Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Чесменский дворец


РАССЫЛКА 58

 

 

ЧЕСМЕНСКИЙ ДВОРЕЦ

 

Ул. Гастелло, 15

 

Когда в 1774 году Екатерина на месте скромного "загородного дома" на седьмой версте царскосельской дороги приказала строить путевой дворец, Россия только что окончила войну с Турцией (1868-1774). И хотя "греческий проект" – освобождение от турков Константинополя и возрождение православного Греческого царства под эгидой российской монархии – осуществить не удалось, и русский щит прибили не к вратам Царьграда, а только Азова и Керчи, "восточный вопрос" был решён - русские торговые корабли могли беспрепятственно плавать по Чёрному морю и проходить через проливы. Каждую победу русского оружия в этой войне отмечали памятником – в Царском Селе появились Крымская и Чесменская колонны, Турецкий каскад, Турецкий павильон. В подмосковных усадьбах полководцев Чернышёва, Панина, Румянцева-Задунайского воздвигались "мечети" и сооружения в восточном стиле. Чесменский дворец также был построен в азиатском вкусе и посвящён победе графа Алексея Орлова в Чесменской бухте.

 

Чесменское морское сражение между русской эскадрой и турецким флотом состоялось 24-26 июня 1770 года в Эгейском море у западного побережья Турции. После обнаружения турецкого флота под командованием капудан-паши Хасан-бея, русская эскадра во главе с Алексеем Орловым и адмиралом Г.А. Спиридовым в составе 9 линкоров, 3 фрегатов, 1 бомбардирского корабля и 17 мелких судов атаковала его и сходу уничтожила флагманский корабль. Турецкие корабли скрылись в Чесменской бухте и были там заблокированы русскими кораблями. В ночь на 26 июня отряд русских кораблей под командованием контр-адмирала С.К. Грейга подошёл к входу в бухту и открыл огонь по турецким кораблям, отчего один из них загорелся. С него огонь распространился на остальные суда турок и стал всеобщим. Пожар длился с 3 часов ночи до 10 часов утра. Сгорело 15 линкоров, 6 фрегатов, большое количество мелких судов. 1 линкор и 5 гребных судов были взяты в плен. Потери турок составили около 10 тысяч человек, русских – 11 человек.

 

Екатерининский турецкий стиль – такая же европейская стилизация под "варварское", как и нежное "Турецкое рондо" Моцарта. О реальной Турции тогда почти ничего не знали. Огромная Османская империя, раскинувшаяся в трёх частях света – Европе, Азии и Африке, представлялась Европе неизведанной и сказочной страной. Она олицетворяла собой вообще всё неевропейское, и так называемый турецкий стиль объединял всё странное и фантастическое, что не произрастало из античности. Вторым таким маргинальным стилем в эпоху культа античности казалась готика. Порой любое произведение, неважно, старинное или современное, созданное не по классическим правилам, объявлялось неправильным и, следовательно, "готическим". Просвещенная фрейлина Екатерины II Головина в 1800-х годах "готическим" называла дворец в Царском Селе, а Карамзин в 1817 году - Собор Василия Блаженного на Красной площади. Ничего удивительного, что Чесменский дворец, как и соседняя Чесменская церковь, строившиеся в азиатском вкусе "по образцу существующих замков, находящихся на берегах Босфора и Дарданелл" (так сообщает Пыляев со слов Бантыш-Каменского), местами похожи на готические, причем без кавычек.

Высокие стрельчатые окна, зубчатые парапеты по стенам дворца позволяют называть эти здания псевдо- или неоготическими. Коктейль получился крепким, и можно согласиться с возгласами удивлённых туристов, подвозимых на автобусах к Чесменской церкви: "Ой, это ни на что не похоже!". Откровенно турецкой символики – изображений полумесяца, турецкого оружия – здесь нет, и стоящий напротив дворец скорее можно принять за старинный английский замок: отсеките мысленно три 4-этажных корпуса, пристроенных к дворцу по бокам, окружите замок рвами. Исследователи полагают, что план дворца – равносторонний треугольник с круглыми башнями по углам и обширным Парадным залом в центре – мог следовать образу Лонгдфортского дворца (1591, архитектор Джон Торп). Обработка нижнего этажа рустом, а верхнего штукатуркой создавала иллюзию, что достраивался замок, как и положено, в течение столетий. Но заказчица и её архитекторы ориентировались на образцы с другой части света. Чесменский дворец, как московские Петровский (Михаил Казаков, 1775-1782) и дворцовый комплекс в Царицыно (Василий Баженов, Михаил Казаков, 1775-1790-е), выполнен в том фантастическом "тарабарском" архитектурном стиле, возникшем в екатерининское время на смешении западных и восточных влияний.

