В своей практике я часто
пользовался понятием свободной цены. Т.е. я оказывал услугу,
консультировал или делал работу, а цену оставлял на усмотрение
заказчика. Основная формулировка в формировании цены была такой: <А
во сколько Вы
оцениваете мою работу для Вас?> Одна и та же работа для разных людей
может принести разное количество пользы. Например, моя консультация
по
налогообложению. Я оказал по сути одну и ту же консультацию двум
клиентам. Один клиент при применении ее
экономит
5000-00 рублей, а другой 300000-00. Суть одна и та же. Я проделал
одинаковое количество работы в обоих случаях. Но эффект разный. И в
принципе, я могу взять обычную плату за консультацию, например 500
рублей. А могу оставить цену на решение клиента. И первый клиент с
легкостью заплатит 500 рублей, а второй реально может заплатить
намного
больше.
И в моей практике был такой
случай. Когда меня пригласили на консультацию. У клиента вылезла
сумма
налогов к уплате 200000-00 рублей. Я назвал цену за час и
согласился
посмотреть. Через 15-20 минут мне стало понятно, что ребята просто
не
правильно использовали систему налогообложения и считали тот налог,
который у них не возникает вообще. Я пересчитал сумму налога (уже
другого) к уплате и в результате сэкономил клиенту 190000-00 рублей.
И получил вознаграждение за 1 час консультации.
:)
Но это с консультациями. А с
ведением учета, я шел немного другим путем с ценообразованием. Я
опирался на свои трудозатраты и накладные расходы. И иногда эта цена
для
людей была очень низкой. И эти люди не ценили меня, как хорошего
специалиста. Они либо не ценили мои рекомендации, либо отказывались
вообще. Но была и другая группа клиентов. Для них моя цена
оказывалась
очень высокой. И они тоже отказывались. Этой группе клиентов я шел
навстречу, и давал подъемные скидки на 3-6 месяцев, пока они
подрастут.
Но я терял дополнительную
выгоду
с первой группы клиентов.
Сегодня произошел интересный
случай. Я пришел к старому знакомому. Ему нужна была определенная
юридическая услуга. Я мог без труда ее оказать. Но стоимость этой
услуги
я предложил ему назначить самостоятельно. И в результате я получил
за
нее в 4 раза больше, чем рассчитывал.
И наоборот. Очень часто
происходит ситуация, когда мне необходима какая-то услуга и человек,
который может ее оказать, просто называет цену. Я ее плачу. Но
реально я
мог бы заплатить за эту услугу в разы больше, т.к. я знаю пользу
этой
услуги для себя. А для этого человека это и так большие
деньги.
Аналогичная ситуация
происходит
и с кредитами. Приходит ко мне клиент и говорит, что он хочет взять
денег под проценты. Я называю ставку в 30% годовых.
Он соглашается. Через месяц звонит и говорит, что я с него беру мало
денег и он хочет платить 5% в месяц с
ежемесячным начислением. Я спрашиваю: Почему? А
оказывается они в другом месте брали под 10% в месяц и ставка
в
30% годовых для них просто смешная.
Из всего вышесказанного
можно
сделать вывод, что условия свободной цены - довольно интересны, и
очень
часто оказываются выгоднее и для покупателя и для продавца.
Аналогичное мнение о
ценообразовании с примером можно прочитать в статье "Контент
стоит столько, сколько за него готовы платить"
http://www.master-x.com/articles/article/215/. (Контент
- это наполнение сайта, рассылки). Сайт, правда, несколько
специфический, он предназначен для владельцев
порносайтов - но статья интересная и стоит внимания.