Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Кунсткамера


 

РАССЫЛКА 41

 

 

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО РАН (КУНСТКАМЕРА)

 

 

Университетская наб., 3

 

 

 

Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр приказал перевезти и свою личную коллекцию и библиотеку, так называемый "государев Кабинет". Все предметы бережно перевезли и разместили в Летнем дворце – 1-й резиденции царя в ещё не отстроенном Санкт-Петербурге. Коллекции оказались такими обширными, что пришлось выделить специальное помещение, а для присмотра за ними понадобился целый штат. Назвали помещение на европейский манер Куншткамерой (в переводе с немецкого Kunstkammer — кабинет редкостей). Это произошло в августе 1714 года. Этот год и считается датой основания 1-го русского музея.

 

Устройством русского "кабинета редкостей" Пётр занимался с размахом, присущим всем его начинаниям. Делу был придан поистине государственный масштаб. В 1717 году он велел воронежскому губернатору вылавливать птиц и диких зверьков.

 

В 1718 году он подписал указ, где говорилось: "Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, - словом, всё, что "зело старо и необыкновенно" велено было приносить. И понесли, и повезли со всех концов России всевозможные находки: из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, из Тобольска - барашков, одного - с восемью ногами, другого - с тремя глазами. Все путешествующие должны были покупать разные диковинные предметы и у своих, отечественных, и у иноземных "купецких людей".

 

Приобретая предметы анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, "натуральные и искусством созданные", Пётр надеялся с их помощью приобрести "в натуральной истории систематическое понятие", а также хотел, чтобы они служили, по словам Лейбница, "средствами для усовершенствования художеств и наук".

 

В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение.

 

В 1718 году музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина (Шпалерная, 9). По тогдашним понятиям, это было огромное помещение - в два этажа. Все собранное было здесь "в надлежащем порядке учреждено и расставлено" и высочайшим распоряжением было велено "всякого желающего ... смотреть пускать и водить показывая и изъясняя вещи". С этого времени предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Петр так и заявил: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!" Сам царь очень хорошо знал экспонаты Кунсткамеры: он их либо сам приобрёл за границей, либо их доставили в столицу по его указам. Он и сам был лучшим гидом и любил их показывать и иностранным послам, и русским вельможам, и рассказывать о них.

 

Как известно, Пётр I часто совершал поездки за границу и посещал многие западноевропейские музеи. Из своих поездок он привозил модели кораблей и машин, различные приборы и астрономические инструменты, редкие книги и глобусы, чучела животных, увеличительные стёкла и географические карты, а также всякие диковинки - буддийских идолов, шаманские бубны и т.п. Интересные экспонаты были собраны и в результате его многочисленных поездок по России - это одежда и предмета быта народностей, населяющих страну, минералы, самородки золота и многое другое. Среди экспонатов можно было увидеть заспиртованных в стеклянных сосудах монстров (уродов).

 

В восьми залах Кикиных палат разместился не только музей. Это был 1-й в России научный комплекс, и при том весьма значительный. Здесь же находились еще и библиотека с редкими книгами, и лаборатория, где предписывалось "прилежно исполнять ... надлежащую химическую работу".

 

 

Музей того времени был совсем не похож на нынешнюю Кунсткамеру.

 

В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций  голландца Фредерика Рюйша, профессора ботаники и анатомии. Он собрал уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. И в 1717 году неравнодушный к диковинкам Пётр Великий купил 937, входящих в неё препаратов. Рюйш, собиравший свою коллекцию полвека, согласился продать её только русскому царю. Рюйш верил, что этот человек умеет ценить редкости и сумеет сохранить это необычайнейшее собрание для потомков.

 

 Здесь же можно было увидеть искусно препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, птиц. Рядом в двух шкафах хранились гербарии и множество ящиков с бабочками, животными и красивыми раковинами. Предметам старались придать выразительность, устраивая из них необычные композиции, показывающие бренность жизни.

