Мне на днях срочно понадобился хороший мультимедийный
самоучитель английского языка. Поискал-поискал и ничего не нашёл подходящего.
Зато пришла в голову идея устроить БАНК информации. В следующем выпуске –
информация, которая есть у меня. Готов на взаимовыгодных условиях выслать ТО,
что необходимо Вам в обмен на ТО, что надо мне. На цены внимание не обращайте.
Хотя, если есть желание преобрести что-либо из списка – обращайтесь –
договоримся.
Повторюсь, сейчас мне необходим ХОРОШИЙ
самоучитель английского языка. Желательно на DVD. Жду Ваших предложений.
ТАЙНА
СТАРОГО УЗОРА
На одной из наших фотографий - образцы северорусского
ткачества: полотенца, передники, рубахи - целое “приданое”. Вряд ли вам
приходилось когда-нибудь видеть такое. Разве что в музее. Приглядитесь: на
самом почетном месте - полотенца. Украшению их в русской деревне всегда
придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонической красотой.
Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно
раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь
говорит, что перед нами поистине большое искусство.
К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его
истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не
какие-нибудь другие? Что, наконец, значили “украсы” полотенец для наших далеких
предков? Все это современному человеку невдомек. Потому взгляд наш лишь
скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной. Вот и
давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного - на один только шаг...
Начнем с того, что украшали полотенце так щедро,
конечно, не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и
сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его
судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина
жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим
брачные узы. Умирал человек - полотенцем накрывали его гроб.
Вещь эту так ценили, что нередко расплачивались ею за
работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали его в солдаты
-дарили в дорогу “полотенышко”. Как
самое лучшее напутствие. Тоже и в будни были они всегда рядом. Одни -“рукотеры” со скромным узором -висели у рукомойника. Вымоешь лицо -подадут же тебе “утиральник”. Самыми же
нарядными украшали избу. Вешали в “красный” угол на образа, позже - на рамы с
семейными фотографиями. На зеркала, на окна и просто вдоль стен на крючки.
Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе
силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их
“чтения”. Но и в начале нашего века многое еще помнилось. Вот какой любопытный
разговор, случившийся в то время, передал нам очевидец.
Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а
мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха
поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее:
- Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя
получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве - выйдут солнечные лучики. И
будут светить они тебе, пока живо само полотенце.
Правда ведь, интересно? Словно не полотенце украшали,
а волшебную сказку сказывали... Среди привычных мотивов народного ткачества
особенно часто встречаются кресты и ромбы - бесконечные разновидности их
обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? Прищурьте
глаза и взгляните на солнце. Вы увидите расходящиеся от него в виде креста
четыре луча.
- Во весь вольный свет, на все четыре сторонушки
светит ясное, - говорили в народе. - Велика святорусская земля, а везде
солнышко.
О загадочных в то время небесных явлениях, когда
солнце видится большим крестом, окруженным радужными лучами, не раз сообщают
летописи: “Дивно бысть знамение в солнци, огради бо ся круги, а посреди кругов
крест”. Прямой равноконечный крест и был в народной символике образом солнца.
Ромб же почитался символом плодородия и часто
совмещался со вписанным в него солнечным знаком. Если добавить, что ромб
называли в народе “кругом”, легко можно заметить сходство между таким узором и
отмеченным в летописи небесным явлением. Случайное ли совпадение? Пойдем
дальше. Вот мы в очередной раз употребили слово “узор” - а не подскажет ли и
оно что-нибудь интересное? Полистав словари, мы узнаем, что в славянских языках
оно имеет один корень со словами “заря”, “зарево”, “зарница”. Оказывается, само
понятие вышитого и тканого орнамента, или, как говорили прежде, “узорочья”,
тоже как-то связано с небесным огнем. Из того же круга и старое название,
теперь уже полузабытое, самодельного ткацкого стана - “кросна”, находящееся в
кровном родстве с древнерусским словом “крес” - пламя, огонь. “Кресинами”
именовали небесный свет во время летнего солнцестояния, а сам июнь -
“кресником”. По народной легенде царь Солнце в эти дни пирует в своих чертогах,
и пущенные им лучи-стрелы играют в воздухе.
