Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Летний сад


 

РАССЫЛКА 33

 

 

ЛЕТНИЙ САД

 

 

Летний сад был разбит на месте шведской мызы, принадлежавшей в конце XVII века майору Конау – тут находились небольшой дом и сад. Говорят, что Пётр I был так вдохновлён роскошным и ухоженным садом шведского майора, что у него появилась идея создать на берегу Фонтанки летнюю царскую резиденцию. Историки уверены, что облик Летнего сада не случаен – по-видимому, он во многом повторяет характер, который имела находившаяся на его месте при шведах мыза. В скандинавских странах именно тогда, в конце XVII века, был распространён голландский вариант барокко.

 

А до майора Конау, пока здешние земли не отошли шведам, участок напротив Заячьего острова тоже не пустовал. Здесь располагалось крупное русское поселение Первушино.

 

Создание 1-го сада в городе сада началось в 1704 году. Отведённая для него территория представляла собой заболоченную местность, покрытую ельником. Для осушения её были прорыты каналы от истока речки Мьи (Мойки) до Безымянного Ерика (Фонтанки), а затем – Лебяжий. В основу разбивки Летнего сада был положен принцип модной в это время в Европе регулярной планировки: аллеи располагались симметрично, расходились лучами или пересекались, образуя квадратные площадки, а деревья и кусты, высаженные на них, были подстрижены. Желая иметь сад «лучше, чем в Версале у французского короля», Пётр не только составил 1-й проект планировки задуманной им усадьбы, но и лично руководил её устройством. Он же следил за строительными работами, давал указания, какие и откуда следует привозить деревья и цветы.

 

 1-й сад Санкт-Петербурга создавался архитекторами Жаном-Батистом Леблоном, Иваном Матвеевым, Михаилом Земцовым, Николо Микетти, мастерами садово-паркового искусства Яном Розеном, И. Сурминым. Первоначально сад был разделён на 2 части каналом (в дальнейшем засыпанным) – парадную  с выходом на Неву, и хозяйственную, т.н. «огород», занимавший  участок до Мойки. За Мойкой простирался 3-й Летний сад. В парадной части были выстроены 3 дубовые галереи, где во время ассамблей и торжеств накрывали столы для гостей. В хозяйственной части находились каменная оранжерея, скульптурная мастерская, теплицы, амбар и др. хозяйственные постройки, пруд, где разводили карпов. Здесь росли фруктовые деревья, а грядки были засажены «поварскими травами». При Петре сад чаще звался царским огородом.

 

Здесь имелись декоративные беседки, грот, павильоны, фонтаны, искусственные пруды правильной геометрической формы. Значительное место отводилось беломраморной скульптуре, которая рельефно выделялась на фоне тёмной зелени. В 1717-24 годах для Летнего сада были куплены статуи и бюсты работы крупных венецианских скульпторов Д. Бонаццы, П. Баратты, А. Тарсиа, Д. Зорзони, Д. Гропелли и др. К середине XVIII века в саду было 139 скульптур. Среди них была и знаменитая Венера, «Белая дьяволица». Затем она была перенесена в Таврический дворец, а в середине XIX в. – в Эрмитаж. Ныне она называется Венера Таврическая.

 

Скульптуры сада можно разделить на 3 группы – исторические, аллегорические и мифологические. 1-ые представляют собой бюсты исторических деятелей – Александра Македонского, Юлия Цезаря, Августа, Нерона, Трояна. 2-ые – это статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Мореплавание, Славу, Правосудие. На аллеях сада можно увидеть и персонажей античной мифологии – Минерву, Беллону, Флору, Аполлона, Вакха, Немезиду, Эвторпу и др. В настоящее время в саду осталось всего 89 скульптур, среди которых наиболее известна «Нимфа Летнего сада» - беломраморная Флора, выполненная в начале XVIII века неизвестным итальянским скульптором.

