Продолжаем экскурсию по ГАТЧИНЕ совместно с AudioGid - www.audiogid.ru Начало в предыдущих выпусках.
4. Великокняжеская усыпальница
Обратите внимание на своды каменной арки, которые уходят под крепостную стену. Откосы рва вымощены булыжником. Этот небольшой фрагмент внутреннего рва крепости был восстановлен в ходе археологических работ.
Композиционная ось, по замыслу Трезини, проходила от Петровских ворот к Петропавловскому собору. Внутри крепости, справа от оси проходил крепостной канал, в вдоль него располагались постройки. Когда-то, в 18 веке, наполненный водой ров пересекал всю территорию Заячьего острова. Потом же, как и рвы на территории равелинов он был впоследствии засыпан.
Обратимся теперь в противоположную сторону. Прямо перед нами открывается вид на Петропавловский собор, увенчанный тонким золочёным шпилем, и Великокняжескую усыпальницу. Они замыкают собой перспективу небольшого сквера, ограниченного слева зданием артиллерийского цейхгауза – протяженное здание серого цвета. Ныне существующее здание цейхгауза построено в 1801 году. До появления главного арсенала на территории Кронверка он использовался по прямому назначению – для хранения
и изготовления артиллерийских боеприпасов…
5. Памятник Петру
В городе существует несколько памятников его основателю Петру Великому. Один из них, пожалуй, самый спорный, перед нами. Созданный известным художником русского зарубежья Михаилом Шемякиным, он был подарен городу и установлен в крепости в июне 1991 года.
Использовав восковую маску, созданную скульптором Растрелли, еще при жизни Петра, Шемякин придал своеобразно увиденному им образу царя гротескную заостренность. Натуралистически выполнена голова без парика – точная копия с работы Растрелли. Петр действительно был высок – его рост 2 метра 4 см, и при этом имел узкие плечи. В скульптуре же Шемякина пропорции фигуры сознательно сильно искажены.
Перед нами неоднозначный памятник. Шемякин на языке искусства ведет диалог с другими монументами и образами Петра, созданными в Петербурге. И в первую очередь, это полемика с гордой красотой Медного Всадника Фальконе. Это не традиционный образ имперского преобразователя в зените славы, Шемякин представил Петра в его поражении.
До сих пор не стихают споры вокруг такого изображения Петра Великого. Одни восторгаются, другие негодуют. Можно по-разному оценивать этот памятник с точки зрения искусства, сомневаться в правильности выбора места для его установки, но следует признать – такое изображение Петра заставляет размышлять о противоречивости личности императора и его преобразований. Нарушающий привычное, традиционное представление о Петре, памятник появился в трудное для страны время перемен. Такой
же сложной была эпоха петровских реформ…
Продолжение следует! :)
PS: Приглашаю Вас в "Школу Природного Голоса", где каждый может возродить свой настоящий голос - чудесный по красоте и силе, обладающий феноменальными возможностями! Подробнее - www.goloslogos.ru