Морковь относится к двухлетним растениям, то
есть, в первый год вырастает лиственная розетка и корень, а уже только на
второй год появляется цветонос, на котором образуются цветы, из которых,
впоследствии появляются семена.
Из рекомендаций огородникам.
ВОЛНЫ КРИЗИСА.
Какое будущее ждет
наших детей? Сегодня в СМИ можно встретить разные точки зрения на положение в
Украине. Некоторые говорят, что экономика постепенно восстанавливается, другие
предрекают новые волны не только экономических и политических, но также
гуманитарных и мировоззренческих кризисов. И тем, и другим, я верю. А как же
иначе, если все вокруг построено на волновых процессах, если вся наша (и не
наша) жизнь, - это волна и колебание, колебание и волна.
Без этих колебаний
и волн просто не было бы развития. Возьмем самый привычный процесс дыхания. И
что мы видим? Вдох, - и пошло наполнение энергией жизни, рост и развитие;
выдох, - и жизнь затухает, энергия уходит. Нормально? Нормально. С примитивной
же, обывательской точки зрения, вдох – это счастье, а выдох – несчастье; вдох –
жизнь, выдох – смерть; вдох – добро, выдох – зло; вдох – рай, выдох – ад. А
теперь представим себе великолепную райскую, счастливую и добрую жизнь, в
которой есть только вдох (много вдохов). Долго мы протянули бы с такой жизнью?
То-то же.
Следует, правда,
согласиться и с тем, что у колебательных процессов бывают разные периоды. Мышка
дышит часто и живет мало, а черепаха выдыхать не торопится и живет долго. У
таких больших образований, как страны и народы, периоды расцвета и упадка
(вдоха и выдоха) могут занимать десятки и сотни лет.
И вот в этом
случае, кажется, что хорошо было бы жить в период расцвета и благоденствия
страны, а в период застоя или упадка – не очень хорошо. И это, по-видимому, -
очень большая наша иллюзия, потому что собственный ритм все равно важнее.
Многочисленные исторические примеры свидетельствуют о возможности
существования, как личного счастья в периоды кризисов, так и личного несчастья
во времена расцвета. То есть, в личном счастье нас никакая внешняя ситуация
ограничить не может.
БАРЬЕРЫ.
И потому, каким
пессимистическим не представлялось бы нам будущее Украины, это никакой не повод
чувствовать себя несчастным, стремиться из нее убежать или перестать думать о
будущем. А подобные тенденции, к сожалению, наблюдаются. В отношении личной
экономики, эти настроения проявляются в жадности к настоящему и в страхе перед
будущим. Учитывая нынешние проблемы с нравственностью и религией, в
перспективе, этот путь ведет к вырождению и гибели.
Хотя у нас всегда
есть шансы не упасть на самое дно, а возобновить рост, оттолкнувшись от
воображаемой линии нижней поддержки. На языке финансовых трейдеров, - это некий
психологический барьер, на грани которого, играющие на понижение «медведи»,
давить вниз уже не могут, а поставившие на рост «быки», терпеть этого давления
больше не хотят.
Нет, при всей
схожести терминологии, это не революционная ситуация, и взрыв здесь не
предвидится. Те же трейдеры шутят, что, если «медведь» способен стремительно
выброситься из окна, то «бык» обычно медленно поднимается по ступенькам.
Качественный рывок возможен после того, как«быки»пробьют какую-нибудь из
линий верхней поддержки, - когда низы поверят в себя, а верхи уже не смогут
сопротивляться.
ДЕТИ.
Дети – наше будущее;
но как раз этого будущего, излишне зацикливаясь на настоящем, мы их и лишаем.
Наша задача – обеспечить им жизненный старт в виде общего образования и
овладения выбранной профессией, а также помочь сформировать основы
мировоззрения, которое станет путеводителем в их жизни.
В сфере денег –
это основы создания и управления личными финансами. Но мало того, что мы
усиленно загружаем в детские головы наши собственные мании и фобии, нам еще
хочется включить их в перечень своих активов, вместе с ожиданиями будущих
солидных дивидендов. На вопрос об используемых инвестиционных инструментах,
некоторые так и говорят: «Я инвестирую в своих детей». На мой взгляд, налицо –
путаница в понятиях. Придется их еще раз уточнить.
Инвестиции
– это вложение денег с целью получения дохода. То, что дети требуют известных затрат, общеизвестно.