 

В следующей комнате можно было наблюдать различные стадии развития человеческого плода в анатомических образцах, монстров, чучела слонов, ящериц и большое количество изделий из слоновой кости. В трёх других комнатах размещались самые разнообразные птицы и животные, "странные мыши с собачьими мордами", много янтаря, красивые бабочки и другие, не менее удивительные экспонаты. Здесь же был и "мюнц-кабинет", где были выставлены монеты и медали. Таким образом в трёх отделах (натур-камере, "мюнц-кабинете" и библиотеке) были собраны и выставлены – без всякой системы – зоологические, анатомические, ихтиологические, геологические, нумизматические и этнографические коллекции, а также книги. С их помощью можно было познакомиться с растительным и животным миром нашего отечества и далеких чужеземных стран, узнать о разных народах, их быте и традициях. Хранились в старой Кунсткамере и предметы, связанные со славными победами русской армии.

 

Были в той, старой Кунсткамере и необычные, живые экспонаты - люди-уроды. Их называли монстрами, то есть чудовищами. Они отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты.

 

Количество коллекций с каждым годом возрастало. Со всех концов России поступали в Кунсткамеру невиданные вещи: 8-ногий барашек, 3-ногий младенец, еще более необычный младенец, у которого "глаза под носом и руки под шеей" и тому подобные редкости. Привозили и старинные, археологические вещи: золотые и серебряные изделия, раскопанные в окрестностях Астрахани, древние языческие предметы, которые нашли "на восточном краю Каспийского моря", собрание идолов, старые рукописи, редкие монеты. Везли и птиц, животных, рыб, травы и коренья, образцы минералов, предметы домашней утвари и одежду.

 

Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли не оставляли за собой все другие музеи Европы". Посетителей встречали любезно, предлагали "кофе и цукерброды", а тому, кто познатнее и венгерское с закусками. В Западной Европе в ту пору за посещение подобного рода музеев взимали плату и притом немалую. В петербургской же Кунсткамере коллекции показывали бесплатно. Музей был задуман и создан с просветительскими целями, и Петр считал, что охотников до знаний надлежит "приучать и угощать, а не деньги с них брать".

 

 

Удалённость Кикиных палат от центра Петербурга снижала роль, определённую Петром Кунсткамере. Поэтому одновременно с переносом коллекции раритетов из Летнего дворца в особняк опального Кикина начали подыскивать место для строительства специального здания для музея. Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову, Пётр наткнулся на две необыкновенные сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подал Петру мысль именно на этом месте выстроить музей редкостей.

 

Васильевскому острову царь придавал особое значение. Именно здесь он намеревался сделать центр столицы. И здесь же, рядом с правительственными зданиями, задумал он разместить Академию, библиотеку и музей. Здание было задумано по тем временам огромным: около ста метров в длину и пятнадцати метров в ширину. Первоначально оно называлось "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры". 

 

Здание Кунсткамеры строили в 1718-1734 годах. Строительством руководил архитектор Г.И. Маттарнови, и на этом основании его считают автором проекта. Но И. Грабарь, а следом за ним и другие исследователи, сомневаются в его авторстве. Дело в том, что Маттарнови работал у талантливого архитектора А. Шлютера, имевшего опыт проектирования подобных зданий в Берлине, и мог использовать его идеи. После Маттарнови строительство здания вели другие архитекторы: Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов.

 

Возведение здания продвигалось медленно, с большими перерывами. Пётр торопил строителей, сам вникал во все мелочи и часто давал свои собственные деньги на строительство. Но он так и не увидел полностью законченного здания Кунсткамеры. К началу 1725 года, когда Петр умер, были возведены лишь стены.

 

Башню и внутреннюю отделку Кунсткамеры заканчивали уже после смерти Петра. В 1726 году оно еще не было закончено, но в него перевезли коллекции из Кикиных палат. Достойное место в экспозиции занял фрагмент и той необыкновенной сосновой ветви. В 1728 году состоялось официальное открытие музея. С этого времени "в Кунсткамере всегда великое людство" было. До конца XVIII века в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I.

 

Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М. В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Петр I хотел, чтобы на неё все "взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись".  