 

Идея устройства фонтанов в Летнем саду также принадлежала Петру. 1-ые фонтаны в Летнем саду появились уже в 1706 году. Их чаще делали из белого мрамора и чёрного аспидного сланца, они украшались туфом, морскими раковинами, беломраморными и позолоченными статуями. Правда, по мысли Петра функции этих водяных забав должны быть гораздо шире, чем это было принято в европейском паркостроении. Фонтаны должны не только украшать сады, радовать посетителей и дарить прохладу в летний зной, но и просвещать. О фонтанах Летнего сада уже в начале XVIII века рассказывали легенды. В своих «Записках об изящных искусствах в России» Якоб Штелин рассказывает одну из них:

 

«Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим сделал две куртины, окружённые высокими шпалерами с местами для сидений. Государь часто приходил смотреть его работу и, увидевши сии парки, тотчас вздумал сделать в сём увеселительном месте что-нибудь поучительное. Он приказал позвать садовника и сказал ему: «Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако не прогневайся, что прикажу тебе таковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нём что-нибудь поучительное. Как же нам это сделать?» - «Я не знаю, как это иначе сделать, - отвечал садовник, - разве ваше величество прикажет разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать». Государь смеялся сему предложению и сказал: «Ты почти угадал, однако читать книги в публичном саду неловко. Моя выдумка лучше. Я думаю поместить здесь изображения Езоповых басен».

 

<…> В каждом углу сделан был фонтан, представляющий какую-нибудь Езопову басню. <…> Все изображённые животные сделаны были по большей части в натуральную величину из свинца и позолочены. <…> При входе же поставлена свинцовая вызолоченная статуя горбатого Езопа. <…> Государь приказал подле каждого фонтана поставить столб с белой жестью, на котором чётким русским письмом написана была каждая басня с толкованием».

 

Пётр не успел увидеть свою дидактическую затею реализованной полностью. В 1723 году было сооружено только 4 фонтана. Но к 1735 году их было больше 30. К сожалению, все фонтаны погибли в разрушительных волнах петербургских наводнений.

 

Фонтаны Летнего сада стали 1-ым объектом, для которого в СПб был проведён водопровод: по Лиговскому каналу вода доставлялась из Дудергофского озера в бассейн, который располагался в районе нынешней ул. Некрасова (которая, кстати, долгое время называлась Бассейной), а затем по трубам двигалась в сторону сада, пересекая по пути Фонтанку.

 

В 1710-1714 годах по проекту арх. Доменико Трезини в Летнем саду на берегу Фонтанки был возведён Летний дворец

 

Едва ли не с самого своего рождения Летний сад становится местом общественных собраний, как это понималось в старом Петербурге. В 1-й четверти XVIII века это были придворные празднества, великосветские приёмы и знаменитые петровские ассамблеи. С середины XIX века Летний сад становится одним из любимых мест отдыха аристократической публики. Гвардейская «золотая молодёжь», праздные великосветские щеголи, театральные завсегдатаи были постоянными посетителями Летнего сада. В середине 1820-х главную аллею сада даже приспособили для верховой езды.

Простонародная публика в сад либо не допускалась, либо её посещение было обставлено массой условий, касающихся одежды и поведения. Сохранилась легенда о неком молодом «отставном канцеляристе» Александре Андрееве, который сочинил фальшивый приказ, согласно которому он, «комиссар Летнего сада Зверев» обязан смотреть за садом и наблюдать, чтобы «купцы, мещане и крестьяне не входили в сей сад в кушаке и шляпе, а ежели кто будет усмотрен, то с таковыми поступать по силе наказания: высечь плетьми и отдать в смирительный дом». С копией этого приказа «комиссар» ходил по саду, задерживал людей в кушаках и шляпах и делал вид, что собирается передать их на гауптвахту. Но, в конце концов, по просьбе испуганных нарушителей, брал с них штраф «по 50 копеек, по рублю и более» и отпускал.

Во 2-й половине XVIII века возникает традиция, которую на протяжении многих десятилетий мог наблюдать в Летнем саду весь Петербург. Во 2-й день Троицы богатое русское купечество и среднее мещанство устраивало ежегодный «Смотр невест». Разодетые в праздничные наряды дородные отцы в сопровождении жён выводили своих разряженных и раскрашенных румянами дочерей на аллеи Летнего сада под пристальные взгляды расхаживающих взад и вперёд молодых франтов.

