Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Спас-на-Сенной


 

РАССЫЛКА 55

 

СПАС-НА-СЕННОЙ

 

Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18.7.1753 на новом месте. Через 2 дня, 20(31).7.1753, архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк купца Саввы Яковлева.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, более известная в народе как «Спас-на-Сенной», или «Сенной Спас», строилась в 1753-1756 годах на углу Сенной площади, на месте нынешнего вестибюля станции метро «Сенная площадь». Она являлась памятником позднего барокко.

Внешний вид храма был окончен в год коронации Екатерины II, и чтобы увековечить это событие, на крест главного купола водрузили корону. К своему приятному изумлению, Екатерина II, въезжая в столицу после коронации, увидела 1-ю церковь на границе города, увенчанную короной.

В отличие от Казанского и Петропавловского соборов, где преобладала знатная публика, «Спас» посещали главным образом мелкие торговцы с рынка, приезжие крестьяне, мастеровые. До 1869 года вокруг церкви шла красивая ограда небольшого живописного сада. Однако, в связи с тем, что дома в этой местности приносили большой доход, на месте сада выстроили большой 4-этажный дом с магазинами (Садовая ул., 40).  Пятиглавый, лёгкий и воздушный храм стал архитектурной доминантной площади. Способный принять до 5 тысяч верующих, он был одним из самых больших храмов Северной столицы.

 

Строился храм на средства богатого купца Саввы Яковлева на месте старинной деревянной церкви. Рядом с храмом высилась 40-метровая трёхъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Один язык его тянул более чем на 17 пудов. Тщеславный Яковлев пожелал выбить на колоколе надпись: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной». Колокол был знаменит. В Петербурге о нём ходили легенды. Говорили, что при жизни Саввы Яковлева, «очень тщеславного человека, вышедшего из крестьян Тверской губернии, звонили в этот колокол только тогда, когда он это дозволял, и будто бы язык к чему-то прикреплялся особой цепью, которую Яковлев запирал замком, а ключ держал у себя и выдавал его, когда хотел».

В Петербурге Яковлев вообще слыл личностью легендарной. Одно из городских преданий рассказывает, как Екатерина II приказала выразить ему своё монаршее неудовольствие за то, что тот, вопреки царскому указанию, в день её восшествия на престол отказался выдавать народу водку бесплатно. Говорили, что за такое ослушание Яковлеву была выдана чугунная медаль в пуд весом с приказанием носить её по праздникам на шее.

 

Согласно первоначальному плану церковь разделялась на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. Через 5 лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нём своды, отчего освящение первого, левого, Трёхсвятительского придела задержалось до 20.6.1761. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году. 2.10.1764 настал черёд правого придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5.12.1765 – главного, холодного, освящённого сначала во имя Сретения Господня. Позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М.Л. Колокольников. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трёхъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлинённым куполом.

В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.

В 1833-1835 годах архитектор А.И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14.1.1822 был освящён им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря – во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14.2.1835 – северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П.Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г.И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили главную церковь, а после её освящения и малую. Все пять престолов были сняты с мест, поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1.10.1870 обновлённый храм был уже освящен.

В 1897-1898 годах В.В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золочёной медью. В 1902-1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И.И. Яковлева, произведён ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.

Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный престол 1786 года с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100 килограммов, - пожертвование создателя храма. Таких престолов не было более ни в одной столичной церкви. Храмоздатель Яковлев подарил также плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир Ф.А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в 7 пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золочёной серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и образ Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы "Погребение Спасителя" и "Прп. Андрей, епископ Критский" кисти В.М. Пешехонова, картины Г.Г. Мясоедова. Гордостью храма были также его колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова.

 

В 1820-х годах при Спасо-Сенновской церкви было приходское духовное училище. Кроме того, в домах церкви помещали вдов и сирот духовного звания. Эта церковь считалась особым приютом для сирот. В декабре 1871 года при Спасо-Сенновской церкви было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, оно начало действовать с 16.12.1873. При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

 

В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны. Старшее поколение горожан ещё помнит этот темно-зелёный пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный в 1961 году, чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне - облик города сильно потерял с исчезновением этого памятника старины.

 

Трагедия Сенной площади произошла в разгар Оттепели. В 1952 году Сенная была переименована в Площадь Мира. Было решено построить станцию метро «Площадь Мира». Главным украшением площади, её доминантой, по-прежнему оставалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ежегодные реставрации церкви не велись с 1916 года. но осознание её значимости, как раритетного архитектурного памятника сохранилось – не даром она пережила блокаду, уцелела в ходе второй реконструкции… сейчас трудно понять, что послужило причиной её разрушения? И почему это произошло в относительно благоприятный для страны отрезок истории? Разгар оттепели, первый полёт в космос, до роста цен ещё год… Мало кто помнит, что наряду со многими положительными чертами, в этот период усилились церковноборческие тенденции. А ослабление партийного аппарата привело к росту чиновничьего самодурства на местах. Есть предание, что секретарь Ленинградского горкома, торопился на заседание в Москву, и на вопрос, где строить новый павильон станции Метро, сделал торопливый и неопределенный жест в ту сторону, где стоял Спас-на-Сенной….

