Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Памятник Достоевскому


 

РАССЫЛКА 52

 

ПАМЯТНИК Ф.М. ДОСТОЕВСКОМУ

 

 

Памятник Ф.М. Достоевскому открыт 30.5.1997 году близ Владимирской площади (ск. Любовь Холина 1918-1998), П.П. Игнатьев, худ. П.А. Игнатьев, арх. В.Л. Спиридонов). Г.Ю. Никитенко). Это один из самых концептуально интересных монументов последнего двадцатилетия, хотя он и испорчен местом установки на Большой Московской улице и крайне неудачным оформлением архитектора В. Спиридонова, включающим пошлые фонарики и плиточное мощение. От этого штампованного "дизайна" веет фальшью и откровенной бездарностью.

На открытии пешеходную зону освятили священники Князь-Владимирского собора, затем выступила губернатор В.И. Матвиенко. Как писал Виктор Кривулин: «На церемонии открытия памятника верный ОМОН стоял стеной, отделив козлищ от агнцев, – выступал сам губернатор. А когда сползла тяжелая простыня, открыв взорам публики великого романиста, усаженного в идеологически выдержанную позу церковного нищего, вперёд робко протиснулся кто-то из козлищ: "Можно, простите, поинтересоваться, какова дальнейшая судьба этой простыни?". То был не бомж, а санитар соседней Мариинской больницы, где, по его словам, простыни – страшный дефицит: на троих больных выдают одну, да и то запасы кончаются. Начальство удалилось, и уже час спустя подножие памятника усеяли пьяненькие. С тех пор они там постоянно». Впрочем, пьяные у монумента Достоевскому не страшные, приличные в целом мужики: возвращаются с работы, никак не могут расстаться с приятелями, а тут 10 гранитных тумб, площадка, обрамленная гранитной скамьёй – можно добавить. Нищие у памятника не промышляют, разве что быстро выпивают маленькую и медленно чем-то закусывают. Здесь же работают уличные музыканты. Здесь же забивают стрелки студенты и прочая молодёжь, чтобы двинуться в один из окрестных баров.

 

У памятника длинная история. Эскиз будущего монумента был создан Холиной ещё в "оттепельное" время -- в конце 1950-х -- начале 1960-х годов. Однако много лет власти Ленинграда не разрешали создать памятник Достоевскому, поскольку он вообще считался писателем "реакционным"*. Для ситуации безнадёжного ожидания характерен проект 1987 года: установка бюста Достоевского работы Холиной в сквере с северо-западной стороны Владимирского собора, напротив ворот (предложение директора Музея-квартиры Достоевского Б. Рыбалко). Это предложение было частью более обширной концепции, согласно которой сквер становился началом наружной музейной экспозиции, подводившей к музею-квартире в Кузнечном переулке. Ничего из этих планов осуществлено не было, но всё же дело создания памятника Достоевскому с мёртвой точки сдвинулось: вскоре был объявлен конкурс.

И в 1990 году Холина (вместе с архитектором В. Петровым, умершим в 1992 г.) победила в конкурсе проектов памятника Достоевскому, который был проведён по решению исполкома Ленгорсовета. Конкурс дал несколько интересных предложений – например, скульпторов Левона Лазарева (сейчас находится в Музее городской скульптуры) и Павла Шевченко (бронзовый отлив в музее Достоевского).

По первоначальному замыслу Холиной фигура писателя должна была изготавливаться не из бронзы, а из гранита и иметь значительную высоту – 3 – 3,5 м (высота установленной в итоге скульптуры 220 см, высота постамента 150 см), причём устанавливать памятник скульптор хотела в месте впадения канала Грибоедова в Крюков канал (с видом на колокольню Никольского собора), на гранитной набережной, в том месте, которое было канонизировано иллюстрациями М. Добужинского к "Белым ночам", чтобы камень парапета и ограды сливался с камнем памятника и фигура Достоевского как бы "вырастала" из гранита набережной.

Однако по многим причинам этот проект реализовать не удалось: во-первых, из-за подземных коммуникаций, во-вторых, проект показался слишком оригинальным, а в интересных художественных эффектах никто всерьез заинтересован не был. В итоге возникла идея установить памятник рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери, прихожанином которой был Достоевский.  

Первоначально планировалось установить монумент ближе к центру Владимирской площади, однако это не позволили сделать подземные коммуникации, в изобилии здесь проложенные. И в результате объект разместили в начале Большой Московской улице, на фоне старинных обшарпанных домов и пыльных деревьев. Закладка памятника состоялась 11.11.1996, в день 175-летия со дня рождения Достоевского.

Ключевым образом исходного – гранитного – памятника был "дом-утюг" – подобие тех домов, которые наполняют "Петербург Достоевского". Отчасти этот мотив "утюга" заметен и в установленном памятнике из бронзы.

Помимо "дома-утюга" как общего образного решения Холина ориентировалась на два прототипа: портрет Достоевского работы В. Перова (1872) и скульптурный портрет работы С. Коненкова (1933). От Перова идет вся мизансцена, поворот головы, сцепленные и тяжело положенные на колено руки. И ни одной мелкой детали, нуждающейся в расшифровке. От Коненкова – спокойствие и некий фольклоризм, "отприродность".

Фигура сделана из бронзы, но закодирована "под камень", то есть бронзовая фигура несёт отпечаток гранитного происхождения. Она целиком замкнута, лишена выступающих деталей, которые обычны для бронзовых изделий. У памятника чёткий и ясный профиль. Существенно, что Перов запечатлел облик Достоевского, заканчивавшего работу над "Бесами". На картине лицо человека, измождённого трехлетней напряженной работой. И это состояние измождения сохранено скульптором. Писать уже сил нет, и Достоевский сидит, погруженный в мрачные мысли.

В сентябре 2003 – июне 2004 гг. пространство вокруг памятника было резко изменено "новорусским" ремонтом Кузнечного переулка и Большой Московской улицы. Были снесены все деревья с бульвара в центре Большой Московской, и памятник лишился фона, став несоразмерным "проёму" улицы и испытав на себе превратности той общей трагической судьбы, которая уготована всему историческому центру Петербурга.

 

 

 

Источники:

 

  1.  газ. “Метро». СПб. №190/2004
  2. «Квартальный надзиратель». СПб. №5/2003  
  3. www.encspb.ru – Энциклопедия Санкт-Петербурга
  4. ж-л «Город». СПб. 4.6.2007

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

И заходите на мой сайт: www.petersburg-history.narod.ru 

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

Новое на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

1.   Чижик-Пыжик + фото – http://petersburg-history.narod.ru/p315.htm

2.  Станция метро «Парнас» - http://petersburg-history.narod.ru/p319.htm

 

 

Дополнения на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

1.    Анатолий Собчак – http://petersburg-history.narod.ru/p176.htm

 

 

 


В избранное