 

Со 2-й половины XVIII века Летний сад утратил значение парадной царской резиденции. В ту же пору началось увлечение пейзажными парками. В связи с этим деревья в саду перестали подстригать, и с годами их кроны закрыли от солнца аллеи.

 

Страшное наводнение и буря 10.9.1777 уничтожили все фонтаны, многие деревья были вырваны с корнем, погибли павильоны, беседки, повреждены некоторые скульптуры.  К концу XVIII века Летний сад, сохраняя в основном регулярную планировку, приобрёл черты, характерные для пейзажного стиля.

 

Диких животных и птиц стали доставлять в СПб с 1-ых лет его существования. Причиной тому был интерес Петра Великого к разного рода заморской экзотике. 1-ым городским зверинцем по праву может считаться Царский огород на территории Летнего сада. Уже в 1706 сюда доставили из Олонца лебедей, через год из Н. Новгорода привезли «государевых птиц-баб», как тогда называли пеликанов. По воспоминаниям современника, голштинца Фридриха Берхгольца, к 1721 в Летнем саду располагался «большой птичник, где многие птицы частью свободно расхаживают, частью заперты в размещённых вокруг него небольших клетках. Тут есть орлы, чёрные аисты, журавли и многие др. редкие птицы... На воде плавает здесь большое количество самых редких уток и гусей, которые до того ручны, что позволяют себя кормить из руки». В Карпиевом пруду сада обитал дрессированный тюлень, а в вольерах жили дикобраз, соболи и даже синяя лисица.

 

 

До середины XVIII века Летний сад вплотную подходил к Неве. В 1760-х началась облицовка Невы гранитом, для чего в дно реки забили сваи и подсыпали грунт. Образовавшаяся таким образом набережная отделила сад от воды, что в свою очередь потребовало некоего архитектурного вмешательства для придания саду законченного вида.

 

В 1771-84 по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова возводится знаменитая чугунная ограда, на которую уже современники смотрели как на чудо. 36 пепельно-розовых колонн из гранита, завершённых вазами и урнами, ритмично чередуются с железными звеньями решётки простого и строгого рисунка, вызывая смутное, словно во сне, необыкновенное ощущение. Металлические звенья выкованы кузнецами в Туле на заводе купца Денисова, а гранитные колонны созданы каменотёсами из села Путилова, расположенного недалеко от СПб. Красота этой ограды даже вызвала легенду о некоем сказочно богатом англичанине, который, наслышавшись на склоне лет о волшебной красоте Северной Пальмиры, вдруг заявил, что ему совершенно необходимо побывать в Петербурге и увидеть ограду Летнего сада. Изумлённый и очарованный фантастической красотой северного шедевра, престарелый британец отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет никакого смысла. Ничего более прекрасного он уже увидеть никогда и нигде не сможет. На глазах удивлённых петербуржцев яхта снялась с якоря и взяла курс на Англию.

 

Между прочим, позднее петербургская молва считала этим чудаком английского писателя Стивенсона. Якобы это он встречался на набережной Невы у решётки Летнего сада с русским писателем Гончаровым, хотя ни тот, ни другой в описываемое время, когда легенда о чудаке-англичанине, кажется, уже бытовала, ещё не родились.

 

Наряду с поэтическим вариантом легенды об очарованном англичанине, существовал и другой, прагматичный её вариант. Будто бы британские знатоки литейного дела съезжались на невские берега специально посмотреть на решётку, поражавшую «своей колоссальностью и отчётливой работой».

 

Расчётливый интерес к 8-му чуду света не угас и в дальнейшем. Если верить одной фантастической легенде, в 1930-х сытые американцы предлагали голодным русским «сто новых паровозов» всего лишь за одну решётку Летнего сада.

 

В 1950-х во время очередной плановой реставрации фельтеновской ограды, рассказывает одна легенда, её звенья перед окончательной окраской были загрунтованы и на некоторое время приобрели непривычный ярко-оранжевый цвет. На редакции ленинградских газет обрушился шквал писем и телефонных звонков с требованием вернуть ограде её исторический цвет. Чтобы успокоить общественность, на ограде со стороны Невы укрепили фанерный щит с крупной надписью: «Товарищи ленинградцы! Не волнуйтесь, это только технологический грунт. Окончательно ограда будет выкрашена в чёрный цвет».