Проектировщики института “Ленметропроект” передали на рассмотрение Государственной инспекции по охране памятников архитектуры, как тогда назывался КГИОП, три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями “Невский проспект” и “Технологический институт”. Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (ныне магазин “Океан”). Далее предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас, и, наконец, снос церкви на Сенной. Последний вариант показался наиболее подходящим А.В. Победоносцеву, бывшему с 1938-го по 1961 год начальником Отдела по охране памятников архитектуры Ленинграда. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишён статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия из-за перманентных перестроек, исказивших первоначальный облик церкви.

Самым яростным и упорным защитником идеи сохранения церкви Успения Пресвятой Богородицы был В.И. Пилявский, известный своими трудами и лекциями по истории русской архитектуры. В адрес тогдашнего министра культуры СССР Е.А. Фурцевой было направлено письмо, подписанное ведущими преподавателями кафедр архитектурного факультета ЛИСИ, с просьбой предотвратить разрушение ещё одного локального, но очень важного градостроительного ансамбля города. Ответ, пришедший неожиданно оперативно, содержал информацию о том, что рассмотрение вопроса о судьбе церкви Успения Пресвятой Богородицы поручается группе московских специалистов под руководством академика архитектуры Н.В. Баранова. Тем не менее, руководство метростроя начало подготовку к сносу храма. Тогда, кстати, была обнаружена граница между кладкой стен, которую вели каменщики, приглашенные купеческой гильдией Сенного рынка — первоначального заказчика строительства церкви, — и тем, что в наши дни назвали бы “откровенной халтурой”, после того как право на продолжение строительства откупил владелец огромной территории от Сенной площади до Фонтанки между Гороховой улицей и Московской дорогой, “миллионщик” Савва Яковлевич Собакин. Как свидетельствует легенда, Савва Яковлевич очень торопился закончить строительство церкви к моменту возвращения из Москвы с коронации императрицы Екатерины II, почему и кладку стен отличал отпечаток крайней спешки, да и вся венчающая часть храма и колокольни была скоропалительно возведена деревянной. Тем не менее императрица благосклонно приняла приглашение к благодарственной службе, после чего Савва Яковлевич Собакин был награжден бронзовой медалью весом в пуд “За скупость” и получил разрешение изменить фамилию и стать основателем рода Яковлевых.

Прибывшая комиссия оказалась на редкость энергичной и оперативной: не боясь испачкать одежду и обувь, академики бойко облазали всю церковь, с интересом рассматривая зондажи опорных конструкций и возмущаясь самоуправством руководства Метростроя и безответственностью ГИОПа. Уходя, Н.В. Баранов пообещал срочно доложить ситуацию с храмом в правительстве и позаботиться о том, чтобы разрушение уникального и единственного в своем роде памятника отечественной архитектуры середины XVIII столетия было немедленно остановлено. Но на следующее утро метростроевское начальство объявило о введении трёхсменной работы в связи с необходимостью “своевременной подготовки строительной площадки для вывода на дневную поверхность наклонного хода эскалаторного тоннеля будущей станции метрополитена”.

Но главный архитектор Ленинграда тех лет В.А. Каменский, сменивший после Отечественной войны Н.В. Баранова, находился в весьма натянутых отношениях с последним, осуждая его за стратегические недостатки действующего Генерального плана города, за экономическое несовершенство малоэтажного жилого строительства первых послевоенных лет и т. п. Поэтому В.А. Каменский, узнав об угрозах Н.В. Баранова, потребовал, как он выразился, собрать “своих академиков”, чтобы на закрытом заседании в своем кабинете добиться подписания документа о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в ареале Сенной площади.

Взрыв был назначен в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Но как ни торопились метростроевцы, они всё же опоздали. За сутки до назначенного для взрыва времени в ГлавАПУ Ленгорисполкома было доставлено письмо министра культуры Е.А. Фурцевой с запрещением разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII века. Письмо в АПУ прочли, снова запечатали и направили нарочным на площадь Островского, где тогда размещалось Управление Ленметростроя. Там письмо не рискнули вскрывать и отправили назад в ГлавАПУ, куда оно и вернулось в субботу 1 февраля 1961 года, которая была нерабочим днём. Глубокой ночью того же раздался глухой удар, земля дрогнула под ногами и церковь как-то медленно, при полном молчании зрителей, осела, превратившись в огромную кучу строительного мусора. Исключение составила колокольня, которая сперва наклонилась вправо, а затем, почти не разрушившись, легла вдоль южной стороны площади. Церкви больше не было, а был глубочайший провал, обнаруживший какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы и облезлые брандмауэры дворовых флигелей.

