Спасибо всем, кто оставил комментарий к нашему питерскому клипу на сайте www.kirilltv.ru . :))
Ну а сейчас, мы продолжаем экскурсии по Санкт-Петербургу совместно с компанией AudioGid - www.audiogid.ru ! Петропавловская крепость - место, откуда начинался город. Начало - в предыдущих выпусках.
4. Великокняжеская усыпальница Обратите внимание на своды каменной арки, которые уходят под крепостную стену. Откосы рва вымощены булыжником. Этот небольшой фрагмент внутреннего рва крепости был восстановлен в ходе археологических работ. Композиционная ось, по замыслу Трезини, проходила от Петровских ворот к Петропавловскому собору. Внутри крепости, справа от оси проходил крепостной канал, в вдоль него
располагались постройки. Когда-то, в 18 веке, наполненный водой ров пересекал всю территорию Заячьего острова. Потом же, как и рвы на территории равелинов он был впоследствии засыпан. Обратимся теперь в противоположную сторону. Прямо перед нами открывается вид на Петропавловский собор, увенчанный тонким золочёным шпилем, и Великокняжескую усыпальницу. Они замыкают собой перспективу небольшого сквера, ограниченного слева зданием артиллерийского цейхгауза – протяженное здание серого цвета. Ныне существующее
здание цейхгауза построено в 1801 году. До появления главного арсенала на территории Кронверка он использовался по прямому назначению – для хранения и изготовления артиллерийских боеприпасов…
5. Памятник Петру В городе существует несколько памятников его основателю Петру Великому. Один из них, пожалуй, самый спорный, перед нами. Созданный известным художником русского зарубежья Михаилом Шемякиным, он был подарен городу и установлен в крепости в июне 1991 года. Использовав восковую маску, созданную скульптором Растрелли, еще при жизни Петра, Шемякин придал своеобразно увиденному им образу царя гротескную
заостренность. Натуралистически выполнена голова без парика – точная копия с работы Растрелли. Петр действительно был высок – его рост 2 метра 4 см, и при этом имел узкие плечи. В скульптуре же Шемякина пропорции фигуры сознательно сильно искажены. Перед нами неоднозначный памятник. Шемякин на языке искусства ведет диалог с другими монументами и образами Петра, созданными в Петербурге. И в первую очередь, это полемика с гордой красотой Медного Всадника Фальконе. Это не традиционный образ имперского преобразователя
в зените славы, Шемякин представил Петра в его поражении. До сих пор не стихают споры вокруг такого изображения Петра Великого. Одни восторгаются, другие негодуют. Можно по-разному оценивать этот памятник с точки зрения искусства, сомневаться в правильности выбора места для его установки, но следует признать – такое изображение Петра заставляет размышлять о противоречивости личности императора и его преобразований. Нарушающий привычное, традиционное представление о Петре, памятник появился в трудное для
страны время перемен. Такой же сложной была эпоха петровских реформ…
6. Невские ворота Под аркой Невских ворот справа на стене укреплены металлические и мраморные памятные доски с отметками уровня самых сильных наводнений в истории Петербурга. Линия между литерами А и В указывает уровень подъёма воды. Обратите внимание, что здесь оставлен так называемый «приямок» – то есть показан тот уровень почвы, который существовал в 18 веке. Это позволяет представить всю мощь разбушевавшейся
стихии. Петербургские наводнения имеют не речную, а морскую природу. Морские наводнения – их называют ещё штормовыми нагонами – происходят и на других морях, угрожают многим городам, но Петербург среди них – один из самых больших. Со дня основания города в Петербурге произошло более трёхсот наводнений. Когда-то опасным для города считался подъём воды выше 90 сантиметров. Так как за время существования города культурный слой поднялся почти на полтора метра, сейчас наводнением считается подъём воды в
Неве на 161 сантиметр выше ординара – нулевой отметки на футштоке, установленном у Горного института на Васильевском острове. После наводнения 1777 года Екатерина II принимает указ «об учреждении в городе знаков и сигналов» для оповещения населения о подъёме воды в Неве. Эти указы действовали почти без изменений до 1930-х годов, до широкого распространения радиовещания. Сентябрьское наводнение 1777 года было третьим по высоте за всю историю петербургских наводнений. Вода поднялась тогда на 321 сантиметр.
Были разрушены сотни домов, с корнем вырваны тысячи деревьев, размыты петербургские кладбища, корабли выброшены волной на набережные. Погибли устроенные ещё Петром фонтаны Летнего сада, так более и не восстановленные. Уничтожены лавки с товарами и продовольствием, погибли люди. Императрица Екатерина писала своему корреспонденту: «Нева представляла зрелище разрушения Иерусалима». По воспоминаниям современников, во время наводнения императрица усердно молилась в церкви Зимнего дворца. Когда же опасность
миновала, она призвала к себе во дворец обер-полицмейстера Чичерина. Когда он явился, императрица встала, поклонилась в пояс и сказала: «Благодарствуй, Николай Иванович! По милости твоей погибло множество моих верных подданных!». Обер-полицмейстер был обвинён в плохом состоянии городских водотоков…
Продолжение - в следующих выпусках! Спасибо AudioGid - www.audiogid.ru - за предоставленную информацию. Успехов Вам и отличного настроения!
PS: Приглашаю в "Школу Природного Голоса Владимира Багрунова" - www.goloslogos.ru , где каждый человек, независимо от возраста и пола может в рекордно-короткие сроки улучшить звучание своего голоса.