 

Следует напомнить, что однажды привычный облик знаменитой ограды был всё-таки искажён. 4.4.1866 во время прогулки Александра II по Летнему саду на него было совершено покушение – террорист Дмитрий Каракозов выстрелил в него почти в упор. Императора спас случайно оказавшийся рядом крестьянин Осип Комиссаров. Он оттолкнул стрелявшего. За спасение императора Комисарова наградили званием потомственного дворянина. По этому поводу в СПб рассказывали анекдот:

 

 

 - Вы слышали, в русского царя стреляли?

 

 - Да слышал. А не знаете кто стрелял?

 

 - Дворянин.

 

 - А кто его спас?

 

 - Крестьянин.

 

 - Чем же его наградили за это?

 

 - Сделали дворянином.

 

 

В 1866-68 на месте чудесного спасения императора в решётку Летнего сада по проекту арх. Р.А. Кузьмина была встроена часовня во имя святого благоверного князя Александра невского в память 4.4.1866. В 1918 часовню закрыли, а в 1930 она была разобрана.

 

 

В 1826 году по проекту арх. Людовика Шарлеманя была установлена ограда со стороны Михайловского замка. Она не так величественна, как решётка со стороны Невы, но среди истинных петербуржцев пользуется давней и заслуженной любовью. Ограда широко известна чередующимися изображениями тонко моделированной головы Медузы Горгоны. В центре ограды находится главный вход в Летний сад. Это давнее и традиционное место встреч петербуржцев. Изящное приглашение «Встретимся у Шарлеманя» в своё время никаких дополнительных уточнений не требовало. 

 

В том же 1826 в саду был построен Кофейный домик (арх. К.И. Росси), а в 1827 – Чайный домик (арх. Л.И. Шарлемань).  

 

 

12(24).5.1855 в Летнем саду состоялось торжественное открытие памятника великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, отлитого по модели П.К. Клодта.

 

Во время Великой Отечественной войны вся скульптура Летнего сада была снята с пьедесталов и укрыта в земле. Сад пришёл в запустение. В блокадном фольклоре сохранились названия папирос, изготовленных из древесных листьев: «Золотая осень» - и мелко истолчённой древесной коры, которая заменяла махорку: «Память Летнего сада».

 

К залечиванию ран, нанесённых саду войной, приступили сразу после снятия блокады. Очень скоро сад вновь стал любимым местом отдыха горожан.

 

В 1970-х при раскопках на территории сада было открыто почти два десятка утраченных объектов – фонтанов, павильонов, беседок. Даже не считая шутих и "мочительных трубок", только фонтанов в саду в разное время насчитывалось более полусотни. В 1988 году перед Кофейным домиком археологи раскопали фонтан "Фаворитка". Он отличался от других глубоким погребом с турбиной и водяным органом. Турбина крутила по воде карусель с тремя уточками и собачкой, а орган крякал и лаял. Точно такой же фонтан сохранился в Петергофе. В 1786 году "Фаворитку" разобрали и засыпали. Ликвидацией фонтанов Летнего сада руководил петербургский купец Степан Кувакин, выполнявший волю императрицы Екатерины II.

 

С 1.5.2004 вход в Летний сад стал бесплатным. С 2004 года Летний дворец и Летний сад входят в комплекс Государственного Русского музея.  

 

 

Источники:

 

 

1.      ж-л «Адреса Петербурга» №№10/2004; 12/2004; 13/2004; 15/2004

 

2.      Б. К. Пукинский «Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов». 1997. Норинт

 

3.      газ. «Мой район». СПб №16/2004

 

4.      газ. "Центр Plus". СПб №13/2005

 

5.      Н.А. Синдаловский "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде..." СПб 2002. "Норинт"

 

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

 

И заходите на мой сайт: www.lividia.narod.ru

 

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 


В избранное