[лист "Кооператор юга России"] Обсуждаем закон "О кредитной кооперации"
Обсуждаем закон "О кредитной кооперации"
Автор: Овчинникова Л.А., к.э.н. ведущий специалист Фонда развития сельской кредитной
кооперации
Источник: http://www.ruralcredit.ru/rccdf/371/1176/
Итак, Государственная Дума приняла, а Совет Федерации одобрил закон "О кредитной
кооперации" (далее - "закон"). Что можно сказать о законе?
Во-первых, в целом закон производит довольно благоприятное впечатление. Однако,
есть в нем несколько "ложек дегтя", которые успешно портят "бочку меда".
Противоречий, как внутри самого закона, так и закона с другими законодательными
актами (с некоторыми исключениями, на которых остановимся позднее) и с практическим
опытом работы кооперативов, гораздо меньше, чем в действующем законодательстве.
Что касается существенных особенностей закона, можно отметить следующее. Первое
- большая роль в регулировании деятельности кредитного кооператива отведена уставу
и внутренним нормативным документам. Многие вопросы напрямую отнесены к урегулированию
на локальном уровне. Это накладывает особую ответственность на членов кооператива,
которым следует обращать внимание на содержание внутренних документов и принимать
активное участие в их разработке и обсуждении.
Впрочем, вторая особенность закона - это введение системы регулирования, которая
может существенно повлиять на содержание требований к уставу и внутренним документам
кооперативов.
Во-первых, регулирования государственного. Оно отдано тому же федеральному органу
исполнительной власти, который осуществляет регулирование в сфере банковской
деятельности (на сегодня это - Минфин РФ). И полномочия этому органу отданы довольно
серьезные - например, установление порядка размещения средств резервного фонда
кредитных кооперативов (момент очень спорный, о чем будет сказано далее); установление
дополнительных финансовых нормативов, помимо тех, что указаны в законе; проведение
проверок (в том числе - неплановых) деятельности кредитных кооперативов.
Во-вторых, саморегулирования - путем создания саморегулируемых организаций кредитных
кооперативов. У саморегулируемых организаций - довольно широкие полномочия -
так, установление правил и стандартов деятельности для своих членов дает возможность
активно влиять на содержание уставов и других внутренних документов.
Вообще, по сравнению с законом "О сельскохозяйственной кооперации" саморегулирование
в описании нового закона выглядит куда более приемлемым для жизни. И вызывает
более серьезную уверенность в том, что эти организации смогут не только выжить
и наладить свою работу, но и стать серьезным элементом системы кредитной кооперации.
Сомнения вызывает только одно: в законе описание саморегулируемой организации
и правил её деятельности содержит многочисленные отсылки на законодательство
Российской Федерации о саморегулируемых организациях. На сегодняшний день под
"законодательством о саморегулируемых организациях" следует понимать Федеральный
закон "О саморегулируемых организациях" 315-ФЗ от 01.12.07. Специализированные
законы, касающиеся конкретных видов деятельности (аудит, оценка и т.п.) в расчет
можно не брать. Однако, в законе "О саморегулируемых организациях" предмет регулирования
и сфера действия определены как отношения, возникающие в связи с приобретением
и прекращением стат
уса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций,
объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.
Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели
и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие
определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую
деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица,
осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными
законами. Легко заметить, что кредитный кооператив, как лицо юридическое, может
быть отнесен только к "субъектам предпринимательской деятельности". Однако, согласно
ГК РФ и самому обсуждаемому законопроекту, кредитный кооператив - организация
некоммерческая. Таким образом, углубляется противоречие между отношением к кредитным
кооперативам, как к некоммерческим организациям (не имеющим основной целью
получение прибыли) и отношением к их деятельности, как к однозначно предпринимательской
(прямо направленной на получение прибыли).
Далее пройдемся по остальным плюсам и минусам закона.
ПЛЮСЫ:
1. Уточнены или введены многие понятия, отсутствие или неясность которых
в действующем законодательстве зачастую приводит к конфликтным ситуациям: членский
взнос; пайщик; дополнительный взнос - как вид членского взноса; пай; привлеченные
средства; договор передачи личных сбережений.
2. Определена обязательность денежной формы для любых взносов членов в кооператив.
Хотя на практике случаются ситуации, когда для кооператива и для члена удобнее
сделать взнос в неденежной форме (например, внесение в качестве паевого взноса
здания под офис), все же в настоящее время слишком часты случаи злоупотребления
неденежной формой взносов, что приводит к затруднениям работы кооперативов.
3. Ясно прописано понятие паенакопления и порядок начислений на паевые взносы
и дальнейшей работы с ними.
4. Более четко и жизнеспособно, по сравнению с действующим законодательством,
описаны финансовые нормативы для кредитных кооперативов (особенно следует отметить:
определение минимальной величины резервного фонда в процентах от суммы средств,
привлеченных от членов кооператива; установленные максимальные суммы привлеченных
и выданных займов).
5. Отдельно стоит отметить ограничения в деятельности кредитного кооператива
в плане видов экономической деятельности. Во-первых, в статье 6 установлено,
что сумма денежных средств, направляемых на цели, не связанные с выдачей займов,
не может быть более 50 процентов от суммы, привлеченной от своих членов в течение
того же отчетного периода. Во-вторых, в той же статье 6 установлено, что кооператив
не вправе осуществлять торговую и производственную деятельность.
6. Теплые чувства вызывает пункт 2 статьи 7 - наконец-то определено минимальное
количество членов для кооператива, членами которого являются и физические, и
юридические лица.
7. Четко определены сроки проведения очередного общего собрания, предусмотрена
возможность проведения общего собрания в форме заочного голосования и, что не
менее важно, определен круг вопросов, решения по которым не могут быть приняты
заочным голосованием.
МИНУСЫ:
1. Статья 6, пункт 3 регулирует порядок совершения крупных сделок. Согласно
закону, сделки, влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества кредитного
кооператива на 10 процентов и более балансовой стоимости активов кооператива,
совершаются при наличии соответствующего решения правления. Как минус следует
отметить, что согласия общего собрания на совершение даже особо крупной сделки
уже не требуется. С одной стороны, это повышает оперативность, с другой - снижает
возможности членов кооператива по контролю за сделками кооператива.
2. Сомнения (и даже - сарказм) вызывает пункт 6 статьи 6 - "Кредитные кооперативы
вправе привлекать средства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, кредитных организаций и иных юридических лиц в случае,
если учредительными документами указанных юридических лиц предусмотрено финансирование
кредитных кооперативов". Интересно, где авторы закона видели банк, учредительными
документами которого было бы предусмотрено "финансирование кредитных кооперативов"?
А каким учредительным документом должно быть предусмотрено такое финансирование
в случае с привлечением средств Российской Федерации? Что вообще имелось ввиду
при написании этого пункта? Полный запрет на привлечение любых средств от юридических
лиц и из госбюджета?
Ведь, по сути, этот пункт накладывает ограничения на деятельность кредитных кооперативов,
членами которых являются юридические лица. Ведь для юридических лиц - членов
кооператива исключений не сделано. Следовательно, для того, чтобы такое лицо
могло предоставить кооперативу заем, оно должно будет внести изменения в свои
учредительные документы и зарегистрировать их. До внесения таковых изменений
организация сможет только брать займы в кооперативе.
Этот же пункт "ставит крест" на привлечении банковских кредитов, ибо ни один
банк не станет вносить в свой устав столь+ неумную норму. То же самое касается
других организаций, готовых предоставить заем кооперативу.
По большому счету, при вступлении в кооператив второго уровня кредитные кооперативы
так же должны будут вносить соответствующую норму в свой устав.
Ну и - по отношению к РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям это требование
вообще выглядит анекдотично.
3. Небольшая юридическая помарка - пункт 4 статьи 7. Решение о создании
кооператива официально должно быть принято общим собранием учредителей кооператива
и отражено в его протоколе. На основании этого протокола будет внесена запись
в ЕГРЮЛ о создании нового юридического лица. Думается, что на практике выход
будет найден через утверждение решения о создании кооператива общим собранием
учредителей.
4. Опять же, повод для иронии - не совсем понятно, зачем в реестр членов
кооператива вносить информацию о номере телефона члена кооператива, да еще обязательным
порядком. А если кооператив находится в глухой деревне, где телефонов нет - будет
являться нарушением отсутствие номера в реестре?
5. Cтатью 22 следовало бы дополнить нормой, запрещающей совмещение должности
исполнительного директора и членство в коллегиальных органах кооператива (правление,
контрольно-ревизионный орган, комитет по займам).
6. Уже упоминалось, что в статье 6 установлено, что кооператив не вправе
осуществлять торговую и производственную деятельность. Здесь, правда, есть свой
недостаток - определений торговой и производственной деятельности в действующем
законодательстве нет. Поэтому не очень понятно, как они будут определяться. Будет
ли, к примеру, продажа мебели, ставшей не нужной кооперативу, рассматриваться
как торговая деятельность; будет ли оказание услуг за плату признано производственной
или торговой деятельностью. Будет ли отнесено к производственной деятельности
строительство, если кооператив вдруг решит вложить деньги в недвижимость?
Еще один момент, который следует отметить особо - описание в законе фондов кредитного
кооператива. По сравнению с действующим законодательством - подходы к фондам
стали более определенными и приемлемыми для практики. Однако, остались некоторые
"атавизмы", которые портят впечатление. Рассмотрим подробнее.
В пункте 3 статьи 1 приведено понятие Фонда финансовой взаимопомощи. Данный термин
"перешел в наследство" из действующего законодательства и фактически не несет
функциональной нагрузки. Это ясно видно и по самому закону, в котором никакие
функции ФФВ или правила его формирования и использования не указаны. Следовало
бы отказаться от этого понятия, дабы не загромождать закон.
Опять же "по наследству" перешла в закон путаница с резервным фондом. С одной
стороны, этот фонд рассматривается, как часть собственных средств кооператива
(вид пассивов), используемый для покрытия убытков и непредвиденных расходов (подпункт
16 пункта 3 статьи 1). Это определение подкрепляется статьей 26, которая позволяет
убытки, понесенные в течение года, покрывать за счет резервного фонда. С другой
стороны, подпункт 3 пункта 2 статьи 5 разрешает уполномоченному федеральному
органу исполнительной власти "устанавливать порядок размещения средств резервного
фонда кредитного кооператива". Таким образом, в указанном пункте резервный фонд
рассматривается уже как часть активов, что закрепляет на будущее ситуацию, имеющуюся
в настоящее время - на практике возникает путаница между разнонаправленными пониманиями
резервного фонда и фактически - невыполнение ни одной из обозначенных норм.
По факту, в статье 5 имеется ввиду некий запас денежных средств, использовать
которые можно только на строго определенные цели - по аналогии с резервами банков,
которые используются на покрытие обязательств в случае, если выполнить эти обязательства
в текущем порядке банк не в состоянии. Вообще, для кредитного кооператива такое
резервирование оправдано. Однако, если разбираться детально, ничего общего с
"резервным фондом, используемым для покрытия убытков" оно не имеет. Разработчикам
следовало бы разделить эти понятия и обозначить их более четко.
Определен норматив минимальной величины паевого фонда. Не совсем понятно, откуда
взялась норма именно в 8 процентов, однако как положительный момент следует отметить,
что эта норма не столько по регулированию размера паевого фонда, сколько - по
регулированию размеров средств, привлекаемых от членов кооператива по договорам
займа и личных сбережений.
Осталась некоторая недосказанность по отношению к неделимым фондам. С одной
стороны, определение неделимого фонда, как фонда, сформированного из части имущества
кооператива, за исключением паев и привлеченных средств, подлежащего распределению
между пайщиками только в случае ликвидации кооператива, дает возможность рассматривать
неделимый фонд, как часть пассивов кооператива. И надо отметить, что на сегодняшний
день это - единственно правильная точка зрения. С другой стороны, авторы закона
так и не сформулировали окончательный вывод, который следует из такого отношения
- поскольку разделению на паи и выплате при выходе из кооператива подлежит паевой
фонд, то всякий фонд, сформированный помимо паевого, является неделимым.