 


Дворец, который задумывался как путевой, для отдыха по дороге из Петербурга в Царское Село, сначала назвали Кикерикексенским - "дворцом на лягушачьем болоте". Выговорить такое было невозможно, и сократили до Кикерико или «Кикерики». Специально для нового дворца Екатерина заказала в Англии на знаменитых мануфактурах Джозайи Веджвуда сервиз из 952 предметов, где на каждой супнице или тарелке красовалась зелёная лягушка. Сейчас "сервиз с зелёной лягушкой", как он официально называется, - гордость английской коллекции Эрмитажа. Соусники, тарелки, блюда в фирменном веджвудском "фаянсе цвета сливок" безукоризненных форм, украшенные пейзажами старой Англии, выставлены на 3-м этаже Зимнего дворца.

Строился Чесменский дворец с размахом – со служебными и хозяйственными корпусами, с церковью. Проектировал и строил ансамбль арх. Ю.М. Фельтен в 1774-1777 годах.

По углам дворца располагались башни с бойницами. Перед въездными воротами находились рвы, заполненные водой, над которыми нависали подъёмные мосты.

Дворец в плане представляет равносторонний треугольник, углы которого решены в виде башен, а те завершаются фонарями с полусферическими куполами. Помещения располагались по периметру здания. В образовавшийся внутри треугольник вписан круг, которому во 2-м этаже соответствует центральный Парадный зал.

Архитектура дворца значительна и сурова. Здание небольшое по размерам (каждая сторона немногим более 40 м.), выразительно своим компактным планом и силуэтом, что в целом определяет общую монументальность сооружения. Позднее, в XIX веке, здание было искажено пристройкой трёх 2-этажных корпусов и приспособлено под богадельню.

Внутренняя отделка дворца никак не соответствовала его суровому облику и не содержала ни малейшего намёка на готическую архитектуру.

Чесменский дворец поразил воображение современников.

 

В 1780 году невдалеке от дворца была освящена церковь, также выдержанная в стиле английской готики. В ознаменование 10-летия Чесменской победы и церковь, и дворец стали называться Чесменскими.

 

В 1782 году Екатерина передала Чесменский дворец Капитулу ордена Святого Георгия, основанному ею в 1768 году.Во дворце помещалось управление орденом, его архив, печать, орденская казна. Под председательством самой императрицы (гроссмейстера ордена) здесь заседала георгиевская Дума. На заседаниях Думы уже удостоенные орденом офицеры, присутствующие в столице, решали, кому присудить ордена III и IV степени.

Сегодня в Парадном зале – читальный зал ГУАПа. Снаружи его легко вычислить по внешним стенам, напоминающим круглую "корону". В зале есть всё, "способное напомнить". Напротив входа висит парадный портрет императрицы совершенно ярмарочного свойства. Под ним – огромная лягушка, под брюшко которой студенты складывают копеечки "на счастье". Люстра жёстко стилизована под георгиевский крест, спускающийся на вас с потолка, на куполе, прорезанном овальными окнами, ярко раскрашены лепные филенки и гирлянды. Как уверяли охранники, здесь по-прежнему накрывают столы для георгиевских кавалеров.

 

После кончины в 1796 году Екатерины II Чесменский дворец приходит в запустение. Павел I хотел было во дворце устроить богадельню с лечебницей для увечных воинов, как на Каменном острове. Но только из этого проекта ничего не вышло. Сказался недостаток воды: речка мелкая, два небольших прудика и до колодца далеко. Комиссия, составленная для этого случая в 1799 году, нашла дворец неудобным для «устроения в нём лазарета Мальтийского ордена», после чего и последовало 3 сентября того же года высочайшее повеление «о возвращении оного дворца в Придворное ведомство».

