Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Северной Столицы: факты, события, комментарии


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости Северной Столицы: факты, события, комментарии
Тема месяца
Новая Голландия: наш древний миф
Tomchin.ru
Новая Голландия - величайший архитектурный аттракцион Санкт-Петербурга, который ждёт, когда люди вдохнут в него жизнь и наполнят его подлинным значением

Гений места

Новая Голландия - небольшой треугольный островок необыкновенно правильной формы, единственный из островов Санкт-Петербурга, созданный людьми, кусочек суши между Мойкой, Ново-Адмиралтейским и Крюковым каналами, отрезанный от основной земли. В петровские времена остров Новой Голландии использовался для хранения корабельного леса. Сначала склады были деревянными, а в 1765 г. архитекторы Чевакинский и Валлен-Деламот разработали проект комплекса каменных складов и придумали новый способ сушить лес стоймя. По городу ходили слухи, что главный руководитель строительства складов, подполковник де Герард, умудрился где-то потерять чертежи чуть ли не в первый день работы. Сообщить об этом высшему начальству и, тем более, самому автору проекта, он побоялся и был вынужден строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось - во всяком случае, увидев готовые строения, архитекторы не высказали никакого недовольства. Правда или нет, но этот анекдот свидетельствует о сложившейся в глазах современников таинственности образа Новой Голландии.

В1779-1787 годах по проекту Чевакинского и Валлен-Деламота была возведена главная достопримечательность острова - арка Новой Голландии, Египетские ворота. Арку возвели над небольшим каналом, соединяющим бассейн-гавань с Мойкой. Несмотря на то, что этот канал довольно короткий и узкий, возвышающаяся над ним арка выглядит внушительно: ее высота - 23 метра, а ширина пролета - 8 метров с лишним. Украшенная гранитными колоннами и строгим рельефным орнаментом, окруженная деревьями, арка похожа на огромное окно в небо.

Итак, перед нами обыкновенный складской комплекс, который архитектор-классицист решился украсить в соответствии со вкусами времени. Подобную операцию с петербургскими складами, выходящими к воде, раньше Деламота проделал Ринальди в Тучковом буяне, а несколько позже - Тома де Томон в Сальном буяне. И для современников Новая Голландия была именно "как следует" построенным складским комплексом: так в будущем должен был выглядеть весь город.

Но постепенно необычность Новой Голландии становилась всё более очевидной. Неизвестно, понимал ли Деламот, что его триумфальная арка над входящим внутрь острова каналом - это осуществленные утопии барочной живописи, A Hill with a Hole, мост в вечность. Скорее всего, это была неосознанная, интуитивная находка: из-за канала явлена арка, в которую нельзя войти. Эта огромная зияющая дыра в любом другом городе была бы непереносима. И лишь в Петербурге она является нам не много не мало как гением места: ведь главное свойство петербургского пространства - провалы пустоты, обрамленные благородными классическими линиями.

Это хорошо понимали художники Серебряного Века, впервые обратившие внимание на Новую Голландию как архитектурный шедевр и почти мистический феномен. К этому времени на острове появилось ещё несколько примечательных строений, прежде всего - морская тюрьма в форме кольца с круглым внутренним двором, проект которой принадлежал архитектору А. Е. Штауберту. Здание Морской тюрьмы завершило композицию ансамбля. Постепенно жителям города становилось ясно, что Новая Голландия - крайне интересное место, которому необходимо найти настоящее применение.

Права собственности

Однако обстоятельства складывались так, что вплоть до самого недавнего времени Новую Голландию продолжали использовать исключительно в административных целях: в советское время на территории Новой Голландии размещались воинские части. О реконструкции Новой Голландии впервые заговорили лишь в начале 90-х годов прошлого века. Власти города сделали несколько попыток договориться с Министерством обороны, которому в то время принадлежали все постройки Новой Голландии. В результате оба иностранных инвестора, желавшие купить остров (в 1993 и в 1997 годах), не смогли этого сделать из-за юридических коллизий.

