На прошлой неделе мы пришли к простому выводу: если внутреннее мировоззрение (система взглядов) не совпадает с внешней действительностью, то надо что-то из них менять, или мировоззрение, или действительность. Окружающий капиталистический мир давно, последовательно и настойчиво прогибает нас под себя, приземляя наше воображение, подрезая крылья нашей фантазии, заключая в жесткие рамки логических построений наши чувства. Где-то в глубине души, мы точно знаем, что это неправильно, но сознание постоянно твердит нам обратное, а отключить его мы не можем. Когда-то это умели делать восточные религии, но западная наука подмяла их по себя, и сегодня ученики многочисленных школ восточного направления медитируют на бизнес, деньги, успех, карьеру, удачный брак и тому подобное. Гибельность такого пути подмечена еще Пушкиным. В драматическом произведении «Моцарт и Сальери», противопоставляя чувства и разум, творчество и работу, он вкладывает в уста Сальери такие слова:
Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
Современные последователи Сальери продолжают поверять математикой, кибернетикой, экономикой внутренний мир человека, умертвив и разъяв его на поток безликих битов и файлов. Чего этим достигают? Примитивных меркантильных целей – раз, искажения нашего сознания, приведения его в дисбаланс с нашим внутренним миром – два. Сознание искажается с помощью простого жонглирования словами и понятиям. Уровень образования людей для этого понижается, а их словарный запас обедняется.
Давайте в качестве эксперимента попробуем ответить на следующий вопрос. Кто в нашей стране в большей степени нуждается в материальной помощи государства: мелкое предпринимательство или крупный бизнес? Интуитивно понятно, что надо увеличивать количество и финансово поддерживать мелких предпринимателей. В идеале, ими должно стать все трудоспособное население. Они создадут для себя рабочие места, произведут отечественные товары и услуги, не спрячут свои доходы в оффшорах и при разумной ставке заплатят налоги.
А вот что в популярном интернет-издании пишет некий экономист: «Можно ли в Украине обеспечить рост ВВП на уровне 5%?
Можно,
но только за счет крупного бизнеса. Согласно данным налоговой службы 350 крупных предприятий по итогам 2012 года обеспечили 86% всех налоговых поступлений в Украине. Поэтому если хотите роста ВВП, нужно помогать нашим олигархам, которые обладают
крупным бизнесом».
Манипуляция здесь есть, но она совсем незаметная и заключается в подмене понятий: целью названо не улучшение жизни людей, а рост ВВП.
Манипуляции
– это стиль деятельности и конек капитализма. Ими пронизана вся наша жизнь, начиная с детских считалок.
Вот одна из них. Чем больше учимся, тем больше знаем; чем больше знаем, тем больше забываем, чем больше забываем, тем меньше знаем. Следовательно,
чем больше учимся, тем меньше знаем. Здесь просто пропущено слово «относительно». Забываем мы больше не в абсолютном измерении, а лишь относительно увеличивающихся знаний.
Теперь ту же манипуляцию переводим повыше, - в ранг рекомендации по личным
финансам. Чем больше мы откладываем денег, тем больше их съедает инфляция; чем больше их съедает инфляция, тем их становится меньше. Следовательно, чем больше мы откладываем, тем беднее становимся. Кому выгодно, чтобы у нас не было сбережений? Очень многим, кому наши деньги нужны сегодня.
Как подобным манипуляциям противостоять? Жить чувствами, развивать образное мышление , чаще обращаться к качественному искусству, всегда находиться в поиске.
Во всем
мне хочется дойти
До самой
сути.
В работе,в поисках пути,
В сердечной
смуте.
До сущности
протекших дней,
До их причины,
До оснований,до корней,
До сердцевины.
Строки
великолепного произведения Бориса Пастернака позволяют, если не понять, то хотя
бы приблизиться к пониманию сущности образного познания мира, но пониманию не
разумом, а душой.
Все
время схватывая нить
Судеб,событий,
Жить,думать,чувствовать,любить,
Свершать
открытья.
О,если бы я только мог
Хотя
отчасти,
Я написал бы
восемь строк
О свойствах
страсти.
О беззаконьях,о грехах,
Бегах,погонях,
Нечаянностях
впопыхах,
Локтях,ладонях. Я вывел бы
ее закон,
Ее начало,
И повторял
ее имен
Инициалы.
Я б разбивал
стихи,как сад.
Всей
дрожью жилок
Цвели бы
липы в них подряд,
Гуськом,в затылок.
В стихи б
я внес дыханье роз,
Дыханье
мяты,
Луга,осоку,сенокос,
Грозы
раскаты.
Чувствуете, какой здесь напор, какое движение, какая динамика? И – никакого
расчета, никакой аналитики, никакого рассудка. И где тот капитализм с его
деньгами, алчностью, завистью к чужим успехам?
Однако,
такого искусства почти нет или очень мало в интернете, печатных СМИ, на радио и
телевидении. Там есть другое, но от другого чувства не развиваются. Неразвитые
чувства не могут составить конкуренцию разуму с его технологиями, а разум – это
продукт тела и склонен к отстаиванию его интересов. Поэтому, подчиняясь ему, мы
все больше живем ради денег и материальных благ, а не ради счастья, вкус
которого постепенно забывается.
Сегодня,
напротив моего дома открылся очередной центр раннего развития детей, - сейчас
это очень модно. Родителям стоит обратить внимание, что в таких центрах
развивают, чувства или сознание.
И
все-таки, нам важно понимать, что борьба чувств и сознания, денег и
нравственности, капитализма и христианства, должны быть не антагонистическими,
а диалектическими. В диалектике, противоположности не уничтожают и не поглощают
друг друга; конфликтуя, они перетекают одна в другую и, объединяясь, создают
новый компромиссный вариант на более высокой ступени развития (два рождают
три). Поэтому, наряду с известными двумя выходами из любой ситуации, всегда
существует третий путь. Иногда его называют срединным, иногда – золотой
серединой, иногда – продуктом при полном непротивлении сторон. Но это не
геометрическая середина между «Направо пойдешь, - коня потеряешь; налево
пойдешь, - совсем мертвый будешь» и не механическое соединение сладкого с
горьким. Это одновременное применение двух логик: внутренней душевной и внешней
земной. В основе первой – нравственность, в основе второй – интересы тела. Так вот, Богу – Богово, а кесарю – кесарево.
По первой логике, душу надо развивать, а по второй логике, тело надо кормить. Для
развития души, мы должны придерживаться религиозных, заповедей, а для
содержания тела, можем играть в любые земные игры, сообразно складывающейся
ситуации. Играть, но не заигрываться! Как только наша привязанность к деньгам
и материальным ценностям, начнет
закрывать от нас душу, неизбежно последует наказание в виде болезней, неудач в
делах, семейных разладов и прочих напастей. Неизбежно, но не мгновенно, и в
этом – значительная наша проблема. Мы не всегда способны соотнести наши мысли и
поступки с тем, что с нами происходит, отследить их инерционность и влияние
других факторов, связанных с нашей судьбой.
Чтобы было понятнее, приведу пример, связанный с театром.
Актер, получив определенную роль, готовится к ней, изучает ее, вживается в ее
характер, старается внутренне перевоплотиться в своего персонажа. Это значит,
надо выглядеть, как он, вести себя, как он, думать, как он. Без качественного
перевоплощения хорошей игры не получится, и зрители это почувствуют. В это же
самое время актер продолжает оставаться самим собой, решать свои бытовые,
семейные, профессиональные вопросы, справляться с текущими неурядицами,
обеспечивать свое существование. Две жизни, две логики, он обязан удерживать в
себе одновременно. Хорошим актерам это удается; они убедительны на сцене, где
их награда – аплодисменты зрителей, и естественны в повседневной жизни, где их
награда – обычное человеческое счастье. Мы должны быть такими же. Развитие –
наша высшая награда, благополучие – наше земное достижение.
Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей. 056-797-17-30, www.uainvestor.ucoz.ru