11.12.1811 освятили в Чесменском дворце в нижнем этаже восточной башни небольшую зимнюю церковь,  поскольку в соседнем Чесменском храме служили лишь летом. Чин освящения храма во имя Рождества Христова был проведён протоиереем Криницким. В зимнюю Рождественскую церковь были переданы из Эрмитажа церковная утварь и походный иконостас царя Алексея Михайловича, вышитый в кремлёвских светлицах в 1590 году и перевезённый в Петербург ещё императором Петром Великим. Он почти полностью сгорел во время пожара 1871 года, уцелевшие фрагменты были собраны и по самому большому из уцелевших кусков стали называться иконой Святой Троицы. (В настоящее время хранится в Государственном Русском музее).

Если кто-то из царской семьи умирал не в столице, его гроб, привезённый в Петербург, устанавливали до погребения в церкви Чесменского дворца. В ночь с 5 на 6 марта 1826 года в дворцовой церкви были установлены останки императора Александра I, привезённые из Таганрога. 11 июля того же года во дворец было доставлено тело его вдовы императрицы Елизаветы Алексеевны, умершей в Белеве под Тулой. 21.12.1916 в морг Чесменской богадельни доставили выловленный накануне из Невы труп Григория Распутина.

 

 Дворец Чесменский в царствование Александра Павловича почти все время пустовал. Лишь два раза его использовали как летнюю дачу для девочек, обучавшихся в Елизаветинском институте.

В 1830 году Николай I распорядился организовать в бывшем Чесменском дворце военную богадельню. Здесь предоставлялся кров и стол 15 офицерам и 460 нижним чинам, если они не способны были содержать себя по старости.

Архитектор Александр Штауберт, построивший немало казарм и госпиталей, в течение шести лет приспосабливал дворец под Отель инвалидов – пристроил к нему три одинаковых двухэтажных корпуса  (сейчас 4-этажные), соединив их переходами-галереями с угловыми башнями дворца. Над башнями, у которых сняли зубчатые парапеты, возвели купола. Разобрали старые ворота и вместо них поставили новые, чугунные. Со стороны шоссе протянули ограду. (Ворота и ограда не сохранились.) Перед богадельней разбили большой парк.

После перестройки дворца зимняя церковь была перемещена на 2-й этаж, в круглый зал, где ранее проходили заседания георгиевских офицеров. Она была торжественно освящена 23.6.1836 за четыре дня до открытия богадельни в присутствии самого императора Николая Павловича.

Солдаты жили в стоместных палатах, офицеры – в отдельных комнатах. Чесменская богадельня пользовалось заслуженным уважением в столице, очереди поступления приходилось ждать по 2-3 года. Призреваемые содержались бесплатно, за ними ухаживали врачи, а постоянные духовники "занимались беседами, наделяли советами и внушали необходимое терпение".

 На фотографиях начала прошлого века видно, что богадельня разрослась, и вдоль дороги, ведущей к Московскому шоссе, стоят и каменные корпуса, и длинные крестьянские избы. Ветераны жили там c жёнами, здесь разрешили селиться и находящимся на пенсии вдовам. За Чесменской церковью располагалось кладбище. В середине ХХ века оно, вероятно, было уничтожено, и уже во время войны здесь хоронили воинов 42-й дивизии, защищавшей Ленинград. Некоторые памятники, однако, явно заимствованы из прошлого некрополя.

Сейчас это военное кладбище с одинаковыми урнами и часто безымянными одинаковыми полустершимися табличками "Слава воину Советской Армии, погибшему в Великой Отечественной войне" кажется пронзительным, подобные захоронения, скажем, на Серафимовском уже давно превращены в анонимные зелёные холмы.

 

Когда в 1917 году вышел декрет о национализации банков, деньги на финансирование инвалидного дома перестали поступать. Осенью 1918 года в богадельню к старикам-инвалидам подселили детей, потерявших своих родителей. Зимой того же года многие из обитателей богадельни и детского дома погибли от голода и тифа. Оставшихся стариков по весне перевели в дома для престарелых, организованные на Петроградской стороне, а детей вывезли в районы Поволжья и Урала.

