Мы продолжаем исследовать Гатчину вместе с М. Пресновой - www.audiogid.ru
ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД ДВОРЦОМ.
Сегодня Гатчина приветствует гостей сурово - огромным песочно-серым фасадом дворца и бронзовой фигурой императора Павла I, который смотрит на ровный плац. Между тем первый архитектор дворца, итальянец Антонио Ринальди, первоначально возвел поэтичный охотничий замок, который называли "Увеселительный дом". Ринальди начинает работу в 1766 году для фаворита Екатерины II, Григория Орлова. Годом раньше императрица пожаловала графу Орлову мызу Гатчино с окрестными охотничьими угодьями и деревнями.
Представить себе дворец, каким видел его первый владелец, не сложно. Достаточно мысленно убрать часть стен. Сквозь высокие арочные проходы в центральной части был виден парк. Служебное назначение квадратных каре справа и слева от главного корпуса подчеркивалось их меньшей высотой - всего в один этаж. А боковые крылья, соединяющие каре с центральной частью, были открытыми сводчатыми галереями в два яруса. Десять граненых башен и живописно-суровая поверхность природного камня напоминали и о об итальянских
виллах эпохи барокко, и об английских загородных усадьбах, органично вписанных в природный ландшафт. Стоит заметить, что Ринальди в эти годы - любимый архитектор самой Екатерины II, строящий по ее заказам.
Императрица проявляла царскую щедрость ко всем своим фаворитам. Но Григорий Орлов среди них, конечно, занимает особое место. Его возлюбленной Екатерина стала еще будучи великой княгиней, супругой наследника престола. Орлову и его братьям, блестящим офицерам, отличившимся в ходе Семилетней войны, популярным в среде гвардейцев, она была обязана своим вознесением на вершину власти. Заговор против законного государя Петра III, организация дворцового переворота, отречение и смерть супруга Екатерины - во всем
этом сыграли действенную или самую главную роль Орловы, в особенности трое старших братьев. Графский титул они получили именно после вступления Екатерины на престол. Григорий Орлов, граф, генерал-аншеф, генерал-фельдцехмейстер артиллерии, князь Римской империи, оставался фаворитом более десяти лет. У Екатерины были дети от него, и были мечты о тайном церковном браке - но здесь Екатерина-императрица победила Екатерину-влюбленную. В первые годы его владения Гатчиной императрица нередко приезжала сюда из Царского
Села, осматривала строительство, развлекалась охотой, прогулками, игрой в карты. Позже, оставленный неукротимой волевой женщиной, Григорий Орлов женится на юной фрейлине, путешествует по Европе, оплакивает раннюю смерть жены, страдает душевным недугом - и все это время продолжается строительство дворца, которым владелец практически не успел воспользоваться.
После смерти Орлова в 1783 году Екатерина II выкупила у его наследников Гатчину с приписанными деревнями. Уже через месяц ее сын, Великий князь Павел Петрович, получает в подарок имение бывшего фаворита матери, непосредственно причастного к смерти императора Петра III. Не углубляясь в проблемы биографии и личности Павла, вспомним только, что к моменту вступления во владения Гатчиной ему было уже почти 30 лет, он был деятельным европейски образованным человеком, был мужем и отцом и, конечно, ощущал свое
подчиненное положение при властной и еще не старой матери как огромную несправедливость. Нужно заметить, что при всех слухах о том, что Петр III не был настоящим отцом своего наследника, слухах, имевших политическое значение и уже потому сомнительных, Павел выказывал глубокое уважение к его памяти. А главное, слишком многим походил на несчастного Петра Федоровича, в частности - безудержной страстью к военному делу и преклонением перед прусской военной системой.
По-видимому, прекрасное имение не сразу стало любимой резиденцией Павла. В распоряжении великого князя и его супруги оказался дворец со всей роскошной обстановкой и произведениями искусства, но в их гатчинской переписке с Екатериной упоминается только об охоте и прогулках. Учтем и то, что двор великого князя был ограничен в деньгах, а имеющиеся средства уходили на обустройство первой великокняжеской резиденции - Павловска. Зато позднее, как бы полностью уступив Павловск своей супруге, Марии Федоровне, император
Павел Первый через 5 дней после вступления на престол дарует Гатчине статус города. В городском гербе будет красоваться императорский двуглавый орел - точно такой, как вы видите на постаменте памятника. Здесь символика, принятая со времен московской Руси, причудливо сочетается с 8-конечным Мальтийским крестом. Впрочем, трудно представить что-то более причудливое, чем российский император, мировой оплот православия и отец большой семьи, во главе католического рыцарского монашеского ордена. Павел в свой официальный
титул включил звание "Великий магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского", и на время его правления российский герб принял такой вид.
