Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Путь украинского инвестора

  Все выпуски  

Путь украинского инвестора


ПУТЬ УКРАИНСКОГО ИНВЕСТОРА

ВЫПУСК № 124

ОТ 21.02.10.

ДЛЯ 374 ПОДПИСЧИКОВ

С ВАМИ ЖДАН СЕРГЕЙ

 

 

МЫ – ПОТРЕБИТЕЛИ.

 

«Потребители», -  звучит гордо. Это для нас день и ночь работает экономика, это для нас неустанно трудится наука, это для нас создают духовные шедевры деятели  искусства, это вокруг нас «весь мир вертится».

 

 

Мировая история, - это история потребления. Если кто-то думает, что – созидания, то он, конечно же, ошибается: никто и никогда не создавал бесполезных, никому не нужных вещей. «То полезно, что в рот (глаз, нос, ухо, руки) полезло». Мы готовы с пользой (удовольствием) потребить все, что угодно; от взгляда вдаль с вершины Эвереста и огурца с грядки, до лабиринта сточной системы большого города и аромата цветка папоротника в ночь на Ивана Купала.

У нас есть потребности, и это прекрасно; наши потребности растут, и это замечательно; наши желания пока ограничиваются нашими возможностями, и это делает нас несчастными; но для исполнения своих желаний и «сбытия наших мечт», мы готовы работать, работать и работать, не покладая ни рук, ни ног, веря, что рано или поздно это случится, и мы получим, наконец, то, о чем мечтали долгие годы.

Счастье близко, оно там, за горизонтом, «где разбитые мечты обретают снова силу высоты»; туда мы и устремляемся.

 

ОДОБРЯМ-С.

 

«Отпуск в палатке, очень хвалят комары», а наш душевный порыв очень одобряет государство и те 10% населения, в руках которых сосредоточено 90% мировых богатств.

Ослик хочет бежать за морковкой? – говорят владельцы заводов, - что ж, мы дадим ему огромнейшее разнообразие самых современных морковок.

Массовый потребитель беден, у него нет денег для своих желаний? – говорят банкиры, - что ж, мы напечатаем столько денег, сколько он сумеет потратить, а потом отработать.

Народ хочет хлеба и зрелищ? – говорит правительство, - что ж, капитализм, который не зря называют обществом потребления, способен это обеспечить.

В рабовладельческом обществе рабов заставляли работать и кормили; в феодальном обществе крестьян заставляли работать, а кормили они себя сами; в капиталистическом обществе работники сами себя кормят, и сами себя заставляют работать. Таков прогресс. Но главное, что при этом нет, ни обиженных, ни виноватых, и всем все нравится: производителям нравится производить, чиновникам нравится управлять, а нам, то есть потребителям, нравится потреблять.

 

ОПАСЕНИЯ.

 

Все хорошо, но есть опасения по поводу того, чем это безудержное потребление закончится. Беспокоит судьба той крыски, в центр удовольствий которой, хитроумные ученые вживили электрод, связанный с педалькой. Нащупав источник положительных эмоций, крыска непрерывно давила на педальку, забыв еду, сон и прочие крысиные радости. Ну, и додавилась до полной потери энергии; одним словом, она умерла (по-научному, сдохла).

Второе опасение связано с качеством наших желаний. Очевидно, что некоторые из них осуществить и проще, и быстрее, чем другие. И пусть уровень счастья при этом не так высок, «простые движения» можно повторять многократно, не тратя при этом ни много времени, ни много денег.

Быстрое и относительно дешевое удовольствие, например, можно получить от еды, сигареты, спиртного, секса. Не случится ли так, что со временем, дальше этих базовых потребностей, основная масса человечества не двинется? Тем более, что найдутся силы, которых такое состояние дел вполне устроит. Подобное общество будущего (эдакая матрица), многократно описанное в произведениях писателей-фантастов, оптимизма как-то не вызывает.

Братья Стругацкие в своем чудном произведении (кто не читал, - очень советую) «Понедельник начинается в субботу», тоже нарисовали парочку портретов человека будущего, в которых не хотелось бы узнать себя.

Итак, некий профессор Выбегалло из НИИ чародейства и волшебства, в поисках всеобщего счастья, сначала сотворил модель человека, который хочет есть, но не может насытиться, а потом – другую модель, с безграничными желаниями и столь же безграничными возможностями.

 

ЦИТАТЫ.