 

Завершённое здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит их двух 3-этажных корпусов, соединённых изящной трехъярусной башней, завершённой армиллярной сферой. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — "Готторпский" (с 1754 Большой академический) глобус и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук.

 

В размещении залов использовался новый и модный тогда анфиладный принцип. Интерьеры соединялись лестницами и обходными внутренними галереями на всех этажах. На 2-м и 3-м этажах главное пространство занимали большие светлые залы; в боковых ризалитах размещались разные кабинеты.

 

 

После академических экспедиций коллекции всех отделов Кунсткамеры пополнились весьма основательно. В путеводителе тех лет говорится: "в нашем хранилище находится не только всё, что в иностранных кунсткамерах между редчайшими и достопамятнейшими почитается вещами, но и такие вещи, которых нигде не обретается". Это было действительно так. Коллекций скопилось столько, что для них уже не хватало места, и многие из них стояли нераспакованными. Комнаты были завалены ящиками, тюками и посылками; ко многим шкафам было не подойти. Музей был похож скорее на склад, чем на научное учреждение.

 

Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, Библиотеке. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в Кунсткамере не скапливались беспорядочно случайные "раритеты", "монстры" и "курьёзы". Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций.  

 

 

16.12.1747 в здании Кунсткамеры произошёл пожар, погибла большая часть экспонатов, пострадал знаменитый Готторпский глобус. Глобус-планетарий диаметром 310 см. и весом 3,5 тонны  был изготовлен в XVII веке в Голштейн-Готторпском герцогстве по заказу Фридриха III, герцога Голштинского мастером Андреем Бушем в 1644 году. Снаружи на глобусе были изображены все известные на тот момент страны, моря и реки, а внутри глобуса находился первый в мире планетарий.   Внутри располагались стол и скамья на 10-12 человек. Глобус был снабжён двигателем, который мог вращать его вокруг своей оси. В 1713 году глобус подарили Петру I и в 1717-м привезли в Санкт-Петербург. После пожара его восстановили мастера Б. Скотт и Ф. Тирютин с учётом новых географических открытий. Пожар оставил от здания только обгоревший остов.  Кунсткамера была восстановлена в 1754-1758 (арх. С.И. Чевакинский). Верхняя же 8-гранная башенка с купольным завершением была воссоздана по сохранившимся чертежам только в 1947-1948 (арх. Р.И. Каплан-Ингель).  Только в 1766 году музей вновь открылся для обозрения. Постепенно Кунсткамера восполнила свои потери и одновременно преобразовалась. Она стала уникальным музеем природы и человека, подобного которому не было больше не только в России, но и в странах западной Европы.

 

В 1777-1779 годах интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М.П. Павлов), в 1819-1825 годах — росписями (художник Ф. Рихтер).  

 

В Императорском кабинете, созданном в память и во славу Петра, устало откинулся на спинку кресла сам Пётр – знаменитая "восковая персона". Широко раскрытыми глазами он смотрел перед собой, и его лицо пугало своей жизненностью. Его вылепил из воска Растрелли с алебастровой маски, снятой после смерти Петра. Туловище статуи было выточено из дерева, а руки и ноги крепились на шарнирах, так что им можно было придавать любое положение. "Восковая персона" восседала на том самом кресле, на котором сиживал сам царь в торжественных случаях: оно стояло на возвышении, под балдахином. Хранились в Кунсткамере и другие вещи Петра: токарные станки, приборы, зеленый суконный мундир Преображенского полка, прострелянная на войне шляпа, знакомая многим дубинка Петра с набалдашником из слоновой кости.

 

Коллекции Кунсткамеры накапливались, и им со временем стало тесно. По мере развития науки и накопления материалов от Кунсткамеры стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения: химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография. В 1764 году была создана особая Академия художеств, и в её ведение отошло всё, что было связано с художественными ремеслами и искусством.

 

В 1818 году был учрежден Азиатский музей, и тем самым было положено начало востоковедной науке. В 1830 году выделили из Кунсткамеры целый ряд самостоятельных музеев – Зоологический, Этнографический, Минералогический, Ботанический и другие.  

