Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Казанский собор


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

РАССЫЛКА 3

 

КАЗАНСКИЙ СОБОР

 

Казанская пл., 2

 

На месте Спаса-на-Крови находилось большое болото, из которого вытекали небольшие речки Кривуша и Глухой проток. На месте нынешней Казанской пл. они сливались. За болотом, в р-не современной Казанской ул., поселились "переведенцы", насильно переселённые из др. губерний. Так возникали в СПб переведенские слободы плотников, каменщиков, пильщиков.

В 1708 с появлением в этом районе 1-ых переведенцев на месте будущего Казанского собора построили госпиталь со служебными казармами, а в 1710 вблизи него, на краю болота выросла небольшая деревянная часовня. 

В том же 1710 царица Прасковья Фёдоровна по повелению Петра, «следуя обычаю православных царей», привезла из Москвы в СПб список иконы Казанской Божьей Матери, «в благословение новому городу».

Эта икона впервые явилась русским воинам в 1552 году, при взятии Казани. С этой чудотворной иконой народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского в 1612 шло освобождать страну от поляков. С 1613, после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича, икона Казанской Богоматери становится семейной реликвией царского дома. К ней обращались в самые драматические дни российской империи – и в дни наполеоновского нашествия, и в самые катастрофические годы Великой Отечественной войны.

Когда был сделан этот список, неизвестно, но по древнейшему документу он связывается с именем царицы Прасковьи Фёдоровны (вдовы Иоанна и невестки Петра), участвовавшей в его написании и украшении.

В 1737, при имп. Анне Иоанновне, для этой чудотворной иконы возводится церковь Рождества Богородицы, примерно там, где сейчас находится фонтан перед Казанским собором. Полагают, что она строилась по проекту одного из первых петербургских зодчих Михаила Земцова. Её великолепная многоярусная колокольня со шпилем являлась заметным украшением Невского проспекта, который к тому времени ещё не успел стать главной улицей города и был застроен а основном двухэтажными домами. Во второй половине XVIII в. роль этой магистрали начинает меняться, и к концу столетия облик ветшающей церкви уже не соответствовал новому назначению Невского проспекта.

В 1799 Павел I провёл конкурс на проект собора, потребовав, чтобы он напоминал собор Св. Петра. 14.11.1800 Павел утвердил проект Анд. Никифоровича Воронихина, а 27.8. (8.9.)1801 уже Александр I положил 1-й камень в основание собора. 15(27).9.1811 собор был освящён.

В чём только не обвиняли Воронихина его многочисленные завистники, соперники и просто недоброжелатели. Рассказывали легенды о том, что проект Воронихина не оригинален и составлен по плану, начертанному арх. Баженовым для парижского Дома инвалидов. По другой легенде, проект собора представлял собой не что иное, как часть неосуществлённого проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца того же Баженова. Ещё одна легенда утверждала, что Казанский собор является точной копией собора святого Петра в Риме.

Действительно, видеть в Казанском соборе копию собора святого Петра было горячим желанием имп. Павла I. Сардинский посланник в Петербурге Жозеф де Местр рассказывает в одном из своих писем о слухах, которыми полнился Петербург в начале века. Когда Павла спросили, какие будут приказания относительно проекта Казанского собора, он будто бы ответил: «Я хочу немного от святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме». И если роскошные интерьеры Казанского собора действительно могут напоминать яркое оформление базилики одного из ранних христианских храмов Санта-Мариа-Маджоре, то о схожести внешнего облика воронихинского  собора с собором святого Петра в Риме не может идти и речи. Если римские колоннады, описывая полный овал, образовали замкнутую средневековую площадь, то воронихинская, раскрытая к Невскому проспекту, приняла на себя организующую, собирательную роль и стала не только главным звеном архитектурного ансамбля, но и смысловым центром всего окружающего пространства. К сожалению, полностью проект собора осуществлён не был. По замыслу зодчего ещё одна такая же колоннада должна была украсить противоположный, южный фасад храма.

