Интересные факты Путешествие освобождает от иллюзий
В свое время Николай Васильевич прямо сказал о главных бедах дураках и дорогах. Его современник А.С.Пушкин в седьмой главе Евгений Онегин более мягко подтвердил мнение о дорогах: Теперь у нас дороги плохи. Вот запись из дневника человека ехавшего в 1845 году из Москвы в Калугу: Он был в двуместной карете ,и повар Сильвио сидел сзади под канатом и смотрел с удивлением на шоколадную розмазню ,которая называлась большая дорога.
Хотя еще 15 лет назад в 1830 году было проложено первое в России шоссе. Знаменитое щебеночное шоссе по методу Д.Мак-Адама. Шоссе было, но одно, от Москвы до Петербурга – 658 километров. В 1823 году шотландец Д. Мак-Адам за изобретение щебеночного дорожного покрытия стал генерал-инспектором дорог Англии и получил рыцарское звание. А в России 26 августа 1836 года император Николай I по дороге из Пензы в Тамбов опрокинулся вместе с коляской и получил перелом ключицы. После этого, генерал-инспектора дорог
в России все равно не назначили, но с кучером Яковом император больше никогда не ездил. В общем, дороги были и ими пользовались. В газете того времени Инвалид, постоянно печатали сведения о приезжающих и отъезжающих. Н.В. Гоголь выискивал в этой газете необычные фамилии для героев своих произведений. Однажды его заинтересовала напечатанная в газете фамилия – Штанов. Собирая из газеты информацию о прибытии или убытии Штанова из города в город, Гоголь летом 1849 г
ода рассказал друзьям следующее: прапорщик Штанов приехал из Москвы в Калугу, через три дня узнали, что он поехал в Орел. Из Орла в Калугу, затем поехал в Москву. Из Москвы в дилижансе в столичный город Санкт-Петербург. Оттуда прямо в Москву, а из Москвы в Калугу, а из Калуги в Орел. Прапорщик Штанов провел на большой дороге двадцать один день. А зачем он делал эти крюки, это неизвестно. Ну ,что по Гоголю – беда, то прапорщику – надо. Поэт П.А.Вяземский в стихотворении Станция упоминает о зиме,
когда можно ездить быстро: Свободна русская езда. В двух только случаях. Хорошо зимой по снегу или по льду и если мороз в меру. Вот, например, в конце XIX века поручик третьего эскадрона кавалергардского полка Черевитин, зимой во время учений, укрылся со своими солдатами в железнодорожном пакгаузе. Командование требовало продвигаться вперед, но поручик не обращал на это внимания. В конце концов он послал командованию полка такое донесение: Ввиду сильного мороза разъезд пор
учика Черевитина покинет будку только с наступлением весны.
Железная дорога – новинка XIX века, устраивала всех спокойной и ровной ездой. Первая линия русской железной дороги длиной 25км была открыта в1838 году между Петербургом и Царским Селом. Первые поезда на этой линии приводились в движение лошадьми, а паровозы на ней появились позже. Зимой паровоз из-за сугробов и мороза работать не смог. По этому поводу были выпущены критические брошюры: ..паровоз ваш подобен барану, который, не будучи в силах пробить рогами стоящей пред ним стены, упрется в нее могучим
лбом и брыкается с досады задними ногами.
Любой дороге нужны лошадиные силы, в любом варианте. Бывали моменты когда в лошадиных силах нуждались военно-морские силы. В известном походе киевского князя Олега на Византию ладьи были спущены на воду с уже поставленными на них колесами. При попутном ветре ладьи выкатили на берег и флот двинулся навстречу врагу. Из-за пафосной красоты не упомянули, что лошади при этой десантной операции поработали больше всех. Совсем не исключительный случай. В месте кратчайшего расстояния меж Доном и Волгой был сухопутный
волок судов. Для переправки грузов с Волги на Дон основным считался волок длиной до 60 км,от устья реки Дубовки до станицы Качалинской. К судам подводили оси с колесами или с катками. Оси с колесами или катками размером до одного метра крепили к корпусу судна и от них выводили канаты. К канатам запрягали волов, т.к. лошадям не хватало сил вытащить судно на горку высотой до 100 метров. После подъема начинался горизонтальный путь. Максимум за пять дней волы доставляли с
удно на колесах к Дону, а при попутном ветре на судах поднимали паруса и тогда добирались на сутки раньше. Этим путем, с Волги на Дон, и через Азовское и Черное море доставляли тяжелые пушки и якоря для строящихся кораблей Черноморского флота. С 1846 года на этом пути проложили железную дорогу и пробовали конную тягу, но лошадей требовалось больше чем волов. В этом соревновании победила бычья тяга, подтверждая философский логический принцип бритвы Оккама: Напрасно пытаться сделать посредством большего то,
что может быть сделано посредством меньшего.
Немного о дураках. Как-то на манёврах император Александр I послал князя Лопухина передать приказания в войска. Князь считался так же глуп, как и красив. Добравшись к войскам, он забыл и перепутал половину приказов, а по дороге назад князь позабыл даже ту путаницу, что передавал войскам. По прибытии к императору он наговорил такого, что Александр I с досадой произнёс: И я дурак, что вас послал.Часто в конце пути подтверждается старая китайская поговорка: Путешествие освобождает от иллюзий.