Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

РАССЫЛКА 17

 

СТАНЦИЯ МЕТРО «ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ»

 

В 1804 на этом месте по проекту арх. Ф.И. Демерцова была построена церковь во имя Входа Господня в Иерусалим. Церковь в народе была более известна как «Знаменская», или «Знаменье», по одному из приделов.

В городской фольклор Знаменская церковь попала едва ли не сразу. В 1-й половине XIX в., там, где впоследствии была выстроена Греческая церковь, находилась т. н. летняя Конная площадь. Время от времени она использовалась для процедуры наказаний мошенников. Осуждённых привязывали к специальной скамье и в присутствии судебного исполнителя отпускали положенное количество ударов кнутом. Привязывали по-разному – кого лицом к Смольному собору, кого – к Знаменской церкви. На языке питерских мошенников эта экзекуция называлась соответственно: «Смотреть на Смольное», или «Смотреть на Знаменье».

В начале 1930-х церковь собирались закрыть. Тогда её спас всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов, с которым не желали ссориться ленинградские партийные власти. Великий учёный был глубоко религиозным человеком, часто бывал в Знаменской церкви и даже пел на клиросе. Такая страстная религиозность учёного человека импонировала обывателю, и церковь в народе часто называли «Павловской». Также Иван Петрович был почётным старостой Знаменской церкви. Сразу после его смерти храм был закрыт, а в 1940 и снесён. На его месте появился безликий павильон станции метро «Площадь Восстания», который в народе имеет несколько названий, в том числе «Ватрушка», «Торт».

Ст. м. "Площадь Восстания" – одна из старейших в СПб, открытая в 1955 среди восьми станций 1-й очереди Кировско-Выборгской линии – чем-то напоминает культовое сооружение. Знаменская церковь, стоявшая когда-то на этом месте, "держала" всю не вполне удавшуюся в архитектурном плане площадь. Без неё ансамбль сразу "развалился", а наземный вестибюль станции метро, который создали арх. И. Фомин, Г. Журавлёв и В. Ганкевич, вернул хоть какое-то подобие прежней композиции. Станция была конечной 1-й очереди метрополитена. Пол станции был выстлан асфальтом и только в 1990-х заменён на гранит. Ослепительно сияет её свод, пересечённый дугами, источающими свет. Пилоны станции облицованы красным уральским мрамором. С обеих сторон станции, слева при входе на 2-м пилоне находятся барельефы, на которых остались единственные доступные для всеобщего обозрения изображения Сталина в СПб. В архитектуре станции воплощена тема Октябрьской революции: на бронзовых барельефных медальонах изображены Ленин на броневике у Финляндского вокзала и в Разливе и Аврора, стреляющая по Зимнему дворцу. Станция имеет 2 выхода. 15.11.1955 открылся только один выход – на площадь, а 13.8.1960 был открыт выход к Московскому вокзалу. Наземный вестибюль до 1990-х венчала звезда, но позже она была снята в связи с опасностью обрушения.

 

Информация:

 

Н.А. Синдаловский "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде..." СПб 2002. "Норинт"

ж-л «Адреса Петербурга». №15/2004

газ. «10 минут от метро» №10/2005

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.spb.spburg
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное