Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины бонус- статья 'МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭКСПОРТ?'


Морское административное право Украины.

Избранные параграфы из учебника.


 

Уважаемые коллеги, друзья. Предлагаю Вашему вниманию анонс своей статьи, которая вскоре появится на страницах журнала "Судоходство".

МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭКСПОРТ?

О системе трудоустройстве моряков за границу.

С окончанием предыдущего морского проекта (60-80 х годов) по утверждению советского образа жизни в мире, морской торговый флот, доставшийся Украине от Советского союза, был обречён. В период безвременья 90-х бывшие советские моряки оказались никому в Украине не нужны и вынуждены были сами искать себе применения. И следует отметить, социальный запрос на способ реализации своих профессиональных навыков оформился в некий социальный проект в виде системы трудоустройства моряков за границу. Этот социальный проект стал зримым примером социальной самоорганизации граждан. Причём, практически без участия государства. То есть, без парламентского представительства, без бюджетных трансфертов, без создания аппарата профильного государственного управления, без построения системы обучения специалистов «крюинга» и их сертификации. Это уже позже была выстроена схема взаимодействия субъектов системы с государством на основе лицензионных требований и лицензий, выдаваемых Министерством труда и социальной политики. И сегодня, можно отметить, что система трудоустройства моряков за границу в Украине работает эффективно. Не прекращающийся поток абитуриентов в морские учебные заведения свидетельствует именно об этом. А также о том, что в ближайшие годы тенденция роста спроса на командные морские кадры сохранится.

Сейчас моряк в Украине находится в положении фри-лансера, т.е. человека самозанятого, свободного экономического агента, не связанного постоянными трудовыми отношениями с работодателем на территории Украины. Квалификация и компетенция украинского моряка – ликвидный экспортный товар, экономический ресурс, фактически не контролируемый и не используемый государством. Вместе с тем, одновременно, этот ресурс является потенциальной основой для повышения капитализации морехозяйственного комплекса страны. Фактически, украинский народ без помощи государственных структур сам создаёт основу будущего морского могущества нации.

Сегодня около 70 тысяч украинских моряков отправляются за границу для работы на судах под флагом других стран.  По советским меркам это – 4 ЧМП! Вложило ли украинские государство средства в создание этих рабочих мест для украинских граждан? Ответ на этот вопрос неоднозначен. При этом украинские граждане заработанные за границей средства ввозят в Украину, вкладывая их в экономику (направляя их, по большей части, на потребление). А это, по оценкам общества содействия трудоустройству моряков за границей, более 2,5 млрд. долларов США за 14 лет. (Прямые иностранные инвестиций за этот период составили 9 млрд. долларов США). Такой обеспеченный потребительский спрос, вложение средств в украинскую экономику стало возможным лишь благодаря функционирующей системе морского образования и, опирающейся на нее, системе трудоустройства моряков за границу.

Вывод, который можно сделать из вышеописанного следующий - сектор  морского образования имеет стратегическое значение.

Морское образование как средство государственной инвестиционной политики.

В своём интервью, опубликованном в газете «Дело» (№138 от 07.08.2006 г.) первый вице-премьер министр Украины Н.Я.Азаров, в частности, сказал: -  «Одним из ключевых положений госбюджета-2007 станет снижение доли госбюджета в структуре ВВП до 30%, тогда как сейчас этот показатель – 32,3%. Таким образом, общее снижение фискального давления на экономику составит примерно 10 млрд. грн., которые останутся в реальной экономике».

Настораживает однако, то, что процесс «перетока» средств из бюджетной сферы в частную никак не  регулируется. По предположениям Правительства высвобождаемые средства экономические агенты направят на обновление средств производства. Однако, пока это не вполне очевидно.

Между тем, правительства развитых стран, наряду со снижением фискальной нагрузки и доли ВВП, перераспределяемой через госбюджет, параллельно выстраивают и инвестиционную политику – куда бы предпочтительней эти высвобождаемые средства было бы направить, с точки зрения общества.

А с точки зрения общества дополнительные средства предпочтительней было бы направить, например, на увеличение количества высокооплачиваемых рабочих мест. Вот тут то и скрыт главный вопрос – стоимость создания одного нового рабочего места. Обществу нужны рабочие места, с высоким уровнем оплаты, которые могли бы занять высокообразованные граждане и создавать инновационный продукт с высокой добавленной стоимостью. Именно таково одно из объяснений термина – инновационной характер экономики. Сколько стоит, к примеру, создание одного рабочего места в атомной промышленности? Пожалуй, не меньше нескольких десятков тысяч долларов. Сколько стоит создание одного рабочего места в украинской космической отрасли? Наверное, меньше, чем в атомной, но также довольно много.

Если рассматривать украинских моряков, то новые рабочие места для них создаются за границей, а доходы получают наши граждане и наша экономика. Т.е. общественные (в частности бюджетные) ресурсы на создание новых рабочих мест в украинском судоходстве сейчас практически не затрачиваются. Сейчас сами граждане, чаще всего платят и за получение образования, за переподготовку и повышение квалификации. И сами, кстати, трудоустраиваются за рубежом. При этом доходы везут назад и расходуют в Украине.

Таким образом, получается, что морское образование это удивительно инвестиционно привлекательный сектор экономики с точки зрения общества. Гривна, вложенная в морское образование, возвращается в экономику страны сторицей. Нельзя, при этом не отметить, что государственный бюджет Украины предусматривает значительное государственное финансирование системы образования – свыше 6% от ВВП (По сравнению с Японией, к примеру, где на эти цели бюджет расходует немногим более 2%).

Однако, при этом, все же остается ряд вопросов. В частности, относительно оценки эффективности расходования бюджетных средств. Как оценить эффективность государственных инвестиций в морское образование, если средства моряков, ввозимые из-за границы, мало поддаются учету? Пожалуй, ответ на этот вопрос – дело будущего, такое же как и внятное формулирование национальных интересов Украины в морской сфере.

Функционирование системы морского образования.

В традиционной структуре экономики зачастую работодатель заинтересован в повышении квалификации работников. В СССР предусматривалось нормативное пятилетнее повышение квалификации, контроль за прохождением которой вели отделы кадров. Повышение квалификации оплачивал работодатель.

Если сегодня у большинства украинских моряков работодатель иностранный, то вопрос повышения квалификации – забота, в основном, украинского моряка. Моряку для поддержания своей квалификации требуется периодически проходить курсы повышения квалификации, сдавать соответствующие экзамены, получать новые или продлевать действие старых сертификатов соответствия.

Для поддержания функционирующей украинской структуры морского образования (которая, в основном, содержится за счет государственного бюджета) необходимо создание сети центров повышения квалификации и переподготовки (что, собственно и происходит), центров адаптации и ре-социализации моряков после работы в море, программ по реабилитации моряков на берегу (переквалификации в береговые профессии), создание сервисных морских структур. Капитальные вложения в этот сегмент морского образования осуществляют, в том числе, и частные субъекты.

В целом структура морского образования, функционирующая в Украине, вполне может нарастить экспортный потенциал, предлагая услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации не только гражданам Украины, не только нескольким сотням студентов развивающихся стран, но также и широкому спектру специалистов стран СНГ, владеющих русским языком. А с постепенным развитием преподавания на английском – учится морскому делу в Украине смогут и многие иностранцы. Таким образом стимулирование развития системы экспортного морского образования в Украине может быть одним из государственных приоритетов.

Должно ли сегодня морское образование быть ведомственным?

В СССР морские учебные заведения подчинялись Министерству морского флота СССР, рыбные учебные заведения – Министерству рыбной промышленности СССР, т.е. прослеживалась строгая ведомственная специфика. Откуда это пошло? С времён довоенной индустриализации, наркоматов. Для определённого сектора экономики создавался комиссариат, возглавляемый народным комиссаром. Народному комиссару партия ставила задачи, обеспечивала ресурсами. Индустриализация требовала образованных кадров, поэтому при наркоматах организовывались сначала курсы, потом учебные заведения, в которых молодёжь получала образование, осваивала профессии. После войны наркоматы были преобразованы в профильные министерства, закрепив ведомственный признак образования.

Сейчас период индустриализации позади. Иногда, даже наблюдаются некоторые признаки деиндустриализации. Профильных министерств советского образца уже не осталось. А дискуссии о ведомственном морском образовании по-прежнему актуальны. Морские учебные заведения теперь уже конкурируют с рыбными учебными заведениями за право подготовки морских специалистов, прикрываясь, в нужных случаях, интересами того или иного ведомства. При этом забавными выглядят аргументы об обеспечении государственного заказа. Госзаказ составляет едва ли десять процентов от общего набора на морские специальности (поскольку государственных пароходств уже почти что и не осталось). К другим аргументам сохранения ведомственного признака морского образования относятся: необходимость организации производственной практики; сохранения учебной базы (кое-где учебные классы расположены на предприятиях); методическая привязка к требованиям отраслевых международных соглашений.

Следует, пожалуй, отметить, что ведомства, в свою очередь, трактуют принадлежность Государственных квалификационных комиссий как ведомственную (хотя к этому нет никаких оснований). Т.е., моряк, сдавший экзамен в одной из ГКК при одном ведомстве в упор не воспринимается другим ведомством, без выписки из протокола заседания своей, «ведомственной ГКК». Хотя и программы подготовки, и практика, и экзаменационные требования идентичны. Такова сейчас ситуация в Украине. Отсюда вопрос: - А должно ли сейчас морское образование быть ведомственным в принципе?

На мой взгляд, дискуссии о ведомственной принадлежности морского образования – это свидетельство вакуума, вызванного дефицитом общественных целей.  Как только будет оформлен общественный морской проект, сформированы национальные интересы в морской сфере, утверждены государственные программы, тогда вопрос о ведомственной принадлежности морского образования потеряет свою остроту, перейдя в плоскость практических решений. Я вполне допускаю, что украинские морские учебные заведения будущего станут коммунальными, будут в большей мере содержаться местными общинами и бизнес-сообществами, а не государством (ведомствами).

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2006


В избранное