 

– Главное – что? – с готовностью провозгласил Выбегалло. – Главное, чтобы человек был счастлив.. А что есть человек, философски говоря? Человек, товарищи, есть хомо сапиенс, который может и хочет. Может, эта, все, что хочет, а хочет все, что может. Ежели он, то есть человек, может все, что хочет, а хочет все, что может, то он и есть счастлив. Так мы его и определим. Что мы здесь, товарищи, перед собою имеем? Мы имеем модель. Но эта модель, товарищи, хочет, и это уже хорошо. И еще, товарищи, вы сами видите, что она может. И это еще лучше, потому что раз так, то она... он, значить, счастливый. Имеется метафизический переход от несчастья к счастью, и это нас не может удивлять, потому что счастливыми не рождаются, а счастливыми, эта, становятся. Благодаря заботам и правильному к тебе отношению. Вот оно сейчас просыпается... Оно хочет. И потому оно пока несчастливо. Но оно может, и через это «может» совершается диалектический скачок. Во, во!.. Смотрите! Видали, как оно может? Ух ты, мой милый, ух ты, мой радостный!.. Во, во! Вот как оно может! Минут десять-пятнадцать оно может... Покой у нас, как и полагается быть, относителен, движение у нас абсолютно. Вот так. Теперь оно смогло и диалектически переходит к счастью. К довольству, то есть. Видите, оно глаза закрыло. Наслаждается. Ему хорошо.

Мы имеем перед собою конкретную модель непрерывно возрастающих материальных потребностей. И только поверхностному наблюдателю может казаться, что пароксизмы довольства якобы прекратились. На самом деле они диалектически перешли в новое качество. Они, товарищи, распространились на сам процесс удовлетворения потребностей. Теперь ему мало быть сытым. Теперь потребности возросли, теперь ему надо все время кушать, теперь он самообучился и знает, что жевать – это тоже прекрасно.

 

Не хотелось бы обижать благородное животное, но в результате получилась натуральная свинья, которая почти непрерывно ела, пока не лопнула. Но этот экземпляр был только промежуточным звеном; продолжение следовало.

 

Вот наш идеал! – провозгласил он. – Или, выражаясь точнее, вот модель нашего с вами идеала. Мы имеем здесь универсального потребителя, который всего хочет и все, соответственно, может. Все потребности в нем заложены, какие только бывают на свете. И все эти потребности он может удовлетворить. С помощью нашей науки, разумеется. Поясняю для прессы. Модель универсального потребителя, заключенная в этом автоклаве, или, говоря по-нашему, в самозапиральнике, хочет неограниченно. Все мы, товарищи, при всем нашем уважении к нам, просто нули рядом с нею. Потому что она хочет таких вещей, о которых мы и понятия не имеем. И она не будет ждать милости от природы. Она возьмет от природы все, что ей нужно для полного счастья, то есть для удовлетворенности. Материально-магические силы сами извлекут из окружающей природы все ей необходимое. Счастье данной модели будет неописуемым. Она не будет знать ни голода, ни жажды, ни зубной боли, ни личных неприятностей. Все ее потребности будут мгновенно удовлетворяться по мере их возникновения.

– Простите, – вежливо сказал Эдик, – и все ее потребности будут материальными?

– Ну разумеется! – вскричал Выбегалло. – Духовные потребности разовьются в соответствии! Я уже отмечал, что чем больше материальных потребностей, тем разнообразнее будут духовные потребности. Это будет исполин духа и корифей!

Действо рождения исполина духа, руководство НПИ  предусмотрительно вынесло за 15 км от города на полигон.

Земля поплыла и зашевелилась. Взвилась огромная снежная туча. Все повалились друг на друга, и меня тоже опрокинуло и покатило. Рев все усиливался, и, когда я с трудом, цепляясь за гусеницы грузовика, поднялся на ноги, я увидел, как жутко, гигантской чашей в мертвом свете луны ползет, заворачиваясь вовнутрь, край горизонта, как угрожающе раскачиваются бронещиты, как бегут врассыпную, падают и снова вскакивают вывалянные в снегу зрители.

 

В целях безопасности, идеального человека пришлось взорвать со всеми его желаниями и возможностями.

 

Исполина-потребителя в воронке не оказалось. Зато там было все остальное и еще многое сверх того. Там были фото– и киноаппараты, бумажники, шубы, кольца, ожерелья, брюки и платиновый зуб. Там были валенки Выбегаллы и шапка Магнуса Федоровича. Там оказался мой платиновый свисток для вызова авральной команды. Кроме того, мы обнаружили там два автомобиля «Москвич», три автомобиля «Волга», железный сейф с печатями местной сберкассы, большой кусок жареного мяса, два ящика водки, ящик жигулевского пива и железную кровать с никелированными шарами.

 

На этот раз, как и заведено в сказках, все обошлось.

– Это понятно, – сказал я. – Но откуда катаклизм?

– Все отсюда же, – сказал Роман. – Я говорил ему тысячу раз: «Вы программируете стандартного суперэгоцентриста. Он загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство, закуклится и остановит время». А Выбегалло никак не может взять в толк, что истинный исполин духа не столько потребляет, сколько думает и чувствует.

Свои выводы сотрудники института сделали. Сделаем ли их мы? И какими они будут? Поговорим об этом в следующий раз.

 

Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.

797-17-30, uainvestor.ucoz.ru

 


В избранное