В конце весны 1919 года инвалидный дом был полностью расформирован, а в бывшем Чесменском дворце размещён концентрационный лагерь, который по документам назывался Первый лагерь принудительных работ, а в просторечии – «Чесменка». Сюда сажали всех неугодных новой власти. Одним из узников лагеря был знаменитый врач Пётр Бадмаев, обвинённый в том, что лечил царскую семью. Кресты с Чесменской церкви сняли и установили новые символы – клещи и молоток. Лагерь принудительных работ закрыли в 1924 году. В Чесменском дворце организовали Первую сельскохозяйственную колонию, затем дом для престарелых.

Зимняя и летняя церкви были закрыты и опечатаны 1.6.1919.

 

В 1930-м здание бывшего Чесменского дворца перешло дорожному институту, после войны туда въехал ЛИАП (институт авиаприборостроения, ныне Государственный университет аэрокосмического приборостроения). Неудивительно, что сегодня вахтёр искренне удивляется вопросу о "былом великолепии": "Да вы что! У нас же студенты, тут всё вот так…" - и показывает на обшарпанные стены, обшитые гипроком. От екатерининских времен осталась, наверное, только каменная лестница с истертыми ступенями (лестницы – самые живучие, даже когда переделывают всё, их, как правило, не трогают) да общие черты центрального корпуса.

 

За 200 лет своего существования дворец много раз перестраивался и во многом изменил свой первоначальный облик. Но и в настоящем виде, овеянный романтическими легендами, он является значительным памятником отечественной истории. Интересно, что весь район бывшего Лягушачьего болота в обиходной речи петербуржцев называется «Чесма». В 2006 году руководство университета отреставрировало на свои средства Георгиевский зал Чесменского дворца. К слову, и сам дворец нуждается в реставрации. Находящееся на отшибе здание, окружённое новостройками, выглядит весьма удручающе. Обшарпанные стены непонятного цвета украшены указателями ГУАПа, а завершают картину современные стандартные двери и разбитые кое-где окна. Внутри здания обстановка не лучше. Ступени старинной винтовой лестницы вытерты почти на половину, а помещения здания напоминают древнюю крепость с темными проходами, где любого поджидает опасность.

Величественный Георгиевский зал выглядит оазисом среди окружающего его "великолепия". Отремонтированы стены, проведена электропроводка (правда, розетки почему-то находятся на высоте около 3 метров), вывешен для пущей парадности портрет Екатерины II. Друзья из Мухинского училища помогли ГУАПу привести старинный зал в порядок. По их эскизам была изготовлена оригинальная люстра в форме ордена Андрея Первозванного, а портрет Екатерины нарисовала студентка "Мухи" Светлана Романова.  

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

И заходите на мой сайт: www.petersburg-history.narod.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

Новое на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

1.      Угловой переулок – http://petersburg-history.narod.ru/p502.htm

2.      Обводный канал – http://petersburg-history.narod.ru/p506.htm

3.      Приютино – http://petersburg-history.narod.ru/p509.htm

4.      Митрофаньевское кладбище – http://petersburg-history.narod.ru/p515.htm

5.      Бадаевские склады – http://petersburg-history.narod.ru/p519.htm

6.      Фабрика «Скороход» - http://petersburg-history.narod.ru/p520.htm

7.      Аэромузей - http://petersburg-history.narod.ru/p521.htm

8.      ЦКБ «Малахит» - http://petersburg-history.narod.ru/p522.htm

9.      Площадь  Труда – http://petersburg-history.narod.ru/p523.htm

10.  «Послание через века» + фото – http://petersburg-history.narod.ru/p527.htm

11.  Радио Зенит – http://petersburg-history.narod.ru/p533.htm

12.  Московский, 208 – http://petersburg-history.narod.ru/p534.htm

13.  Футбол – http://petersburg-history.narod.ru/p536.htm

 

Дополнения на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

1.      Медный всадник – http://petersburg-history.narod.ru/p511.htm

2.      Трамвай – http://petersburg-history.narod.ru/p50.htm

3.      Феодоровский собор - http://petersburg-history.narod.ru/p373.htm

4.      Московский парк Победы – http://petersburg-history.narod.ru/p43.htm

5.      Троллейбус – http://petersburg-history.narod.ru/p87.htm

6.      Спас-на-водах – http://petersburg-history.narod.ru/p182.htm

7.      Троице-Измайловский собор – http://petersburg-history.narod.ru/p91.htm

 

 


В избранное