Строительный мусор от разрушенной церкви сгодился на засыпку котлована строящейся станции метрополитена «Горьковская».

Заключительным актом этой трагической мистерии стало гневное письмо министра культуры СССР Е.А. Фурцевой в адрес главного архитектора с выговором за нарушение запрета на снос церкви Спаса-на-Сенной, установленного авторитетной правительственной комиссией. Итак, в феврале 1961 года была уничтожена церковь Успения Пресвятой Богородицы, инвентаризационная стоимость которой составляла 8 миллионов рублей. Примерно в такую же сумму обошлось разрушение храма. При этом осталась неудовлетворенной просьба администрации института им. Н.К. Крупской с пожеланиями взять на свой баланс здание бывшей церкви в целях приспособления его под сценическую площадку театрального факультета.

 

Станция метро «Площадь Мира» (ныне – «Сенная площадь») была открыта 1.7.1963 рядом с фундаментом храма: на него заходит лишь левый край ступеней.

В 1980-х годах заговорили о восстановлении церкви. Будто бы даже был разработан проект, к которому благосклонно отнеслись отцы города. Затем о храме вроде как забыли. Вновь вспомнить о нём неожиданно заставили трагические обстоятельства. 10.6.1999 неожиданно рухнул козырёк наземного вестибюля станции метро «Сенная площадь». Под его обломками погибло несколько человек. Многие были ранены. И сразу же заговорили о каре небесной за поругание святыни. Ещё вечером накануне катастрофы в городе разразилась гроза, и многие наблюдали над Сенной площадью какие-то знамения в виде крестов. Говорили о дурной энергетике всей площади. А свидетели трагического обвала утверждают, что само падение козырька сопровождалось некой мистикой. Будто бы на него кто-то «надавил сверху». Да и как могло быть иначе, если вестибюль станции, добавляли знатоки, «углом заходит на фундамент Успенской церкви».

 

Как будут развиваться дальнейшие события, предсказать трудно, но проект восстановления Спаса-на-Сенной ещё не отвергнут. В постсоветское время на месте разрушенной церкви была воздвигнута часовня (Сенная пл., 2). 15.5.2003 освящён и поднят крест на её купол.

 

 

Источники:

 

1.      Н.А. Синдаловский "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде". СПб, "Норинт", 2002

2.      газ. «Петровский курьер». СПб. 26.5.2003  

3.      Википедия

4.      ж-л «Нева». СПб. №3/2004

5.      www.al-spbphoto.narod.ru

6.      www.spbin.ru

7.      «Живой город»

 

 

Полную версию статьи Вы можете прочесть на сайте www.petersburg-history.narod.ru

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

И заходите на мой сайт: www.petersburg-history.narod.ru 

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

Новое на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

1.    Феодоровский собор + фото – http://petersburg-history.narod.ru/p373.htm  

2.    Университет путей сообщения – http://petersburg-history.narod.ru/p377.htm

3.    Станция Автово – http://petersburg-history.narod.ru/p380.htm

4.    Дворцовая набережная – http://petersburg-history.narod.ru/p381.htm

5.    Стремянная, 15 – http://petersburg-history.narod.ru/p384.htm

6.   Стремянная, 11 – http://petersburg-history.narod.ru/p385.htm

7.   Мост Александра Невского + фото - http://petersburg-history.narod.ru/p386.htm

8.   Невские бани – http://petersburg-history.narod.ru/p389.htm

9.   Улица Марата – http://petersburg-history.narod.ru/p388.htm

10.   Марата, 7 – http://petersburg-history.narod.ru/p390.htm

11.   Доходный дом Д.Л. Парфёнова – http://petersburg-history.narod.ru/p391.htm

12.   Особняк Марии Крутиковой – http://petersburg-history.narod.ru/p392.htm

13.   Фото Биржи – http://petersburg-history.narod.ru/p395.htm;  http://petersburg-history.narod.ru/p396.htm

14.   Биржевой мост – http://petersburg-history.narod.ru/p400.htm

15.   3-й Елагин мост – http://petersburg-history.narod.ru/p402.htm

16.   Загородный проспект – http://petersburg-history.narod.ru/p405.htm

17.   Технологический институт + 2 фото – http://petersburg-history.narod.ru/p407.htm

18.   Дом Мурузи + фото – http://petersburg-history.narod.ru/p410.htm

 

 

Дополнения на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

  1. Ракетно-артиллерийский кадетский корпус + 2 фото – http://petersburg-history.narod.ru/p276.htm
  2. Фотографии Троицкого моста в ночное время – http://petersburg-history.narod.ru/p368.htm
  3. Институт метрологии – http://petersburg-history.narod.ru/p297.htm
  4. Фото Дворца на Литейном – http://petersburg-history.narod.ru/p413.htm

 

 

 

 


В избранное