Прошу прощения за задержку с выпусками. Дело в том, что в других моих проектах происходит много всего интересного, на что уходит все свободное время. :) Вот например недавно мы сняли клип на мою песню! :)) Снимали, кстати, в Питере, на Васильевком острове и возле Пулково! Приглашаю Вас посмотреть и оставить свой комментарий здесь - http://www.kirilltv.ru
Ну а сейчас мы продолжаем изучать Петербург туристический совместно с компанией AudioGid - www.audiogid.ru . :) И сегодня представляю Вашему вниманию экскурсию по Петергофу. Приятного Вам чтения!
1. Большой Петергофский дворец Петергоф возник вскоре после возвращения России приневских земель, в 1710-е годы, как одна из царских резиденций. Петр Первый задолго до окончания Северной войны стремился закрепиться здесь и в военном, и в экономическом отношении. Согласно его планам одновременно строились крепости, порты и дворцовые ансамбли. Нижний парк создавался по образцу западноевропейских регулярных парков,
но запечатлел, помимо тогдашней архитектурной моды, и память о русском московском садоводстве, и бурную российскую историю начала 18 века. Без этих зримых и материальных следов истории нам не были бы по-настоящему интересны никакие старинные красоты. И пусть не смущают многократные упоминания о разрушениях времен Великой Отечественной войны. Ансамбль, который мы увидим, пережил войну и прошел через сложнейшую масштабную реставрацию, в этом тоже его лицо и его ценность. Нижний сад, или парк, находится в
средней, прилегающей к морскому берегу части современного Петергофа. С севера его границей служит побережье Финского залива, с юга – береговой уступ с Большим дворцом, по краю которого мы идем сейчас. Территория парка составляет 102,5 га. До устройства сада это был низменный болотистый берег с редким лесом, у нынешней западной границы находилась финская деревушка Кусоя. Начало устройства Нижнего парка относится к 1714 г. Проект его разбивки приписывается французскому архитектору Леблону, приглашенному Петром
I в Россию. Леблон был главным распорядителем всех работ в Петергофе по устройству садов и фонтанов, но активное участие в этом принимал сам Петр I. Царь хорошо ориентировался в альбомах образцовых архитектурных сооружений и проектов, которые издавались в начале XVIII в. во Франции и Германии. А еще - у него было свое, фантастическое для современников, представление и о будущем России, и о том, какой станет через десяток лет его приморская резиденция.
2. Большой каскад и фонтан "Самсон" Большой каскад занимает площадь свыше 300 кв. м, высота склона здесь достигает 11 м. Семь гигантских ступеней с каждой стороны и расположенные в 2 яруса гроты - это настоящий водяной дворец. Строительство каскада продолжалось с 1715 по 1723 гг, архитекторы Леблон, Микетти, Земцов и Браунштейн руководили работами и создавали эскизы для скульптурного убранства. Стены
гротов и каскада облицевали пористым камнем-туфом и устричными раковинами. Декоративная скульптура Большого каскада была выполнена из свинца, и потому нуждалась в замене уже к концу XVIII в. По решению комиссии профессоров Академии художеств, приступили к замене всех свинцовых статуй на бронзовые. Здесь работали лучшие российские скульпторы того времени: Шубин, Щедрин, Рашетт, Мартос, Гордеев. Часть статуй отлили по сохранившимся в Академии художеств первоначальным моделям, а недостающие сделали вновь. При
этом сохранили и развили идею прославления победы России в Северной войне. Мы упомянули уже миф о Персее. Чтобы расшифровать все собранные барельефы и статуи – времени экскурсии не хватит. Достаточно сказать, что здесь собраны все мифы о наказанной гордыне и самонадеянности - здесь есть Диана и Актеон, Аполлон и Марсий, Нарцисс, Фаэтон на солнечной колеснице. Все они напоминают о посрамлении шведского короля Карла XII и его армии. Не могли обойти вниманием и миф о богине Латоне, которую не подпускали к воде
озера ликийские крестьяне - так Швеция не давала России выхода к Балтийскому морю. По мифу, жадные крестьяне были обращены в лягушек - и две бронзовые лягушки сидят на нижнем уступе каскада. Во всех многочисленных сюжетах о похищениях и о неправедном обладании чем-либо видели напоминание о захвате Швецией русских приневских земель, за которые и начал войну Петр Первый. И конечно, среди фигур каскада речные божества - наяды и олицетворения рек. Женская и мужская фигуры на туфовых полуостровках по обеим сторонам
у основания каскада - это аллегории рек Невы и Волхова…
3. Оранжерейный садик Большая Оранжерея была построена в 1722-1725 гг. по проекту уже знакомого нам архитектора Браунштейна. Она смотрится как дворцовый павильон благодаря высоким полуциркульным окнам первого этажа и балюстрадам по краю крыши. Даже окна мансарды украшены вазами, а всего здесь 112 ваз трех видов и размеров. Но нарядный фасад прикрывал постройку сугубо утилитарного назначения. В Оранжерее в зимнее
время хранились редкие экзотические растения, которые летом расставляли в кадках и фигурных керамических вазах во дворцах, цветниках, у фонтанных бассейнов и гротов. Окна обеспечивали максимальное солнечное освещение, а обогревалась Оранжерея, как и любая другая постройка, дровяными печами. В Оранжерейном садике располагались огородные грядки, неизменно сопровождавшие постройки теплиц и оранжерей в петергофском Нижнем парке, а так же места для выращивания цветов, используемых затем в цветниках. Оранжерейный
сад служил своеобразным "выставочным залом" под открытым небом и опытной площадкой для проведения экспериментов по акклиматизации новых растений перед высадкой их в цветники. Здесь поддерживался особый микроклимат, ведь сад защищен от холодных ветров и заморозков с одной стороны склоном с террасой, а с другой - 34-метровым полуциркульным фасадом Оранжереи. В центре Оранжерейного сада действует фонтан, украшенный скульптурной группой «Тритон». Водяное чудовище вцепилось когтями в бедро Тритона.
Мощным усилием повелитель волн разрывает его зубастую пасть, из которой вырывается столб воды. От схватившихся противников, в испуге вытянув шеи, отползают четыре черепахи. Не правда ли, композиция напоминает уменьшенного "Самсона, разрывающего пасть льва"? И она так же является аллегорией победоносной борьбы России за Балтийское море. История этой фонтанной фигуры характерна для Петергофа. Она была исполнена из свинца в 1726 г. по модели скульптора Растрелли (это отец знаменитого архитектора Бартоломео
Карло Растрелли), одновременно с постройкой фонтанного бассейна архитектором Усовым. Через 150 лет ее заменили скульптурой, изготовленной по рисунку Иенсена в Берлине. Хотя рисунок был сделан по старой скульптуре, берлинские мастера значительно отошли от оригинала. Во время Великой Отечественной войны скульптура была утрачена, и восстановлена в 1956 г. При восстановлении декора фонтана скульптор Гуржий исходил из рисунков XVIII в., фиксирующих растреллиевское произведение…
Продолжение - в следующих выпусках! Спасибо компании AudioGid - www.audiogid.ru - за предоставленную информацию!