Дело в том, что с точки зрения собственности Новая Голландия была и остаётся сложным комплексом объектов недвижимости: 26 зданий, из которых 8 - в собственности Санкт-Петербурга и 18 - в собственности Российской Федерации, причём 5 из них - памятники федерального значения. Такие памятники не могут быть перестроены - лишь восстановлены в первоначальном виде, включая фасады и несущие конструкции. Кроме того, под охраной федерального законодательства находятся набережные Адмиралтейского и Крюкова каналов и старые деревья ценных пород, растущие на острове. Новое строительство можно вести только на северном участке острова в границах так называемой лакуны (она занимает примерно треть территории Новой Голландии), расположенной на набережной Адмиралтейского канала. Да и там существует ограничение по высоте новостроек - они, согласно требованиям КГИОП, не должны превышать 23 метров. Всё это также осложняет работы. Несколько лет назад директор Мариинского театра Валерий Гергиев пытался просить у президента Путина перевести Новую Голландию в разряд памятников местного значения, что позволило бы Гергиеву попытаться использовать остров для строительства второго здания Мариинского театра, но в этом ему было отказано.

Наконец, в конце 2004 г. военные торжественно передали остров под юрисдикцию Санкт-Петербурга, и разговоры о реконструкции возобновились. В июле 2005 года появился и адекватный юридический инструмент: Закон о концессиях. Этот закон специально создан для того, чтобы вовлекать в гражданский оборот имущество, в котором есть части, гражданскому обороту не подлежащие. Государство объявляет конкурс и выбирает концессионера, которому предстоит вложить деньги в это имущество. По договору, концессионер может сам стать бенефициарием, то есть, извлекать из имущественного комплекса прибыль вплоть до бесконечности. Для Новой Голландии, в которой так сложно перемешана собственность государства и города, Закон о концессиях наиболее уместен. В сущности, он почти ничем не отличается от права собственности - за исключением того, что право владения архитектурными памятниками на территории острова остаётся за государством, права же пользования и распоряжения переходят к бенефициарию.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) уже обнародовал требования к инвесторам, готовым взяться за это дело. Конкурс на лучший проект реконструкции Новой Голландии собираются провести осенью. По предварительным подсчетам, инвесторы должны будут вложить в реконструкцию Новой Голландии порядка 500 млн долл.

Истинное предназначение Новой Голландии

Что же собираются строить в Новой Голландии? По мнению руководителя петербургского комитета по охране памятников Веры Дементьевой, остров следует превратить в деловой центр с гостиницами, помещениями для конференций, музеями и выставочными залами.

Это для Новой Голландии, конечно, не подходит.

Нам нужно целевое, повседневное использование памятника, причём такое, которое наиболее полно раскрывало бы его сущность. Новая Голландия, как и всё в Петербурге, - не только символ, но и, прежде всего, практическая вещь. Это, опять же, не противоречит традициям: Петербург всегда старался создать здания, наиболее подходящие под конкретные практические цели, привлекая мировую архитектурную мысль и рассматривая город как живой, функциональный, целостный ансамбль. К примеру, Зимний дворец - это Эрмитаж, Двенадцать Коллегий - Университет. Мы загружаем их, вдыхаем в них жизнь. Насильственная и несоответствующая масштабу цель уничтожает памятник, правильно выбранная - наполняет его подлинным значением.

Нам нужно, чтобы люди бывали в Новой Голландии, проводили там часы, чтобы приходили вновь и не были только гостями. Это - условие творения символа: человеку должно быть внутри интересно, в этом антураже должна пройти какая-то часть его жизни. Поэтому в Новой Голландии нужно устроить развлекательно-торговый центр, где постоянно толпятся люди - жители города и туристы. Чтобы наполнить Новую Голландию людьми, инвестору следует разрешить в Новой Голландии всё, вплоть до казино и публичных домов. Можно даже запретить игорные дома по всему Петербургу - и разрешить лишь в Новой Голландии. Что касается планов устроить в Новой Голландии бизнес-центр, то они мелки для такого места. Кто будет бывать на этом острове, кто увидит его красоту, если там будут сплошные офисы? Тем более странны разговоры о том, что неплохо бы устроить на Новой Голландии стоянку автомобилей (!) для Мариинского театра. Не должно быть в Новой Голландии и жилых домов. Сейчас доля жилых домов в застройке Новой Голландии разрешена на уровне 5% (раньше она составляла 20%), но её следует сократить до нуля.

Новой Голландии сейчас нужен не только архитектор, равный Деламоту. Ей нужен хозяин, который занимался бы Новой Голландией в течение десятилетий и придавал ей востребованное назначение. Новая Голландия - один из величайших архитектурных аттракционов Петербурга. Ведь Петербург - самый новый город из всех "мифологических" городов Европы, на 5-6, а то и на 10-12 веков моложе любого из них. Триумфальная арка Египетских ворот - связь Санкт-Петербурга с веками, в которые самого Санкт-Петербурга ещё не было. Новая Голландия - наш единственный "древний миф". Наш шанс приобщиться к вечности.

Орловский тоннель хотят построить к 2008 году
100 миллионов евро - из городского бюджета, 200 миллионов - из Инвестфонда

Орловский тоннель должен будет пройти под Невой в створе Орловской улицы и Пискаревского проспекта к 2008 году. Ранее в конкурсной документации на разработку проекта строительства, в которой декларировалось, что базовым вариантом строительства станет "щит". Теперь городские власти будут искать по конкурсу не проектировщиков "щитового" метода, а компанию, которая займется обоснованием инвестиций разных способов строительства - сухим доком, а также методом с использованием наплавных секций. До конца этого года Смольный собирается выяснить, какой из вариантов обойдется дешевле, в январе 2006 года получить заключение государственной вневедомственной экспертизы Росстроя, в феврале принять постановление о реализации проекта, а в августе - завершить разработку стадии "проект". Планируется, что рабочее движение по Орловскому тоннелю может открыться уже в 2008 году.
Согласно предварительным планам, длина путепровода составит 1600 метров, а диаметр щита (в случае, если будет выбран "щитовой" способ) -13 метров.
По приблизительным подсчетам, Орловский тоннель обойдется в сумму никак не менее 300 миллионов евро, причем треть из нее город намерен оплатить из собственного бюджета. Кроме того, губернатор распорядилась к февралю 2006 года направить заявку в Федеральный Инвестиционный фонд с просьбой софинансировать проект.
Напомним, что ранее Смольный планировал выбрать окончательный вариант тоннеля в августе этого года. Выбор способа сооружения тоннеля было поручено сделать комитету по благоустройству и дорожному хозяйству, но определиться к этому сроку в комитете так и не смогли.

Матвиенко запретила ларьки у метро
40 тысяч безработных и минус 135 млн рублей в казну города
Правительство Петербурга сегодня приняло постановление, согласно которому подлежат сносу все торговые павильоны, которые расположены ближе 50 м к станциям метрополитена.
Как заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, у метро должны остаться только театральные кассы, газетные и цветочные павильоны. По словам губернатора, продажа прочих товаров недопустима.
По истечению срока договора аренды с предпринимателями, новые договора подписываться не будут. Таким образом, владельцы торговых точек возле 59 станций метрополитена Петербурга лишатся своего бизнеса.
Главы районных администраций говорят, что исполнить волю Смольного и прогнать ларечников от метро они смогут не ранее, чем через полгода.
В результате постановления 40 тысяч человек в Петербурге лишатся работы. Казне Петербурга "забота об имидже Северной столицы" обойдётся в 135 млн рублей - именно такая сумма, по данным КУГИ, отчислялась от арендной платы предпринимателями в казну.
Напомним: в ноябре прошлого года против этого решения и против решения о запрете маршруток был организован митинг представителей малого бизнеса перед Мариинским дворцом. Ларьки уже закрывают; очередь за маршрутками.

Инфраструктуру Петербурга пытаются вывести из тени
Целевой фонд, в который частные строительные компании отчисляют деньги на инженерную подготовку своих домов, администрация на законных основаниях тратит на строительство КАД и другие масштабные проекты
Депутат ЗАКСа Владимир Гольман, традиционно лоббирующий строительную отрасль Петербурга, внёс на рассмотрение ЗАКСа законопроект, посвящённый целевому развитию инфраструктуры Петербурга.
Дореформенная практика выработала четкий и по-своему эффективный алгоритм подготовки новых территорий под застройку: работы выполняли специальные тресты "квартальной застройки", в задачу которых входило комплексное создание всех инженерных коммуникаций - водопровода, канализации, газа низкого давления, внутриквартальных дорог, электроснабжения, и даже устройство фундаментов для зданий различного назначения. Этот опыт депутат и предлагает использовать. В законопроекте прописаны условия создания консорциумов соответствующих компаний с ответственностью головной организации-генподрядчика.
Еще одна нерешенная проблема - аккумуляция средств на инженерную подготовку кварталов застройки. Законодательством Петербурга предполагается создание специального фонда, в который направляются средства, отчисляемые инвесторами на развитие инфраструктуры. Значительная часть средств на формирование этого фонда поступает от застройщиков - за счет перечисления денег в бюджет Петербурга после заключения договора об инвестиционной деятельности или договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях. Естественно, отчисляя деньги "на инфраструктуру", строители ожидают, что, в условиях острейшего дефицита инженерно подготовленных территорий под застройку, средства должны расходоваться именно на эти цели. Между тем, как показывают итоги расходования средств в 2004 году, городская администрация придерживается по данному вопросу иного мнения. В 2004 году из почти 6 млрд. рублей, перечисленных застройщиками, львиная доля (3,58 млрд. рублей) была направлена на цели дорожного строительства, в том числе подключение к КАД, реконструкцию набережных, создание пешеходной зоны на Большой Московской улице, реконструкцию мусороперерабатывающего завода и т.п. В результате около 60% истрачено на объекты городской инфраструктуры, не связанные напрямую с инженерной подготовкой новых территорий. Примерно такая же пропорция предусмотрена и на 2005 г. Нынешнее использование средств фонда развития инфраструктуры не противоречит букве закона, но при сохраняющейся доле бюджетного финансирования непрофильных объектов город не сможет реализовать строительство 70 млн. кв. метров жилья, предусмотренных Генеральным планом развития Петербурга, считает Владимир Гольман.
Потому депутат предлагает изменить закон, конкретизировав и усилив изложенные в нем положения. В частности, средства, отчисляемые в бюджет Петербурга инвестиционно-строительными компаниями по результатам торгов и по инвестиционным договорам, предлагается направлять исключительно на инженерную подготовку новых территорий под застройку. Кроме того, предполагается, что администрация города при проведении тендеров на инженерную подготовку предприятий под застройку получит возможность требовать создания консорциумов с головной организацией, с тем, чтобы все работы проводились только комплексно, со сдачей полностью подготовленных территорий под строительство надземной части объектов жилого и иного назначения.
Эти поправки, конечно, не могут понравиться администрации города. Так, вице-губернатор Александр Вахмистров назвал законопроект "противоречащим закону о бюджете РФ".
Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Исполнительная власть Петербурга должна на 180 градусов изменить свою политику в отношении вложения денег для привлечения в город инвестиций. Будущее развитие Петербурга - за комплексной застройкой, а функция городских властей заключается в определении территорий для привлечения инвестиций, на которых за счет средств бюджета будет проведена полная инженерная подготовка. Во все коммуникации, все подводы должен вложиться городской бюджет, а затем выгодно продать. Вместо этого исполнительная власть предпочитает вкладывать деньги в бесконечные пешеходные зоны, облицовку гранитной плиткой, 20 раз перекладывая асфальт. Этим инвесторов не привлечешь. Более серьезная проблема связана с инфраструктурой, на развитие которой можно было бы выделять в десять раз больше бюджетных средств.

Ежемесячный дайджест информационно-аналитического портала Tomchin.ru
Служба поддержки - support@tomchin.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.spb.tomchin
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное