось следа от древних русских норм морского права.

И всё же, для меня особенный интерес представляют те древние уложения, в соответствии с которыми русские купцы вели свои морские торговые дела.

Можем ли мы сегодня, по прошествии столетий, составить какое-то мнение об этих обычных нормах морского права допетровской Руси? Да, можем. И поможет нам в этом…былина о Садко. Да-да, новгородская былина, окончательно сложившийся сюжет, которой относится, как полагают, к 13-му веку.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2009


В избранное