Но самое поразительное, что все пространство стана,
где создавался тканый узор, насыщено солнечными знаками. Изображение солнышка и
его лучей встречается на всех основных частях кросен. Горизонтальная же основа,
на которой они крепятся, прямо названа “поднебником”! И значит, само узорочье
полотенец рождается как бы под солнечным небом.
Да, удивительная эта область - народное искусство. О
многом может оно рассказать. Все мы, плохо ли, хорошо ли, наслышаны об античной
мифологии. Она прекрасна, спору нет. Но что мы знаем о поэтических воззрениях
на природу собственных предков? Как будто не был у них своих прекрасных легенд.
По древним народным представлениям мир состоит из
четырех стихий: “Царицы-Водицы”, “Царя-Огня”, “Матери Сырой земли” и
“Воздуха-Господина”. Вода родственна земле, является ее составной частью.
Потому и “сырая”. А почему “мать”? Для русского крестьянина земля словно живое
существо. Засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца. Пьет
воду и родит урожаи. Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит,
одевает, охраняет от бед.
Огонь и воздух, без которого он не может жить,
составляют другую группу стихий. К огню русский человек издавна питал глубокое
уважение. В старину верили, что он предохраняет от недугов, очищает от болезней.
Потому и прыгали через него, окуривали над ним одежды. Ну а огонь и Солнце,
конечно, в родстве: оба они сыны неба. “Что на свете красивее всего?” -
спрашивает загадка. “Огонь”. “А каков огонь ярче всех горит?” - “Солнце”.
Вспомним снова деревенский стан - кросна. Теперь нам
понятно, что название его от того же небесного огня, образ которого воплощался
в узорах ткачества. По одной поэтичной легенде, солнце рассыпает по небу свои
золотые кудри и прядет из них нити-лучи. Так и женщина-крестьянка прежде всего
привяжет к вырезанному на прялке солнышку льняную кудель да напрядет из нее,
словно из солнечных лучиков, ниток. Из них и будет потом ткать. Любители
русских народных сказок, конечно, помнят, как брошенное на землю полотенце
превращалось в огненную реку. Но ведь и настоящие похожи на нее - столь щедро
украшены жарко-красными узорами. Давайте еще раз внимательно рассмотрим их.
Фон на тканях мастерицы называли “землей”. Вы,
наверно, догадались почему: в насквозь символическом древнем искусстве льняной
холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая - наши предки
связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? И вот на
бликующей серебром “земле” рдеет тканый орнамент. Если сама холстина имеет
прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой. И создает
впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую
равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ
узорного ткачества.
Древняя славянская легенда рассказывает, что все на
свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли
говорят и украсы?
Окончательно вы убедитесь в этом, если узнаете, когда
именно мастерицы изготовляли полотенца. Оказывается, для того было строго
определенное время. За работу ткачихи садились лишь весной, но до начала
полевых работ. Ткачество их чем-то напоминало заклинание. Создавая свои
огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче
и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям
богатые плоды.
Да, в узорочье русского народного ткачества перед нами
предстает поистине космический образ. Земля, воскресшая от долгого зимнего сна
и оплодотворенная небесным огнем, получившая силу давать урожай и кормить
человека, зверей, птиц - все, что живет под солнцем. И само Солнце, дарующее
всему живому на земле свой преображающий свет и свое животворное тепло...
Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А
казалось, просто красиво.
Если Вы считаете, что дело, которое мы делаем, даёт реальную пользу,
пригласите знакомых подписаться на эту рассылку. Пожалуйста, вышлите им эту ссылку: http://subscribe.ru/catalog/country.ru.vedy
Все возражения , недовольства , а так же
пожелания жду по адресу: