Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Поцелуев мост


 

 

РАССЫЛКА 26

 

ПОЦЕЛУЕВ МОСТ

 

Перекинут через Мойку на Казанском острове, по оси ул. Глинки. Длина моста 41,5 м., ширина – 23,5 м.  

В 1738 на этом месте был возведён деревянный пешеходный подъёмный мост; раскрашенный в разные цвета, и получивший название Цветной. В 1768 его сделали проезжим. В конце XVIII века при постройке на реке Мойке гранитных набережных старый мост заменили трёхпролётным с каменными опорами.

В 1808-16 архитектором и инженером В.И. Гесте по типовому проекту мостов Мойки начинается строительство чугунного секционного моста на месте обветшавшего деревянного. Металлические конструкции изготавливались на уральских заводах Н.П. Демидова, ограждения — на Петербургском чугунолитейном заводе. Его узорчатая ограда в точности повторяла ограду на набережных Мойки в этом месте.  

 

Во время наводнения 7.11.1824 были снесены или повреждены многие мосты. Очевидец наводнения А.С.Грибоедов в заметках «Частные случаи петербургского наводнения» писал: «На другой день поутру я пошёл осматривать следствия стихийного разрушения. Кашин и Поцелуев мосты были сдвинуты с места. Я поворотил вдоль Пряжки. Храповицкий мост отторгнут от мостовых укреплений, неспособный к проезду. Я перешёл через него, и возле дома графини Бобринской, среди улицы, очутился мост с Галерного канала… Я воротился опять к Храповицкому мосту и вдоль Пряжки с её изрытой набережной дошёл до другого моста, который накануне отправило вдоль по Офицерской. Бертов мост тоже исчез…».

В 1907-08 в связи с прокладкой трамвайных путей мост перестроили по проекту инж. А.И. Пшеницкого. Чугунные секционные арки заменены стальными двухшарнирными на заклепках, тротуары вынесены на консоли. Архитектурное оформление сохранено в прежнем виде, за исключением новых фонарей с кронштейнами, установленных на обелисках по типу существующих на Красном мосту.

В 1952 г. по проекту архитектора А.Л. Ротача были восстановлены четырёхгранные фонари, а в 1969 г.— позолота шаров на обелисках.

 

Впервые упоминание об этом топониме встречается в 1790-х годах. Этот мост имеет легенд больше чем все другие мосты, вместе взятые. По одной из них, мост служил местом прощаний в те времена, когда граница города доходила только до Мойки. По другой – на Поцелуевом мосту назначали свидания влюблённые. По третьей – причиной появления такого названия был старинный обычай целоваться с проезжающими и проходящими через мост всякий раз, независимо от степени близости и родства. Согласно четвёртой легенде название объясняется тем, что в старину у влюблённых был обычай: при переходе через мост целоваться, чтобы, как они говорили при этом друг другу, никогда не расставаться. Пятая легенда связана с тем, что недалеко от моста находилась тюрьма, и что якобы на этом мосту арестованные расставались с родными и близкими. И, наконец, шестая из известных нам легенд считает, что мост назван Поцелуевым оттого, что ведёт к воротам Флотского экипажа и будто бы здесь моряки прощались со своими подругами.

Между тем, происхождение названия моста самое прозаическое. На левом берегу Мойки, на углу теперешней ул. Глинки, стоял дом купца Поцелуева, в котором находился трактир «Поцелуй». Мост же, оказавшийся напротив этого питейного заведения, стали именовать Поцелуевым.

Впрочем, придуманные в прошлые века легенды о поцелуях стали реальностью в 20 веке. Развитие городского фольклора привело к возникновению огромного количества примет, связанных с Поцелуевым мостом. Считается, что влюбленные, поцеловавшиеся на мосту или, наоборот, под мостом, обязательно будут счастливы. И чем дольше длится их поцелуй, тем больше счастья их ожидает в будущем. Молодоженам в день свадьбы рекомендуется пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причем они должны начать поцелуй на одном берегу Мойки, а закончить его на другом - это сулит долгую и счастливую семейную жизнь. А тот, кто расстается с близким человеком, должен попрощаться и поцеловаться с ним на этом мосту - тогда этот человек обязательно вернется.

 

Источники:

 

1.      Б.К. Пукинский "Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов". 1997. Норинт

2.      Б.А. Антонов «Мосты Санкт-Петербурга». СПб, 2002. «Глагол»

3.      Н.А. Синдаловский "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде..." СПб 2002. "Норинт"

4.      «Ленинград. Путеводитель». Составитель А.Е. Сукновалов. Лениздат, 1977

5.      www.saint-petersburg.org

 

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

И заходите на мой сайт: www.lividia.narod.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 


В избранное