Но причина их появления не примитивные материальные выгоды, а выполнение
собственного жизненного предназначения, которое сопровождается значительным
выбросом энергии более высокого порядка в виде ощущений любви, счастья и других
положительных эмоций.
Активы
– то, что приносит деньги. Например,
банковский вклад приносит проценты, а сдаваемая в наем комната, – арендную
плату.
Пассивы
– то, что отнимает деньги. Например,
мобильник кушает электроэнергию, автомобиль – бензин, часы – батарейку.
Активный
доход – деньги, полученные за работу.
Например, - заработная плата, агентское вознаграждение, чаевые, комиссионные.
Пассивный
доход – деньги, которые приносят активы.
Например, дивиденды на ценные бумаги, рента за недвижимость, доход от бизнеса.
ПРАВИЛА ДЕНЕГ.
Мы можем считать
себя людьми старой закалки и жить приятными воспоминаниями из прошлого, но
детям нужны новые понятия, новые принципы и правила. Осознавая это, а также,
имея чувство ответственности за их будущее, мы должны с самого малого возраста
помогать им это новое усваивать. А для этого придется и самим не стоять на
месте, а двигаться вперед, подкрепляя свое обучение личным примером.
У денег немало
правил, а начать изучать их вместе с детьми, можно с этих трех.
Правило №1. Активный доход тратьте на
покупку активов. Обычно мы этого
не делаем; весь свой активный доход мы направляем на текущие расходы и на
покупку пассивов. И только в том случае, если в конце месяца от активных
доходов что-то остается (что вряд ли), мы можем… купить еще один ненужный
пассив. Как можно научить ребенка этому правилу, если мы сами его не соблюдаем?
Но те, кто его выполняют, те, кто по-настоящему богатые, откуда они берут
деньги на текущие траты? Вступает в действие следующее правило.
Правило №2. На покрытие текущих
затрат, используйте только пассивный доход. Т.е. доход от активной деятельности уходит на покупку
и расширение активов, а доход от активов используется для текущих затрат.
Вполне естественно, что сумма текущих затрат может превышать сумму пассивного
дохода. Тут есть два выхода. Во-первых, богатыми становятся те, кто обладают
самодисциплиной, которая не позволяет раздувать текущие затраты. Они просто
умеют терпеть. Терпение всегда было свойственно крестьянам, которым не могло
придти в голову сегодня посадить картошку, а через два дня начать ее
выкапывать, потому что «уж очень кушать хочется». Но, потерявших генетическую
память горожан, навязчивая реклама и доступность кредитов, уже превратили в
пассивных потребителей. Им придется сложнее, но, если начать с детства, то
шансы на исправление есть. А во-вторых, задел пассивных доходов для своих
детей, могут и обязаны создать родители. Но на практике, они просто делятся с
выросшими детьми своими активными доходами и пассивами, потому что делиться
больше нечем. Какие уж тут дивиденды?
Правило №3. Пассивы покупайте только
на ту часть пассивного дохода, которая превышает текущие расходы.Можно ли сократить текущие расходы,
если чего-то уж очень нужно или хочется? Можно, но не желательно, снижаться
уровень жизни не должен. Гораздо лучше купить новые активы и дождаться роста
пассивного дохода. Кстати, природа пассивного дохода такова, что возникает он
не чаще, чем раз в месяц или год. Не обязательно вынимать его из долгосрочных
инвестиций. Достаточно вести правильный учет, перебрасывая активные доходы на
текущее потребление, а пассивные – на инвестирование.
СКАЗКА.
Понятно, что для нас, нынешних родителей, эти правила выглядят полной
утопией. Это так, но лишь потому, что в свое время наши родители не покупали
активы и не учили этому нас. Это не их вина; тогда они этих правил не знали. Но
она может стать нашей, ведь мы уже в курсе.
Ну, и напоследок:
как объяснить все это маленьким детям? Примерно так, а сказочную историю придумайте
сами.
Инвестор – зайчик.
Актив – семена
морковки.
Пассив – игрушки.
Активный доход –
морковка, полученная за работу на чужом огороде.
Пассивный доход –
морковка, выращенная на своем огороде.
Правило №1. На всю заработанную морковку
покупай новые семена.
Правило №2. Ешь только морковку,
выращенную на своем огороде.
Правило №3. То, что не съедено, можно
потратить на игрушки.
А в следующий раз мы обсудим способы создания пассивного дохода для
детей.
Руководитель “Центра Финансового
Здоровья» Ждан Сергей