Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

От Руси до России

  Все выпуски  

От Руси до России Великое Переселение.


Великое Переселение. Западные славяне.

 

 

История славян полна загадок. Многие исследователи считают, что происхождение народов этой языковой группы теряется в глубине бронзового века (См. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М: Наука 1994). Но первые достоверные упоминания о них относятся к началу нашей эры. Прародина славян видимо нахо­дилась в области между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Здесь они подвергались различным культурным влияниям:  скифо-иранскому, дако-фракийскому, антично-римскому.         В последнее время ученые много пишут о кельтском воздействии /в частности, техника обработки металлов у древних славян базиро­валась не на скифских - весьма высоких, а на кельтских традициях/ (Смлавяне и Кельты //Седов В.В. Славяне в древности. М:  Институт археологии Росс. Академии наук. 1994.).

Под давлением готов и других германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов.    Одни из них двину­лись на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направи­лись на юг - наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье и днепровские земли.

В У1 веке Центральную Европу ожидало новое потрясение - вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовий Сырдарьи. Авары поселились на территории нынешней Венгрии, тем самым разделив земли славянства. Последнее, таким образом, распалось на юж­ную, западную и восточную ветви.

Судьба их была различна. Южные славяне /предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев/   попали в сферу влияния циви­лизации Средиземноморья и быстрее других приняли христианство. Западные славяне /их нынешние представители:  чехи, словаки, поляки/ дольше сохраняли языческую традицию.    Особое развитие она получи­ла у обитателей южного берега Балтики:  польского Поморья и между­речья Эльбы и Одера. Последние оказались в трудных усло­виях отражения католической экспансии Германской империи. Чтобы выжить, балтийские славяне создали воинственные княжества /лютическое, ободритское, руянское/  со множеством укрепленных го­родов, наиболее известными из которых были Ретра и Аркона. о этих городах, где большим влиянием обладало жречество, строились роскошные деревянные храмы. Вот как описывает главный храм Ретры немецкий хронист Х1в. Титмар Мерзебургский:

«В области редариев лежит треугольный и троевратный храм Радегоста, окруженный огромным, для туземцев неприкосновенным священным лесом... В ограде находится лишь, искуснейшим образом воздвигнутое деревянное святилище, стоящее на фундаменте из логов различных животных.    Снаружи стены его украшены, насколько можно видеть, великолепно вырезанными изображениями богов и богинь,    внутри же сто­ят сделанные человеческой лукой боги, каждый с вырезанным именем; устрашения ради, одеты они в шлемы и панцири; высший бог зовется Сварожиц и все язычники его особо почитают» (Херрман И. Ободриты, лютичи, руяне. //Славяне и скандинавы. М: Прогресс   1986. с. 356-337).

В особые дни, жрецы с длинными волосами, одетые в белое, совершали обряд гадания. Для этого, над скрещенными копьями проводили белого жеребца, посвященного богу, и по его походке опреде­ляли будущее.

В 17 веке в немецком замке Прилвиц была обнаружена богатая коллекция идолов удивительного облика из Ретры.   Правда, их часто считают подделкой.

Великолепием отличался и храм в Арконе. Саксон Грамматик, датский средневековый хронист и писатель сообщал:  "Снаружи храм украшался тщательно изготовленными скульптурами...    Для входящих был открыт единственный вход. Само святилище заключено в две ограды.   Внешняя, состоящая из стен, покрыта пурпурной кровлей; внутренняя, опиравшаяся на четыре столба, вместо стен блистала за­весами... В святилище установлена огромная, превосходящая чело­веческий рост фигура с четырьмя головами... бороды были изобра­жены обритыми, волосы остриженными... В деснице /идол/ держал рог для питья, исполненнмй из различных металлов, который жрец еже­годно должен был наполнять вновь, чтобы по состоянию жидкости пре­дсказать урожаи грядущего года. Левая рука, упертая в бок, образо­вывала дугу... Ноги покоились на почве, и основание было скрыто в земле. Неподалеку оттуда висели узда и седло и прочие "знаки власти" божества; чудодейственность его умножал меч чудовищной ве­личины, лезвие и рукоять которого, помимо превосходной чеканной ра­боты, выделялись серебряной поверхность" (там же  с. 358).

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

 

Средневековые орудия пыток 1.

Средневековые орудия пыток 2.

Средневековые орудия пыток 3.

 


В избранное