В 1790-е годы, когда основное строительство в Павловске завершилось, в Гатчине начинает работать придворный архитектор Павла Винченцо Бренна, впоследствие возведший Михайловский замок в Петербурге. Дворец он перестраивает, изменяя не только интерьеры, но и внешний облик. Сквозной проход в центре, тесно связывавший дворец с парком, превратился в закрытый вестибюль, место открытых галерей заняли новые залы, а боковые каре повысились на 2 этажа. Это увеличило вместительность здания, более соответствовало холодному
и сырому климату - ведь природа у нас гораздо суровее европейской. Но, вероятно, это отвечало и личным вкусам Павла. Дворец стал зрительно тяжелее, неприступнее. Возник образ феодального замка-крепости. Зеленый луг с подъездными дорожками перед фасадом Бренна превратил в плац для военных упражнений, окруженный рвом с 4-мя мостами и пушками.
Сегодняшний облик площади сложился позднее, в середине 19 века, когда дворец стал одной из загородных резиденций императора Николая I. Согласно проекту архитектора Кузьмина, боковые каре были отстроены заново с сохранением первоначального плана, значительно выросла высота этажей. Для облицовки наружных стен был использован такой же известняк, как и центральной части дворца. Вдоль рва выстроили сплошной каменный парапет с выступами-бастионами и амбразурами для пушек. Тогда же поставили памятник Павлу I работы
замечательного скульптора Ивана Витали. Бронзовый император готов принимать парад своего войска.
Чин полковника лейб-кирасирского полка Павел I носил с восьмилетнего возраста, и для него это не было просто данью тогдашнему порядку. Воинские части здесь появились, как только Павел вступил во владение Гатчиной. В 1786 году они включали в себя 3 роты солдат и артиллерийское орудие. Через 10 лет, к моменту вступления Павла на престол, гатчинское войско состояло из нескольких батальонов пехоты, егерской роты и 4-х кавалерийских полков (жандармского, драгунского, гусарского и казачьего), а в артиллерийском
полку 16 орудий обслуживали 3 пеших роты и одна конная. Маленькую армию, чьи офицеры были преимущественно выходцами из Пруссии, Павел мыслил и своей опорой, и образцом для всей армии Российской империи.
И если искать тот военный, суровый, казарменный город, каким представляется нам "павловская Гатчина", прийти стоит именно сюда, к плацу перед дворцом. Слева видна невысокая восьмигранная башня-бастион, носящая название Екатеринвердерской. Первоначальный проект Екатеринвердера, вероятно, создавал Винченцо Бренна. Замыслы его планировки и назначения сменились несколько раз - здесь хотели разместить то маленькую крепость, то дворцовые службы, то солдатские и офицерские казармы. Воплотили в камне
только башню, которая первоначально должна была в точности повторять башни старых Орловских каре и соединяться с угловой башней Кухонного каре воротами в форме триумфальной арки. Это напоминало въезд в манеж, виденный Павлом Петровичем в Шантийи, во Франции, во время его длительного путешествия по Европе.
С французскими воспоминаниями Павла мы столкнемся еще не раз, хотя наибольшее впечатление на него произвела, видимо, Пруссия и прусский император Фридрих Великий, которого почитал и его отец. На несколько лет Гатчина стала "немецким городком" с полосатыми шлагбаумами, ратушей со шпилем, небольшими фабриками для местных нужд. Сейчас все это осталось только в бумажных документах своей эпохи, как и окружавшие город заставы и маленькая крепость Ингербург при въезде со стороны столицы. А многочисленные
сооружения павловского времени в гатчинских парках, которые мы увидим сегодня, расскажут совсем о другом. О сентиментальных и романтических затеях пейзажных парков конца 18 века, о романтической стороне натуры самого Павла Петровича. Неоднократно напомнит о себе и великолепная усадьба Григория Орлова. На этом суровом плацу близость парков совсем не ощущается. Но чтобы картина полностью сменилась, достаточно обойти дворец справа.
Остановимся немного правее дорожки, огибающей дворец, возле массивной тумбы из розового гранита.