Поскольку, никому из нас, от перемен не спрятаться и
не скрыться, то и пытаться не стоит. Бояться тоже не надо. Чтобы в столь
непростое время не потерять себя, сохранив достоинство, честь и положение в
обществе, нужно любить, верить и действовать. К таким выводам мы пришли в
предыдущем материале «Время перемен». Ответить на один из главных вопросов
человечества, нам помогла известная формула неизвестного автора: «Будь собой,
делай, что должен, и будет то, что должно быть».
Нет спору, выражение это емкое, хлесткое и красивое.
Но что оно означает? Что значит, быть
собой, в чем состоит наш долг и кто ответит за результат, который непременно
окажется должным? Об этом я задумался на следующий день после публикации первой
статьи.
Говорят, в правильно заданном вопросе, уже
присутствует ответ. Таким случайным или неслучайным образом, я вышел на древний
индийский текст «Бхагавад-Гита», в котором нашел, если и не окончательные
ответы на свои вопросы, то, по крайней мере, весьма прозрачные на них намеки.
Верить или не верить им – личное дело читателей; во всяком случае, повод для
размышлений они предоставляют.
Как известно, «Бхагавад-Гита» - это часть большого
древнеиндийского эпоса «Махабхарата», в которой Верховный Бог Кришна дает
публичные наставления (по сути, излагает религиозное учение) своему ученику
Арджуне. Действие происходит перед началом битвы на Курукшетре, в которой
принимают участие армии всех земных царей (практически, - мировая война).
Предыстория битвы такова. Могущественный царь огромной
страны имел двух сыновей. Из-за того, что старший из них родился слепым,
наследником престола стал младший. Молодой царь вскоре умер, оставив после
себя, пять малолетних сыновей. До их совершеннолетия царем-регентом стал их
слепой дядя, воспитывая и обучая племянников вместе со своими сыновьями. Когда
племянники выросли, дядя с помощью различных уловок сделал царем своего
старшего сына, а их отправил на 13 лет в изгнание. Вернувшись, братья попросили
дать им в управление хотя бы по одной деревне, поскольку по своему происхождению, не могли заниматься
другой деятельностью, но получили отказ. Он и стал причиной войны. Остальные
цари поддержали ту или иную сторону своими войсками. И вот обе армии общей
численностью около 5 миллионов воинов выстроились друг против друга на священном
поле Курукшетра в междуречье двух рек.
Осмотрев ряды противника, увидев там множество
знакомых и родных лиц, Арджуна понял, что он не хочет убивать своих сородичей
учителей и друзей, что ни победа в битве, ни царство, ни последующее счастье не
стоят столь высокой цены. Вслед за тем, Арджуна привел множество веских и
убедительных доводов против предстоящего сражения, которые, впрочем, не
произвели ни малейшего впечатления на Кришну. Что совершенно не удивительно,
ведь для Кришны не существовало прошлого и будущего; он обладал знаниями всего,
что было, есть и будет, одновременно. Другими словами, видя все цепочки
причинно-следственных связей, Кришна владел истиной.
Мы часто ошибаемся, пытаясь оценивать некие действия
или события по горячим следам. Мы горячо спорим, отстаивая свою правоту и бесспорную,
как нам кажется, истину. На самом деле, истинность чего-либо, проявляется лишь
по мере уменьшении масштаба и отдаления от него, как во времени, так и в
пространстве. Можно даже на эту тему предложить загадку: что увеличивается по
мере удаления? Ответом будет «истина». Когда-то давно, этот ответ по-своему
интерпретировал Сергей Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится
на расстоянье».
В ответ на сомнения Арджуны, Кришна произнес свое
наставление, в котором содержится суть индуистской философии, а попутно – и
ответы на вопросы, о которых я так
вовремя задумался.
Что
значит быть собой?
Человек – это душа и, как часть души Создателя, он
всегда был и всегда будет. Тело – это временная одежда человеческой души,
которую даже в течение одной земной жизни, она меняет неоднократно. Аналогично
театральной роли актера, тело получает определенный характер и помещается в
определенные обстоятельства, в которых должно сыграть предназначенную ему
партию. В пределах этой партии, человек получает свободу выбора и возможность
развиваться, в процессе отработки возникающих ситуаций. Сама же партия или
написана заранее, или корректируется по ходу жизни, в зависимости от выбора
человека. Быть собой – это значит, не слишком увлекаться выбранной ролью и
постоянно помнить о своей сути.
Как постоянно помнить, не отвлекаясь на повседневные
хлопоты? Надо найти в своей жизни
аналогию и следовать ей. Например, замужняя женщина, имеющая возлюбленного,
бывает настолько сильно к нему привязана, что в ожидании и предвкушении
встречи, постоянно думает о нем. При этом, все свои повседневные дела она не
только не бросает, а напротив, совершает их с особой тщательностью и усердием,
чтобы не дать мужу повода усомниться в ее преданности и заподозрить в измене.
В
чем состоит долг человека?
Долг человека состоит в том, чтобы действовать
бесстрастно в соответствии со своим предназначением, не стремясь при этом к
плодам своей деятельности и не привязываясь к ним. В этом мире привязывают
любые действия, кроме служения Всевышнему, поэтому в бескорыстном исполнении
Его заповедей и состоит долг человека.
Лучше, пусть и несовершенно, исполнять свои
обязанности и свой долг, чем в совершенстве исполнять чужие обязанности.
Если человек относится к мыслителям, то его долг –
это спокойствие, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, правдивость,
мудрость, самоосознание, вера в Бога.
Если человек относится к управляющим, то его долг –
это героизм, сила, стойкость, находчивость, храбрость в битве, благородство и
умение руководить.
Если человек относится к предпринимателям, то его
долг – это земледелие, скотоводство, ремесла, торговля.
Если человек относится к труженикам, то его долг –
это служение другим людям (наемная работа).
Кто
отвечает за достижение должного результата?
Человек – лишь орудие в руках Бога. Он должен
исполнять Его предписания и не беспокоиться о результате своих действий. В
любом случае, произойдет то, что должно произойти. В частности, - сказал
Кришна, - все эти воины с обеих сторон погибнут, все твои враги уже убиты мной,
тебе следует лишь идти и сражаться, исполняя свой воинский долг и мою волю.
Может быть, и досадно ощущать себя всего лишь пешкой
на шахматной доске, но быть заносчивым и самонадеянным еще хуже. В конце
концов, наша цель не сама большая игра (которая, действительно, не наша), а
возможность развиваться в процессе участия в ней, и надежда, получив знания и
опыт, стать со временем во главе своей собственной, пусть и не столь значительной
по размеру игры. Ведь потенциально, будучи частью своего Творца, мы такие же
созидатели и игроки, как и Он сам.
Битва на Курукшетре интересна не только тем, что
длилась 18 дней, что кроме нескольких человек, все миллионы ее участников
погибли, но и тем, что после нее наступила эпоха Кали-юга – время раздора и
зла, которое будет продолжаться более 400 000 лет.
Описывая эту эпоху, разные индийские источники не
скупятся на самые мрачные пророчества. Однако, оглянувшись вокруг, мы не сможем
не подтвердить, что практически все они отвечают нынешней реальности. Правду
скрывать нельзя, но я воздержусь от пересказа всех этих ужасов по одной
причине: мы стоим на пороге особых 10 000 лет, в которые все может
измениться к лучшему.
Это время названо «Золотым веком Кали», когда во
многих областях жизни произойдет подъем и установится гармония. Случится это,
так или иначе, но – одним из двух способов: или путем вселенской катастрофы,
или путем сотрудничества и пробуждения светлых сил.
Теперь будущее нашей планеты и всех ее обитателей
находится в наших руках. Если мы сумеем изменить себя в сторону света, если
энергетические вибрации добра превысят аналогичные вибрации зла, предсказанные
события могут не иметь столь катастрофических последствий, либо же не
произойдут вовсе. Выбор, как всегда, за нами.
Руководитель «Центра финансового здоровья» Ждан
Сергей.