[лист "Кооператор юга России"] Сельхозотрасль Ставрополья в период кризиса
Александр Шиянов о сельскохозяйственной отрасли Ставрополья в период кризиса
Источник: газета "Ставропольская правда", 10 февраля 2010 года
Текст: Людмила КОВАЛЕВСКАЯ
Кризис заставляет нас переосмыслить, что же недоработано в нашей молодой рыночной
экономике. Не исключение приоритетная отрасль Ставрополья аграрная. Чему научили
пережитые экономические испытания, какие выводы из этого должны сделать селяне
и власть? На эту тему размышляет председатель комитета Государственной Думы Ставропольского
края по аграрным вопросам и продовольствию Александр Шиянов.
Кризис негативно повлиял не только на объемы производства продовольствия в
крае, но и ухудшил финансовое состояние сельских товаропроизводителей. Объем
производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) в хозяйствах
всех категорий по сравнению с предыдущим годом снизился почти на десять процентов,
ожидается еще более значительное сокращение прибыли и уровня рентабельности сельхозорганизаций.
В итоге почти на четыре миллиарда рублей прибыли меньше, чем в 2008 году и,
как следствие, трудности не только с погашением кредитов, но и дальнейшим кредитованием
производства.
Серьезной проблемой для нашего АПК стало перенасыщение севооборотов зерновыми
культурами и возросшее их валовое производство, сопровождаемое неустойчивыми
ценами реализации урожая. Все это, на мой взгляд, следствие того, что очень быстро
и бездумно сломали старую плановую экономику и государственную систему заготовок
продукции сельского хозяйства, а новую рыночную так и не создали. В России
нет зерновой биржи, где должны заключаться, в том числе и фьючерсные, договоры
поставок зерна будущего урожая по биржевым ценам. Не в полной мере заработали
системы электронных торгов и закупок продукции сельского хозяйства для государственных
и муниципальных нужд. И это при том, что законы для организации этих структур
приняты давно. Но вместо прозрачной рыночной системы, которая должна действовать
в рамках закона и под контролем государства, между крестьянином и покупателем
его продукции царствует перекупщик.
И все же, несмотря на сложности со сбытом, нельзя снижать тот экономический потенциал,
какого сельхозпроизводители добились в производстве зерна. Властным структурам
федерального и регионального уровня надо последовательнее решать вопросы использования
зерна на корм животным, поголовье которых должно увеличиваться, снижать железнодорожные
тарифы на перевозку пшеницы в другие регионы России и на экспорт. Следует коренным
образом изменить структуру реализации урожая за пределы края, значительно увеличив
продажу муки, различных круп, комбикормов, макаронных и иных продуктов, максимально
задействовав имеющиеся мощности по переработке.
Назрела необходимость введения элементов планирования производства, переработки
и реализации продукции сельского хозяйства по природно-климатическим зонам Ставрополья.
Основным критерием здесь должна стать экономическая эффективность возделывания
той или иной культуры. Это позволит возродить в крае производство семян пропашных,
овощных и бахчевых культур, а также экологически чистых продуктов питания.
Экономический форс-мажор ударил по всем отраслям сельхозпроизводства, но в большей
степени все же по животноводству, в котором кризисные явления отмечались уже
с 1990-х годов. Ведь и растениеводство выжило во многом именно за счет сокращения
животноводства. Пора, как говорится, возвращать долги. В крае практически потеряна
основа животноводства. По сравнению с 1990 годом поголовье коров снизилось в
семь раз, свиней в три, овец в восемь, птицы втрое. Настало время по-иному
выстроить саму систему государственной поддержки животноводства по сравнению
с растениеводством. Сегодня мы на поддержку последнего направляем 63 процента
бюджетных ассигнований. Сохраняя такое соотношение на протяжении последних десяти
лет, государство стимулировало перепроизводство зерновых культур и сокращение
производства животноводческой продукции.
Цифры говорят о многом. Ежегодно в крае производится 150 тысяч тонн мяса в убойном
весе, а перерабатываем только половину. Наша задача увеличить этот показатель
как минимум до 80 процентов. Для этого необходимо обеспечить подготовку инвестиционных
проектов по переработке мяса в полуфабрикаты с длительным сроком реализации,
в сырокопченые, сыровяленые изделия с учетом требований торговых сетей. Ведущие
молокоперерабатывающие предприятия края пора оборудовать установками для ультрапастеризации
молока. Учитывая, что срок хранения такой продукции шесть месяцев, это позволит
сохранить стабильные закупочные цены на молоко в течение года. Таким образом
можно не только улучшить снабжение населения, но и остановить сокращение численности
коров.
Кризис, обвал, снижение объемов производства продукции сельского хозяйства по
всей цепочке продвижения товара указывает, что основным стопором здесь являются
сбыт и неконкурентная цена. Приватизируя в свое время предприятия переработки,
государство специально оставило 51 процент акций у производителей сельхозпродукции.
В последующем ценные бумаги меняли хозяев. В итоге одни производства прекратили
свое существование, другие уже на грани банкротства. Никто не выиграл. В хозяйствах
нет животных, на предприятиях переработки сырья. А те, кто выжил, используют
завозное (в том числе из-за рубежа), игнорируя местный ресурс.
В такой ситуации, на мой взгляд, актуально создание союзов производителей и переработчиков
мясной, молочной, овощной и другой продукции. Главная задача этих некоммерческих
организаций объединить усилия в обеспечении продовольственной безопасности
Ставрополья, заняться лоббированием интересов членов своего Союза в административных
и властных структурах, надзорных органах, изучением рыночной конъюнктуры, установлением
единых правил на рынке, разработкой ценовой политики, обеспечивающей взаимный
интерес партнеров. "Цеховые сообщества" должны будут наладить контакты с сельскими
муниципальными образованиями по созданию базы данных о наличии сырья, интегрировать
крупные хозяйства с предприятиями переработки в единую систему.
Наряду с расширением фирменной и розничной торговой сети надо придать новый импульс
потребительской кооперации края, которая, кстати, пусть не в полном объеме, но
сохранила сеть заготовительных пунктов, цехов переработки и магазинов. В условиях,
когда частные крестьянские подворья, фермерские хозяйства, сельхозпредприятия
готовы наращивать объемы, доля продуктов питания местного производства в торговой
сети края должна постоянно расти, постепенно вытесняя с рынка "импорт". Ибо если
не решим задачу по реализации производимой на Ставрополье продукции, нас ждет
банкротство значительной части местных производителей продовольствия.
Чтобы помочь АПК, по-иному следует определить вектор развития ряда отраслей,
которые безусловно способны обеспечить прорыв в занятости сельского населения.
В первую очередь к ним относится виноградарская отрасль, которая, напомню, обеспечивает
30 тысяч рублей поступлений в казну края с одного гектара только в виде акцизов.
Кроме того, каждые 100 га виноградников требуют 100 рабочих мест. Есть все основания
ставить амбициозные задачи по увеличению производства и переработки винограда
в три раза и только за счет этого довести объем акцизов в краевом бюджете до
500-600 млн. рублей. Но и это еще не все. Если замкнуть значительные объемы произведенного
виноматериала на производство коньячных спиртов и в конечном итоге коньяка с
нашим "Прасковейским" брендом, поступления в краевой бюджет можно увеличить до
2 млрд. рублей в год. Учитывая безработицу на селе, особенно в восточных районах,
необходимо развивать производство винограда крестьянско-фермерскими и личными
подсобными хозяйст
вами. Аналогичную занятость сельского населения и отдачу в бюджет может обеспечить
и садоводство.
Что касается финансирования села, то негоже, когда ставка рефинансирования ЦБ
снижается, а банки тем временем за счет дополнительных опций увеличивают расходы
заемщиков по кредитам, или при перекредитовании в разы снижают первоначальную
стоимость залогового имущества. Банки расширили перечень необходимых документов,
усложнили процедуру и увеличили сроки получения кредитов. Налицо отсутствие согласованности
банковской политики с государственной.
Важную роль должна сыграть программа развития сельского хозяйства Ставрополья:
общий объем финансирования за три года составит 11,7 миллиарда рублей, в том
числе за счет средств федерального бюджета 5,4 миллиарда рублей, бюджета края
2,4 миллиарда рублей, внебюджетных источников 3,9 миллиарда. Есть в ней,
кстати, пункт и о социальном обустройстве жителей села. Ведь кризис это не
только экономическая, но и социальная катастрофа. Планируется в 2,2 раза увеличить
ввод и приобретение жилья для селян, повысить обеспеченность питьевой водой до
82,6 процента и уровень газификации домов природным газом до 87,4 процента.
Для бюджетного обеспечения отрасли в этом году сделано все возможное, чтобы максимально
сохранить прежние объемы финансирования. ГДСК в конце ноября приняла закон "О
бюджете Ставропольского края на 2010 год", которым были учтены многие предложения
депутатов нашего комитета. В итоге на развитие сельского хозяйства в текущем
году из краевого бюджета будет выделено около 1,8 млрд. рублей, что на 300 млн.
рублей ниже уровня прошлого года. Но, что важно, правительству и Думе удалось
сохранить объемы субсидий сельскохозяйственным организациям на уплату процентов
по кредитам и займам, на минеральные удобрения, приобретение сельскохозяйственной
техники, поддержку овцеводства, племенного животноводства, элитного семеноводства,
компенсацию гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, за реализуемые объемы
животноводческой продукции. В полном объеме будут финансироваться программы по
виноградарству и плодоводству.
В "аграрном" бюджете произошло сокращение финансирования по отдельным направлениям,
а по некоторым его и вовсе не будет. Но это не значит, что нет других вариантов.
Губернатор В. Гаевский принял решение, а депутаты его поддержали, что средства
от реализации зерна регионального фонда будут направлены на развитие животноводства.
В случае поступления дополнительных доходов будут увеличены расходы на повышение
плодородия земель. Одним словом, бюджет 2010 года должен позволить аграрникам
не только обеспечить динамичное развитие, но и выстроить качественно новую аграрную
политику.