 

Прежний тип музеев с их устаревшими принципами выставок экспонатов всё меньше удовлетворял изменяющимся и научным, и просветительным целям. Теперь музеи начали вести самостоятельную научную работу и в то же время превращались в экскурсионную аудиторию с новыми требованиями к музейным выставкам.  

 

 

 В 1837 году был выделен Музей антропологии и этнографии, который размещается в здании Кунсткамеры.  

 

Здесь же с 1947 года находится и Мемориальный музей М. В. Ломоносова. Великий русский ученый почти четверть века проработал в этом здании. Коллекция музея посвящена начальному периоду существования Академии наук и вкладу М. Ломоносова в историю российской науки. В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, включая научные инструменты, книги, портреты, гравюры, в том числе из личного собрания 1-го русского академика.

 

На протяжении вот уже трёх веков собрание Кунсткамеры непрерывно растёт и пополняется. Многие известные путешественники (Д. Кук, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лиснянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.Н. Миклухо-Маклай и другие) привозили из своих заморских странствий бесценные предметы, ставшие экспонатами этого музея.

 

В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвящённых этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие.  

 

 

Значение исторического названия Кунсткамеры расширилось настолько, что в фольклоре «Кунсткамерой» стали называть всякое более или менее значительное собрание редкостей. Выражение «В Кунсткамере был, а слона не видал», опубликованное в качестве пословицы В.И. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» в 1864-1866 годах, стало синонимом невнимательности.  

 

Популярность Кунсткамеры среди петербуржцев была настолько высока, что многие её экспонаты стали героями и объектами городского фольклора. Из поколения в поколение передаётся детективная история об утраченной в бурное послереволюционное время голове казнённой ещё при Петре I за детоубийство Марии Гамильтон. Голова хранилась заспиртованной в стеклянной колбе. Вскоре после революции неким неразборчивым комиссаром спирт был использован по другому назначению. А голова исчезла. Перепуганные хранители обратились к морякам стоявшего у причала напротив Кунсткамеры корабля с просьбой найти голову «английской шпионки». Моряки пообещали. Но корабль ушёл, и матросы надолго пропали. Чуть ли не через год они совершенно неожиданно появились в музее и предложили изумлённым смотрителям взамен одной головы английской леди целых три головы подстреленных басмачей. Говорят, эти головы до сих пор находятся в музее.

 

Это не единственный случай, когда экспонаты Кунсткамеры теряли головы. В 1717 году, будучи во Франции, Пётр встретил на ярмарке в городе Кале некоего гиганта-француза, ростом в 2 метра 27 сантиметров, который выступал там в балагане. Звали великана Николя Буржуа. Пётр пригласил его в Россию, посулил изрядное жалованье, а когда тот согласился, сделал его своим гайдуком-телохранителем, чтобы тот ездил на запятках его кареты.

 

Говорят, Пётр задумал вывести новую породу огромных людей, женив своего гайдука на рослой девице Василисе. Однако из этой затеи ничего не вышло, детей у супругов не получилось. Вероятно, от болезни Буржуа, которую в Испании называют «французской», а во Франции – «испанской».  

 

В 1724 году тосковавший в холодной России гайдук умер от апоплексического удара и пьянства. Петр поцеловал труп в губы (царь вообще делал много очень странных поступков) и повелел снять с покойного Буржуа маску, содрать кожу и набить её соломой, выставив вместе со скелетом в Кунсткамере. Так и сделали. Одновременно сохранили для назидания потомству детородный орган гиганта (сейчас он заперт в сейфе у антропологов) и его огромное сердце.

 

Во время гигантского пожара 1747 года череп скелета пропал. Все имеющиеся в коллекциях музея черепа были слишком малы для гиганта. Однако теперь скелет стоит в шкафу в полном комплекте. Легенда утверждает, будто за черепом послали специального человека в Среднюю Азию, где тот нашел басмача с подходящей головой, которую и привез в Кунсткамеру. Её-то и приделали потом к скелету Буржуа.  С тех пор, как утверждают в Петербурге, по ночам знаменитый скелет покидает своё экспозиционное место и бродит по Кунсткамере в поисках своего черепа.