Не было закончено и внешне скульптурное оформление собора. Мощные каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур двух архангелов. До 1824 на пьедесталах стояли их гипсовые копии. Предполагалось заменить их бронзовыми. Но сделать это так и не удалось. В народе распространилась молва, будто бы архангелы сами «не хотят занять свои места», пока в России не появится «мудрый, правдивый и честный политик». В своё время гипсовые архангелы настолько обветшали, что их пришлось убрать. А пьедесталы стоят до сих пор...

Непосредственное руководящее участие в строительстве Казанского собора принимал член Государственного совета, президент Академии художеств граф Александр Алексеевич Строганов. Это он будто бы надоумил царя соорудить грандиозный храм по отечественному проекту, силами отечественных мастеров и из отечественных материалов. Казанский собор действительно выстроен силами коренных россиян и из собственных строительных материалов.

Скончался Строганов в 1811 году, через 12 дней после освящения Казанского собора. Чуть ли не до самой своей смерти он трудился без устали и, не смотря на слабое здоровье, ежедневно взбирался по лесам осматривать постройку. Народное поверье задолго до кончины графа утверждало, что он, как строитель, «немногими днями переживёт освещение храма». По рассказам современников, он и сам верил этим предсказаниям. После окончаниям первой службы в соборе он будто бы подошёл к митрополиту со словами: «Ныне отпущаеши раба своего, Владыко, с миром».

Ко дню освящения храма государыня пожертвовала на икону новую золотую ризу. От иконы церковь стала называться Казанскою, а имп. Елизавета Петровна переименовала её в собор. В новом храме совершались разные придворные торжества, например, бракосочетание Петра III и Екатерины II. Здесь же 8.7.1762 Екатерина II была провозглашена императрицей.

В конце XVIII и в нач. XIX в. получили довольно широкое распространение различные разновидности т. н. армокаменных конструкций, в которых каменная и кирпичная кладка армировалась, укреплялась железными полосами и тяжами. Такие системы применялись, напр., для имитации каменных балок – архитравов, перекрывающих пролёты между колоннами. Армокаменные конструкции применил арх. А. Н. Воронихин в боковых портиках колоннады собора: их пролёты были перекрыты т. н. клинчатыми перемычками, укреплёнными железными полосами (эти клинчатые перемычки представляют собой, по сути дела, очень плоские арки, но внешне выглядят как балки-архитравы).

Неповторима его величественная колоннада, полукружием развёрнутая в сторону Невского пр. Входы в собор выделены строгими 6-колонными портиками. Здание завершается цилиндрическим барабаном, увенчанным лёгким и красивым куполом. Купол собора представляет собой двухслойную конструкцию. Её внутренняя оболочка выполнена из кирпича, а наружная – из металлических рёбер: это был один из первых в мире примеров использования металлических куполов. Но применение металлических конструкций не отразилось во внешнем виде купола собора: они закрыты наружной кровлей. Традиционный облик купола соответствует общему характеру архитектурных форм собора.

В 1442 итал. ваятель Лоренцо Гиберти (1378 – 1455) украсил флорентийский баптистерий (здание для обряда крещения) замечательными дверями, над созданием которых трудился 27 лет. Впервые увидевший эти двери Микеланджело с восхищением воскликнул: "Они так прекрасны, что достойны быть вратами рая". С той поры двери Гиберти во всех трудах по истории искусств называют "Вратами рая".

Копии знаменитых дверей украшают сев. портик Казанского собора. Для их создания арх. Воронихин пригласил В.П. Екимова, признанного лучшим литейным мастером России.

По хранящимся в Академии художеств гипсовым формам Екимов с ювелирной точностью воспроизвёл в бронзе "Врата рая" Гиберти. Двери состоят из 10 рельефных многофигурных панно на сюжеты библейских легенд. Отливка бронзовых статуй, установленных в нишах собора, была также поручена В. П. Екимову, а также памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли. Он же отливал пам. Суворову на Марсовом поле. У Вас. Екимова обучался художественному литью ск. П. К. Клодт. В это время Екимов был уже заведующим литейной мастерской Академии художеств.

 

Отечественная война 1812 года изменила судьбу Казанского собора. Построенный первоначально для чудотворной иконы, он превратился в хранилище реликвий победоносной войны. Здесь было выставлено для осмотра 107 трофейных французских знамён, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русс. войсками (в 1914 значительная часть этих реликвий была передана Московскому историческому музею). Ещё более взросло мемориальное значение Казанского сбора в 1813 году, когда было решено похоронить под его сводами национального героя, победителя Наполеона и освободителя России Михаила Илларионовича Кутузова.

Кутузов неожиданно скончался 16.4.1813 на одной из военных дорог в Силезии. Тело полководца набальзамировали и перевезли со всеми воинскими почестями в Петербург: Рассказывали, что при въезде в город «народ выпряг лошадей и сам вёз коляску до Казанского собора». Часть останков, извлечённых при бальзамировании, запаяли в цинкованный гробик и захоронили в трёх километрах от Бунцлау на кладбище Тиллендорф. Впоследствии на этом месте был установлен памятник. Вероятно, тогда и родилась легенда, которая вот уже более полутора столетия поддерживается довольно солидными источникам, вплоть до Большой советской энциклопедии.

Согласно этой легенде, в Петербурге, в Казанском соборе покоится только тело великого полководца, а сердце, будто бы согласно его последней воле, осталось на той военной дороге и захоронено на кладбище Тиллендорф. Живёт в поддержание этого и легенда о последних словах умирающего полководца, который будто бы сказал, обращаясь к солдатам, что сердцем он остаётся с ними.

Между тем ещё в 1933 спец. комиссия произвела вскрытие могилы Кутузова в Казанском соборе. Был составлен беспрецедентный акт о том, что «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов... слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце».

25.12.1837 – в день 25-летней годовщины изгнания войск Наполеона за пределы России – на площади перед собором были открыты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли (1761 – 1818), выполненные по моделям ск. Б. И. Орловского.

С памятниками у Казанского собора связано героическое поверье времён Вел. Отеч. войны. Н.В. Баранов, гл. арх. города в то время, вспоминал, что «среди горожан существовало нечто вроде суеверия. Говорили, что пока бомба или снаряд не заденет неукрытые памятники русс. полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю, врагу не бывать в городе». И действительно, памятники полководцам всю блокаду простояли открытыми и ни один осколок снаряда их не коснулся.

В 1811-12 по проекту А. Н. Воронихина была установлена ажурная решётка длиной 171 м. Она полукругом ограждает сквер перед западным фасадом собора. Она установлена на массивном гранитном цоколе и состоит из 14 увенчанных шарами гранитных столбов, соединённых широкими чугунными звеньями. На вертикальные металлические стержни решётки наложены отлично прорисованные чугунные украшения ромбовидной формы. Вверху проходит орнаментальный пояс, как бы отвечающий протянувшемуся лентой каменному цоколю.

Модели для отливки орнаментальных украшений выполнил известный в ту пору резчик Вас. Захаров. Металлические звенья отливались на заводе Берда.

В 1836 иконостас был заменён на новый, вычеканенный по проекту К. А. Тона из серебра, отнятого донскими казаками Платова у французов в 1812.  

 

15.11.1932 в соборе был открыт Музей истории религии и атеизма. Богатейшие фонды музея (более 180 тыс. ед.) включают разнообразные коллекции по истории вост. и зап. христианства, буддизма, ислама, церковного искусства.

В настоящее время сквер у Казанского собора, в обиходе известный как «Казань» или «Казанский пятачок», является одним из любимых мест короткого отдыха, встреч и свиданий петербуржцев и гостей города.

 

 

 

Литература:

 

1.      А.Л. Пунин "Архитектура Петербурга середины XIX века". 1990. "Лениздат"

2.      Б.К. Пукинский "Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов". 1997. СПб. "Норинт"

3.      газ. "Качество нашей жизни". СПб

4.      С. П. Заварихин. "Явление СанткъПитер-Бурха". Стройиздат. СПб, 1996.

5.      газ. "Центр Plus". СПб.

6.      Н.А. Синдаловский "Петербург: от дома к дому... От легенды к легенде...". СПб. "Норинт". 2002

 

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.spb.spburg
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное