Продолжите фразу: Если
правда, что счастье не в деньгах, а в их количестве, то…
Обычно люди (пусть не все),
считают, что деньги приносят счастье. Почему нет, если деньги – это энергия, а
счастье – ощущение ее избытка, то все логично: чем больше денег, тем больше
счастья. Из этого следует:
1.Хочешь быть
счастливым, - имей деньги.
2.Хочешь иметь
деньги, - имей. Для этого существует масса всем известных способов. От
традиционных, до «сравнительно честных».
Другое дело – качество такого
счастья. Если ведро воды по калорийности равно стакану сметаны, означает ли
это, что они взаимозаменяемы?
ТОРМОЗА.
О качестве разговор был неделю назад. Тогда мы
определили три вида энергии (душевная, духовная, материальная) и вычислили три ее
источника (любовь, талант, работа).
Выводы (хотя впрямую они и не
прописывались) были такими:
1.Хочешь иметь
деньги, - становись счастливым.
2.Хочешь быть
счастливым, - люби, твори и не зарывай в землю свой талант.
Добавив к этим выводам два
предыдущих, получим традиционный богатырский набор, плюс камень на распутье:
направо пойдешь, - работу найдешь;
налево пойдешь, - деньги потеряешь;
прямо пойдешь, - вдвое от соседа получишь; назад возвернешься, - в
дураках останешься. Вольно или невольно,
каждый из нас, в зависимости от своих представлений, следует одному из этих или
им подобных путей.
Представления
же наши остались где-то на уровне раннего капитализма. Дескать, у нас –
общество равных возможностей, при наличии воли и настойчивости, каждый
ремесленник, лавочник или сетевик могут легко сигануть «из грязи в князи», а кто не сумел в смутные времена любой ценой
поднять денег, тот лох, неудачник, завистник и самдурак. По социологическим
исследованиям, около 68% из нас готовы совершить нечестный поступок ради
выгоды, а около 72% ненавидят богатых и при этом хотят ими быть.
Мы и раньше отличались эдаким
себе-на-уме-индивидуализмом, а капитализм возвел наше хуторянство в степень.
Возможно, когда-то этот эгоизм назывался здоровым прагматизмом и трезвым
расчетом, но сейчас он становится тормозом развития.
РАЗНЫЕ ДЕНЬГИ.
В одной из своих книг, Роберт
Кийосаки приводит рассуждения профессора Гарвардского университета Говарда Х.
Стивенсона о предпринимательстве. Еще 30 лет назад им было замечено, что деньги
бывают трех типов: конкурентные, кооперативные и духовные.
Конкурентные деньги – это
деньги, ради которых работает большинство людей. Эти люди, если они наемные
работники, конкурируют между собой за рабочие места, продвижение по службе,
повышение зарплаты, банковские кредиты и страховки. Предприниматели конкурируют
за поставщиков, клиентов, места на рынке, благосклонность властей и
проверяющих. Все они ведут никогда не прекращающуюся войну, - войну за
выживание, войну с себе подобными. Если они хотят разобраться в работе принципа
«разделяй и властвуй», им не надо углубляться в историю, - достаточно взглянуть
на себя в зеркало. Они – объекты этой истории в современном изложении, это их
разделили и над ними властвуют большой бизнес и большая политика.
Кооперативные деньги приходят
от взаимодействия с другими людьми, в котором нет ни конкуренции, ни
соперничества. Основа подобного взаимодействия – доверие друг к другу. Но
откуда ему взяться в обществе, где любая полученная копейка непременно у
кого-то отобрана, выпрошена, выманена тем или иным путем. Одни делают вид, что
работают, другие делают вид, что платят. Шансы изменить существующее положение
все-таки есть, и о них ниже.
Духовные деньги появляются
там, где их не ждут, где у человека есть миссия, жизненное предназначение и
социальная роль, где люди работают ради идеи, а не денег. Мне сложно привести
подобные примеры. Ели они есть, а я в это верю, то никто их не выпячивает и не
афиширует.
Впрочем, есть один примерчик.
Движение началось в 2000 году, после выхода в прокат американского фильма «Заплати другому». Идея такова:
оказав другому человеку услугу, надо, не взяв за это денег, попросить взамен
совершить три добрых поступка. Без последующего контроля, естественно, - исключительно
на доверии. Если просьба сработает, добрые дела распространятся в
геометрической прогрессии, и мир станет лучше. Последователи этого движения
есть и в Украине. Если мы о них еще не слышали, значит, представление о том,
что украинцы – закоренелые эгоисты, справедливы? Не будем спешить с выводами,
ведь все в наших руках. Я, например, предлагаю всем желающим совершенно
бесплатно получить от меня электронную версию учебника «Финансовая
грамотность», о котором уже рассказывал ранее. Сделать это можно здесь: http://uainvestor.ucoz.ru/load/. Взамен я прошу отправить эту ссылку, по крайней мере,
трем своим друзьям или знакомым. А еще
можно разместить ее на своих страничках в социальных сетях и в личных блогах.
Конечно, получить учебник мало; надо его еще прочесть и усвоить. Даже если это
сделает лишь один из десяти, финансовая атмосфера в Украине точно станет и
чище, и справедливее. Если возникнут проблемы с пониманием, специалисты «Центра
Финансового здоровья» помогут и с этим. В обмен на новые добрые дела, конечно.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН.
Последние два-три года я, как
наблюдал вокруг, так и сам совершал много попыток под самыми разными предлогами
собрать людей вместе. Это были мировоззренческие, образовательные,
благотворительные, коммерческие, информационные и прочие проекты. Эффект был
слабый: люди готовы были продавать свои товары, услуги, идеи, но не хотели слушать
и покупать то же самое у других. Каждый видел в каждом соперника и каждый боролся
с каждым за конкурентные деньги. Сама борьба выглядела зряшной и никчемушной,
потому что бороться было не за что, «все было украдено до нас» глобальным
бизнесом. Идея же кооперативных денег в то время никому даже в голову не
приходила. Не говоря о духовных.
Теперь мы знаем, что это
такое и можем попробовать. Но для этого придется изменить свою сущность. Нет,
изменить, - это не точное выражение. Разве наша сущность так плоха? Разве она
не часть единого, разве не в единстве ее сила? Надо просто освободить ее от
всего временного, поверхностного, наносного. Если въелось, - отодрать; если
прикипело, - выжечь; если прижилось, - отрезать. Да разве не об этом еще 200
лет назад говорил Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Братья
Карамазовы»? Вглядимся же и вслушаемся в эти слова.
«Воистину всякий перед всеми за всех виноват, не знают только этого люди, а
если б узнали – сейчас был бы рай…. И воистину верно, что когда люди эту мысль
поймут, то настанет для них царствие небесное уже не в мечте, а в самом деле…
Дело это душевное, психологическое. Чтобы переделать мир по-новому, надо,
чтобы люди сами психически повернулись на другую дорогу. Раньше, чем не
сделаешься в самом деле всякому братом, не наступит братство. Никогда люди
никакою наукой и никакою выгодой не сумеют безобидно разделиться в
собственности своей и в правах своих. Все будет для каждого мало, и все будут
роптать, завидовать и истреблять друг друга…. Ибо все-то в наш век
разделились на единицы, всякий уединяется в свою нору, всякий от другого
отдаляется, прячется и, что имеет, прячет и кончает тем, что сам от людей
отталкивается и сам людей от себя отталкивает. Копит уединенно богатство и
думает: сколь силен я теперь и сколь обеспечен, а и не знает безумный, что чем
более копит, тем более погружается в самоубийственное бессилие. Ибо привык
надеяться на себя одного и от целого отделился единицей, приучил свою душу не
верить в людскую помощь, в людей и в человечество, и только и трепещет
того, что пропадут его деньги и приобретенные им права его. Повсеместно
ныне ум человеческий начинает насмешливо не понимать, что истинное обеспечение
лица состоит не в личном уединенном его усилии, а в людской общей
целостности. Но непременно будет так, что придет срок и сему страшному
уединению, и поймут все разом, как неестественно отделились один от другого.
Такого уже будет веяние времени, и удивятся тому, что так долго сидели во тьме,
а света не видели. Тогда и явится знамение сына человеческого на небеси».
Руководитель
«Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.