 

Во время ленинградской блокады родилась удивительная легенда об одном из самых известных экспонатов музея – фигуре воинственного папуаса с натянутым луком и стрелой в руках. Будто бы в один из морозных блокадных дней за стенами Кунсткамеры раздался мощный взрыв авиабомбы. Старинное здание вздрогнуло. Натянутая стрела неожиданно сорвалась с тетивы и врезалась в противоположную стену здания. Замёрзшие и голодные работники музея впервые за долгие военные месяцы радостно переглянулись. Победа неизбежна, если даже папуасы вступают в войну с фашистами. Выстрел из лука был направлен в сторону Германии.  

 

Куда серьёзней манекены в вороньих перьях, исполняющие тайный обряд Ворона, смотреть на который непосвящённым – то есть нам с вами – запрещено индейцами, а нарушение запрета когда-то каралось смертью.

 

Вообще, надо сказать, если вы читали Гофмана, то манекены людей куда страшнее скелетов. Скелет – бывший человек, и с ним уже ничего не случится, а вот что может выкинуть манекен – мертвая природа, прикидывающаяся живой?..

 

По ночам в Кунсткамере особенно жутковато проходить мимо китайского рикши, который везёт в повозке некоего господина, лица которого не видно из-за занавески. Невольно кажется, что этот рикша-убийца из ненаписанного романа Агаты Кристи везёт свою жертву – живую или мёртвую – неведомо куда.

 

Правда, днём под этим рикшей можно прочитать прозаическую и вполне успокаивающую надпись: «Рикша, двухколёсная тележка приводимая в движение человеком... В народном Китае этот вид транспорта ликвидирован». А дальше идет описание, как трудна и тяжела для трудящихся эта утомительная работа. Впрочем, рикши на велосипедах теперь появились и в Петербурге.

 

 

    Источники:

 

 

1.      Б.К. Пукинский "Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов". 1997. СПб. "Норинт"

 

2.      газ. "Новости Петербурга" №50/2004

 

3.      Н.А. Синдаловский "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде". СПб, "Норинт", 2002

 

4.      газ. «Петербургский дневник» №46/2006

 

5.      www.saint-petersburg-hotels.com

 

6.      www.ru.wikipedia.org

 

7.      www.eeu.ru  

 

8.      www.encspb.ru – Энциклопедия Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

 

И заходите на мой сайт: www.lividia.narod.ru

 

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 

Новое на сайте www.lividia.narod.ru :

 

1.      ДОМ ПОСТЕЛЬСА – Санкт-Петербург \ Аллеи \ Театральная \ №3;

 

2.      БИРЖА – Санкт-Петербург \ Площади \ Биржевая \ Биржа;

 

3.      БАЛТИЙСКИЙ ВОКЗАЛ – Санкт-Петербург \ Вокзалы \ Балтийский;

 

4.      МИНИХ – Санкт-Петербург \ Губернаторы \ Миних;

 

5.      КУНСТКАМЕРА – Санкт-Петербург \ Музеи \ Кунсткамера;

 

6.      АКАДЕМИЯ НАУК – Санкт-Петербург \ Набережные \ Университетская \ №5;

 

7.      ПАМЯТНИК ЛОМОНОСОВУ – Санкт-Петербург \ Набережные \ Университетская;

 

8.      ЯМСКОЙ РЫНОК – Санкт-Петербург \ Рынки \ Ямской;

 

9.      НОВО-АЛЕКСАНДРОВСКИЙ РЫНОК – Санкт-Петербург \ Рынки \ Ново-Александровский;

 

10.  ТЮЗ – Санкт-Петербург \ Театры \ ТЮЗ         

 

 

  

 

Изменения на сайте www.lividia.narod.ru :

 

1. МЕНШИКОВ – Санкт-Петербург \ Губернаторы \ Меншиков

 

 

 


В избранное